НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
  • ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Ю. М.

    ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

    ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

     

    Введение

    (1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии.

    Тема 1

    Элементы библейской антропологии и психологии (4 часа)

    Ветхозаветное учение о душе. Новозаветное провозвестие личности, свободы и спасения души. Библейское учение о грехопадении. Антропология и психология греха. Систасис (падение) человеческой души и его последствия. Экстраверсия души. Омрачение органов чувств. Православное учение о сердце.

    Тема 2

    Основания православной антропологии (6 часов)

    Православная антропология, как основа для православной психологии. Тело, плоть, душа, дух. Образ Божий в человеке. Пол, брак, семья. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Обращение, возрождение и обожение человека. Бог, как Личность. Православное учение о личности. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть, "я", самость. Святость и гениальность. К проблеме двоичности или троичности человеческого существа.

    Тема 3

    Православное учение о душе (2 часа)

    Основные свойства и атрибуты души. Душевное устроение – как категория православно психологии. Основные силы и способности души по святоотеческой традиции: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия), органы чувств. Очищение, развитие и просветление души.

    Тема 4

    Происхождение и развитие души (2 часа)

    Основные концепции происхождения души в христианстве: креационизм, генерационизм, традуционизм. Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского усовершенствования.

    Тема 5

    Бессмертие души (2 часа)

    Смерть, как разделение души и тела. Бессмертие души и тленность тела. Посмертное существование души. Критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации). Бессмертие души по благодати Бога.

    Тема 6

    Ум, разум, рассудок, слово (2 часа)

    Определения основных понятий. Отличие ума от разума и рассудка. Мысли, идеи, понятия. Борьба со страстными помыслами. Очищение и перемена ума (матанойя): стяжание ума Христова. Ум и чувство. Совесть. Словесная сила души. Борьба с грехами празднословия и брани. Безмолвие.

    Тема 7

    Воля (2 часа)

    Определение воли в христианской психологии. Христианское учение о свободе воли. Свобода, самоволие, произвол. Совлечение своей воли: о смирении. Взаимодействие свободы человека и благодати Бога. Психологическое учение об оптимуме мотивации. Православная критика самовластного стремления к благодатным состояниям.

    Тема 8

    Эмоции, чувства, чувствования (2 часа)

    Эмоции, чувства, аффекты, чувствования, страсти. Чувства, эмоции и сердце. Важность и необходимость религиозных чувствований. Вера, надежда, любовь, благоговение, ревность Божия, страх Божий, смирение. Новозаветное учение о любви-агапао (αγαπαω), в отличие от эроса (ερως) и филиа (φιλια). Негативные религиозные чувства: суеверие, фанатизм, исступление, нечувствие.

    Тема 9

    Память. Внимание. Фантазия, воображение (2 часа)

    Определение памяти. Память и забывание. Память смертная, память Божия. Определение внимания. Внимание и молитва. Определение фантазии, воображения, представления. Откровения Божии и лжеоткровения. Борьба с воображением в православной аскетике.

    Тема 10

    Органы чувств (2 часа)

    Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Органы чувств в Библии и библейские сенсорные метафоры. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Христианский духовный опыт и современные проблемы сенсорной культуры.

    Тема 11

    Душевные состояния (6 часов)

    Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния. Лестница душевно-духовных состояний. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Благодатные и безблагодатные состояния. Святоотеческое учение о прелести.

    Тема 12

    Практическая суть православной психологии (6 часов)

    Православная психология и аскетика. Духовная интроверсия. Самонаблюдение и самопознание в православной психологии. Трудности самопознания и средства против них. Психологическая борьба с грехом. Хранение органов чувств. Развитие личности как духовная задача христианина.

    Заключение

    (1 час) Перспективы развития христианской антропологии и психологии и их значение для современности. Критика западной антидуховной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы.

    Семинарские занятия

    (4 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

     

    Общий объем курса – 48 часов, 24 спаренных лекций.

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

    (тексты многих работ доступны в библиотеке сайта)

     

    Тема 1.

    Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.

    Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с.1-46, № 9, с.47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).

    Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908 (Харьков, 1903; "Вера и разум". 1902-1903 гг.).

    Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. – СПб., 2007, с. 140-146. – См. текст.

    Зенько Ю. М. Сердце // Его же. Психология и религия. – СПб., 2002, с. 239-258 (приложение). – Текст здесь.

    Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла // Учение церкви о человеке. Богословская Конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. (интернет-издание). – Текст в формате pdf.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950). – Текст в нашем формате.

    Симон Ф. Психология Апостола Павла. Пер. с нем. еп. Георгия. – М.: Университетская тип., 1907. – Текст в формате pdf, в формате djvu (файл должен открыться в новом окне программы для просмотра такого формата).

     

    Тема 2.

    Алексий патр. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.

    Бердяев Н. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. 1991, № 1, с.79-104 (Путь. № 50, 1936).

    Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.

    Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.380-400 (Путь. № 49. 1935, окт.-дек., с.48-71).

    Григорий Нисский. Об устроении человека // Его же. Творения. Ч. 1. – М., 1861, с. 76-222. – Текст в нашем формате.

    Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. – М.: Аксиома, Мифрил, 1995. – Текст здесь (это новый перевод!).

    Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007. – Оглавление книги и смотровой текстовый вариант книги. Значительная часть материала книги вошла в имеющийся на сайте Электронный словарь по христианской антропологии и психологии.

    Зенько Ю. М. Христианское определение понятия и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. СПб.: СПбАППО, 2006, с. 108-112. – См. текст.

    Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2006, IV:2, с. 167-182. – Текст в в формате pdf.

    Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).

    Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). – Клин: Христианская жизнь, 1997.

    Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. – М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).

    Лоргус Андрей свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. – М.: Граф-пресс, 2003. – 216 с. – Текст целиком здесь.

    Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Его же. Богословие и Боговидение. – М., 2000, с. 289-302 (переизд.: Богословские труды. Сб. 14. – М., 1975, с. 114-120). – Текст здесь.

    Муравьев В. Новый человек – καινος ανθροπος – по учению ап. Павла // Вера и разум. 1904, № 22, с.519-528, № 23, с.613-622.

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. – Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).

     

    Тема 3.

    Августин блаж. О количестве души // Его же. Творения. Т. 1. – СПб., Киев, 1998, с. 183-264. – Текст в нашем формате.

    Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с. 113-125.

    Дебольский Г. С. О духовности души человеческой // Странник. 1870, июль, с. 21-32, август, с. 121-132.

    Зенько Ю. М. Душа: христианское учение о душе, ее свойствах и силах // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зенько Ю. М. Душевное устроение // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Иоанн Кронштадтский св. преп. Душа-христианка: Созерцания и чувства христианской души. – СПб.: Диоптра, 1997.

    Иоанн Кронштадтский св. О Боге, мире и о душе. – СПб., 1991 (репр. изд.: СПб., 1908).

    Иоанн Златоуст св. О душе // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2. – М., 2004, с. 534-538 (Слово 8). – Текст в нашем формате.

    Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь: Правосл. об-во "Панагия", 2002 (переизд.: Ч. 2. Отд. 1-3. Его же. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. Вятка, 1865). – (Святоотеческая христология и антропология. Вып. 3).

    Кирилл Александрийский. Слово на исход души и на второе пришествие // Христианское чтение. 1841, ч. 1, с. 200-225.

    Кирилл Иерусалимский. О душе // Его же. Поучения. – М., 1991, с. 51-53.

    Лопатин Л. /М./ Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии. 1896, кн. 2(32), с. 264-298. – Текст в формате pdf.

    Лоргус Андрей иерей. Душа как психологическая категория // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2006, № 2, с. 93-101.

    Лоргус Андрей свящ. Проблема понимания души в психологии (интернет-издание). – Текст здесь.

    Макарий Египетский преп. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 272-273 (Беседа 41). – Текст в нашем формате.

    Макарий Египетский преп. Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем [О душе] // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 3-13 (Беседа 1). – Текст в нашем формате.

    Макарий Египетский преп. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 192-206 (Беседа 26). – Текст в нашем формате.

    Моисей авва. Сравнение души с жерновом // Иоанн Кассиан. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 181-182 (Собеседования Египетских подвижников. 1. Гл. 18). – Текст в нашем формате.

    Ориген. О душе // Его же. О Началах. Самара, 1993, с. 131-138 (Книга 2. Глава 8).

    Пестов Н. Е. Душа человеческая. – М.: Правосл. братство Св. Ап. Иоанна Богослова, 2003.

    Пестов Н. Е. Свойства души. – М.: ГЛАС, 2006.

    Пимен (Хмелевской) архиеп. Саратовский и Вольский. О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле. 1957 (интернет-издание). – Текст здесь.

    Попов И. /В./ Учение бл. Августина о познании души // Богословский вестник. 1916, № 3-4, с. 452-493 (2-я пагин.); № 5, с. 37-56 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: № 3-4, № 5.

    Светилин А. Е. Из лекций по психологии. Седалище души // Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с. 179-186.

    Серен авва. О непостоянстве души и о злых духах // Иоанн Кассиан. Писания. – Сергиев Посад, 1993, с. 279-305 (Собеседования Египетских подвижников. 7). – Текст в нашем формате.

    Феофан Затворник свт. Душа и ангел – не тело, а дух. – М.: Талан, 1997 (переизд.: М., 1891). – Текст в нашем формате.

     

    Тема 4.

    Аристарх (Лебедев) игум. Происхождение человеческой души // Труды Киевской Духовной Академии. 2008, № 7, с. 49-56. – Текст в формате pdf.

    Иоанн (Шаховской) архиеп. О перевоплощении (диалог) // Его же. Избранное. Петрозаводск, 1992, с. 155-163 (из книги "Листья древа: опыт православного духоведения". Нью-Йорк, 1964). – Текст здесь.

    Ириней Лионский. Нелепость учения о переселении душ // Его же. Творения. М., 1996, с.211-213 (кн. 1, гл. 33).

    Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.

    Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996. – Текст здесь.

    Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357-383.

    Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.

    Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. – Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).

     

    Тема 5.

    Августин блаж. О бессмертии души // Его же. Творения. Т. 1. – СПб., Киев, 1998, с. 373-393. – Текст в нашем формате.

    /Арсений (Троепольский) иером./ Рассуждение о бессмертии души, или доказательства бессмертия, почерпнутые из разума и слова Божия, с разрешением возражений против оного. – М.: Тип. Августа Семена, 1846 (издано под иниц.: "И. Арс. Тр."). – 74 с. – Текст целиком в формате pdf (17 Мб.).

    Глаголев С. /С./ Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19), с. 1-19; кн. 5(20), с. 1-26. – Текст в формате pdf: кн. 4(19), кн. 5(20).

    Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. – М., 1996 (Казань, 1860).

    Иоанн (Шаховской) архиеп. О перевоплощении (диалог) // Его же. Избранное. Петрозаводск, 1992, с. 155-163 (из книги "Листья древа: опыт православного духоведения". Нью-Йорк, 1964). – Текст здесь.

    Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996. – Текст здесь.

    Серафим (Роуз) иером. Душа после смерти. Современные "посмертные" опыты в свете учения Православной Церкви. – СПб.: Царское дело., 1995. – Текст здесь.

    Скурат К. /Е./ Душа по разлучении с телом // Православная беседа. 2011, № 5. – Текст здесь.

    Флоровский Георгий прот. Бессмертие души // Миссионерский листок. № 95d (интернет-издание; впервые: Bulletin of Harvard University Divinity School. XLIX, № 8, apr., 1952, 5-26). – Текст здесь.

    Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы о душе // Историко-философский ежегодник '98. – М.: Наука, 2000, с. 95-103. – Текст здесь.

    Франк С. Учение о переселении душ // Переселение душ. М., 1994, с.268-288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7-33).

     

    Тема 6.

    Амвросий /Ермаков/ еп. Методы борьбы и критерии различения помыслов в русской аскетической традиции // Доклад на XVII международной конференции "Духовная борьба в православной традиции" в г. Бозе (Италия) 8 сентября 2009 г. (интернет-издание). – Текст здесь.

    Белорусов С. А. Язык в духовной жизни личности (интернет-издание). – Текст здесь.

    Глаголев С. /С./ Древо познания и древо жизни // Богословский вестник. 1916, № 2, с. 213-245; № 3-4, с. 421-451 (2-я пагин); № 5, с. 57-73 (3-я пагин). – Текст в формате pdf: № 2, № 3-4, № 5.

    Геннадий (Поляков) иером. Соотношение веры и разума в трудах Ансельма Кентерберийского // Христианское чтение. 2009, № 9-10, с. 178-193. – Текст в формате pdf.

    Григорий Палама. О священно-безмолствующих // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 289-299. – Текст в нашем формате.

    Григорий Палама св. Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов // Его же. Беседы (омилии). Часть 1. – М.: Паломник, 1993, с. 121-128. – Текст в нашем формате.

    Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках). – Текст целиком в нашем формате. – Текст по частям в нашем формате.

    Григорий Синаит преп. О безмолвии и двух образах молитвы. В 15 главах // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 94-112. – Текст в нашем формате.

    Григорий Синаит. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 227-237. – Текст в нашем формате.

    Григорий Синаит преп. О безмолвии и молитве. 10 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 84-93. – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. Коль душевредно многословие и благотворно молчание // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 47 (Подвижническое слово. 70). – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. Надобно блюсти ум несмущенным, чтоб различать верно помыслы, от Бога ли они или от дьявола // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 19 (Подвижническое слово. 26). – Текст в нашем формате.

    Евагрий авва. О различных порочных помыслах // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 618-636. – Текст в нашем формате.

    Зенько Ю. М. Ум, разум, рассудок, слово // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зеньковский В. В. Христианское учение о познании. – Пушкино: Грааль, 2001 (из книги "Основы христианской философии"). – Текст здесь.

    Зеньковский В. В. Христианское учение о разуме // Его же. Христианское учение о познании. – Пушкино: Грааль, 2001. – Текст здесь.

    Иоанн Дамаскин. О внутреннем слове и произносимом // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 93 (Книга 2. Глава 21). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Дамаскин. О мыслительной способности // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 91-92 (Книга 2. Глава 19). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Кассиан. Борьба с помыслами, и чрез них со злыми духами // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 92-106. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О многоглаголании и молчании // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 109-110 (Слово 11). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О неизъяснимых хульных помыслах // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 160-163 (вторая часть Слова 23). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О священном безмолвии тела и души // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 219-234 (Слово 27). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О видении естества бесплотных, в вопросах и ответах // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 71-77 (Слово 18) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О молчании // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 171-176 (Слово 41) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О невольных лукавых помыслах, происходящих от предшествовавших им расслабления и нерадения // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 427-432 (Слово 90) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О том, как по возбуждающимся в человеке помыслам узнавать, на какой степени стоит он // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 159-164 (Слово 38) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. Главы о подвижничестве и безмолвии // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 464-466. – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 315-317. – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О помыслах при отречении от мира и странничестве // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 357-364. – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О хранении ума // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 456-463. – Текст в нашем формате.

    Иустин (Попович) архим. Догматы и разум // Его же. Догматика Православной Церкви. – Белград, 1980, с. 35-44. – Текст здесь.

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424. – Текст в нашем формате.

    Коржевский Вадим иерей. Молва и безмолвие (интернет-издание). – Текст здесь.

    Леонов Вадим прот. Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011, № 3. – Текст в формате pdf, в формате html.

    Макарий Египетский преп. Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается все служение Богу // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 236-239 (Беседа 31). – Текст в нашем формате.

    Макарий Египетский преп. О возвышении ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 403-417 (Слово 5). – Текст в нашем формате.

    Макарий Египетский преп. О свободе ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с. 442-467 (Слово 7). – Текст в нашем формате.

    Муретов М. /Д./ Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамения для верующих и неверов. 1 Кор. 14, 20-25 // Богословский вестник. 1904, № 7-8, с. 496-520 (4-я пагин.). – Текст в формате pdf.

    Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1900, с. 111-144. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О восьми мысленных ведениях // Его же. Творения. М., 1993, с. 59-116. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О деятельном знании // Его же. Творения. М., 1993, с. 49-51. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О различии помыслов и прилогов // Его же. Творения. М., 1993, с. 217-222. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О совершенном мире помыслов // Его же. Творения. М., 1993, с. 308-309 (Кн. 2. Слово 21). – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума // Его же. Творения. М., 1993, с. 53-55. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О том, что страстным наиболее полезно безмолвие // Его же. Творения. М., 1993, с. 155-159. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О чтении по Богу // Его же. Творения. М., 1993, с. 134-140. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 130-134. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 280-287 (Кн. 2. Слово 11). – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. Об истинном рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 140-142. – Текст в нашем формате.

    Светлов П. /Я./ Учение Церкви и богословствующий разум в религиозно-христианском знании // Христианское чтение. 1895, № 11-12, с. 413-441. – Текст в формате pdf.

    Суханов В. /В./ О даре языков в древней Церкви. – Чернигов: Епархиальная тип., 1914. – 53 с. – Текст целиком в формате pdf.

    Таулер Иоганн. О вере, познании и молитве // Начало. 2001, № 11, с. 163-170 (пер. с лат. В.В. Можаровского). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с. 916-918.

    Флоренский П. А. Имена. – М.: Мысль, 2000. – Текст здесь.

    Хоружий С. С. Сердце и ум // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1 (янв.- март), с. 137-159.

     

    Тема 7.

    Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. – СПб., 2001, с. 25-65 (пер. М. Е. Ермаковой). – Текст здесь.

    Антоний митр. Сурожский. О свободе // Его же. Труды. – М., 2002, с. 406-416. – Текст здесь.

    Антоний (Храповицкий) иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности // Христианское чтение. 1888, № 1-2, с. 190-198. – Текст в формате pdf.

    Антоний (Храповицкий) митр. Согласование Евангельских сказаний о Воскресении Христовом. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – Нью-Йорк: Diocesan Publishing House, 1969.

    Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. об-ва). – Текст в нашем формате.

    Бердяев Н. /А/. О книге Н. Лосского "Свобода воли" // Путь. № 6. 1927, янв, с. 130-131.

    Бернард Клервоский. О благодати и свободе воли // Средние века. Вып. 45. М., 1982. – Текст здесь.

    Бронзов А. А. К вопросу о нравственной статистике и свободе воли: по поводу некоторых странных притязаний детерминистов истекающего века // Христианское чтение. 1897, № 4, с. 642-677. – Текст в формате pdf.

    Бронзов А. А. Новые книги: Д-р Гутберлет "Свобода воли и ее противники". Перев. с немец. Москва, 1906 г. // Христианское чтение. 1906, № 2, с. 324-328. – Текст в формате pdf.

    Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам. – София, 1935 (переизд.: СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902). – Текст целиком в формате pdf (12 Мб.).

    Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании апостола Павла к Галатам. – М.: Изд-во Моск. подв. Свято-Троиц. Серг. Лавры, 1999 (переизд.: СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902).

    Григорий Нисский. Против учения о судьбе // Его же. Творения. Ч. 4. – М., 1862, с. 141-177.

    Григорий Нисский. Против учения о судьбе // Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Т. 2. – М.: МФТИ, 1999, с. 328-344.

    Диадох блаж. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 9 (Подвижническое слово. 5). – Текст в нашем формате.

    Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли // Его же. Творения. Т. 5. – М., 1995, с. 184-189.

    Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным // Его же. Творения. Т. 3. – М., 1993, с. 396.

    Ефрем Сирианин. О свободной воле человека // Его же. Творения. Т. 5. – М., 1995 с. 24-33.

    Зенько Ю. М. Воля, свобода воли, желания // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зеньковский В. В. Дар свободы. – Париж, /1933/ (Париж, 1928).

    Иоанн Дамаскин. О [двух] волях и свободах Господа нашего Иисуса Христа // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 152-161 (Книга 3. Глава 14). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Дамаскин. О том, по какой причине мы произошли со свободной волей // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 108-110 (Книга 2. Глава 27). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. Беседа на слова: Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матф. XXVI, 39) // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 3. Кн. 1. – М., 1994, с. 16-26. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. Беседа на слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Матф. 26, 39) и против маркионитян и манихеев, и о том, что, не должно вызываться на опасности, но предпочитать всякой воле – волю Божию (интернет-издание). – Текст здесь (адаптированный вариант).

    Иоанн /Соколов/ еп. Смоленский. О промысле Божием // Христианское чтение. 1876, № 5-6, с. 554-563. – Текст в формате pdf.

    Ириней Лионский. О том, что люди свободны и имеют способность избрания // Христианское чтение. 1838, ч. 3, с. 241-253.

    Кирилл митр. Смоленский и Калининградский. Замысел Божий о человеке и свобода воли: Эсхатологическая перспектива // Церковь и время. 2005, № 4 (33), с. 5-18. – Текст здесь.

    Кирилл (Гундяев) митр. Смоленский и Калининградский. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008.

    Лосский Н. О. Свобода воли // Его же. Избранное. – М., 1991, с. 481-597.

    Лютер Мартин. О рабстве воли // Его же. Избранные произведения. СПб., 1994, с. 185-382. – Текст здесь.

    Максим Грек. Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека // Его же. Сочинения. Ч. 3. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1911, с. 239-262.

    Максим Грек. Слово о том, что промыслом Божиим а не звездами и кругом счастия устраивается человеческая судьба // Его же. Сочинения. Ч. 2. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с. 225-239.

    Мефодий Патарский. О свободе воли (против Валентиниан) // Его же. Полное собрание творений. – СПб., 1877, с. 147-167.

    Мефодий еп. Патарский. О свободе воли // Богословские труды. Сб. 3. – М., 1964, с. 187-208.

    Ориген Александрийский. О свободе воли (из трактата "О началах") // Отцы и учителя Церкви III века. Т. 2. М., 1996, с. 125-141.

    Ориген. О свободе воли. Разрешение и объяснение изречений Писания, по-видимому, отвергающих ее // Его же. О Началах. Самара, 1993, с. 162-207 (Книга 3. Глава 1).

    Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. – Краснодар: Текст, 2010. – 207 с. – (Переизд.: СПб., 1888). – Текст целиком в формате pdf (4 Мб.).

    Симора Андрей иерей. Мораль как волевой акт сознания христианина // Труды Киевской Духовной Академии. 2005, № 1, c. 313-330. – Текст в формате pdf.

    Склярова Т. В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2005, IV:1, с. 114-133.

    /Тихомиров Ф. А./ Дух отношения между благодатию и свободою в возрожденном человеке по руководству символических книг православной церкви // Христианское чтение. 1894, № 3-4, с. 293-310. – Текст в формате pdf.

    Феодор Студит. Все от Бога; однако же требуется и наше усилие, чтоб хранить и подвигаться вперед // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 58-60 (Подвижнические монахам наставления. 22). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Отсечение своей воли наша первейшая добродетель // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 194-196 (Подвижнические монахам наставления. 92). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Отсечение своей воли – самый великий подвиг // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 621-622 (Подвижнические монахам наставления. 329). – Текст в нашем формате.

    Черняева С. А. Свобода в системе координат христианской самореализации личности // Смысловые пространства современного человека. Сборник научных статей. – СПб., 2005, с. 214-222.

    Черняева С. А. Свобода как условие христианской самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7. – СПб., 2003, с. 102-117.

    Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Его же. Философские произведения. – М., 1987, с. 218-289.

     

    Тема 8.
    ОБЩИЕ РАБОТЫ

    Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с. 408-412. – Текст здесь.

    Джуссани Луиджи. Религиозное чувство. Пер. с итал. – М.: Христианская Россия, 2000.

    Зенько Ю. М. Чувства, чувствования, эмоции // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Иоанн Дамаскин. О чувстве // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 89-91 (Книга 2. Глава 18). – Текст в нашем формате.

    Магнитский Вячеслав прот. Религиозные чувствования. – Пг.: Тип. Алекс.-Невск. об-ва трезвости, 1914.

    Переверзев И. Значение религиозного чувства для мысли и нравственной деятельности человека (Психологические наброски) // Христианское чтение. 1899, № 10, с. 673-696.

    Платон (Игумнов) архим. Эмоции, влечения и потребности // Его же. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 (Глава 3). – Текст здесь.

    ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

    Бронзов А. А. Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений // Христианское чтение. 1899, № 3, с. 440-471. – Текст в формате pdf.

    Введенский А. И. Литература вопроса и примечания к статье "религиозная вера, как биогенетический принцип в психологии" // Богословский вестник. 1899, № 9, с. 69-83 (опубликовано под инициалами "А. В."). – Текст в формате pdf.

    Введенский А. /И./ Религиозная вера, как биогенетический принцип в психологии // Богословский вестник. 1899, № 1, с. 39-56; № 5, с. 75-98; № 9, с. 40-68. – Текст в формате pdf по номерам: № 1, № 5, № 9.

    Веселова Е. К. Психологические аспекты веры (интернет-издание). – Текст здесь.

    Геннадий (Поляков) иером. Соотношение веры и разума в трудах Ансельма Кентерберийского // Христианское чтение. 2009, № 9-10, с. 178-193. – Текст в формате pdf.

    Диадох блаж. Когда начинает кто любить ближнего, и почему любовь плотская скоро истощается, а любовь духовная – никогда // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 14-15 (Подвижническое слово. 15). – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. О двоякой любви – естественной и духовной (благодатной) и об отличиях каждой // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 25 (Подвижническое слово. 34). – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. О любви к Богу в чувстве сердца, как она приобретается // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 15-16 (Подвижническое слово. 16). – Текст в нашем формате.

    Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. Вып. 4, СПб., 2007, с. 140-146. – См. текст.

    Кирилл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Где жертва, там и любовь // Православная беседа. 2012, № 1. – Текст здесь.

    Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с. 64-88.

    Пестов Н. Е. Умеем ли мы любить друг друга? – СПб.: Сатисъ, Держава, 2005.

    Сабиров В. Любовь как откровение личности – божественной и человеческой // Человек. 2003, № 5, с. 111-122, № 6, с. 100-110; 2004, № 1, с. 76-85.

    Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. – М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).

    СТРАХ БОЖИЙ И СТРАХ МИРСКОЙ

    Антоний митр. Сурожский. О страхе Божием и об исповеди // Московский психотерапевтический журнал. 2003, № 3 (38), с. 130-144.

    Диадох блаж. Как душа больная начинает исцеляться действием страха Божия, и как мало-помалу доводится до совершенного здравия любовью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 16 (Подвижническое слово. 17). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Дамаскин. О страхе // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 87 (Книга 2. Глава 15). – Текст в нашем формате.

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 333-334 (Наставление безмолвствующим. 17). – Текст в нашем формате.

    Кудрявцев П. /П./ Слово о страхе Божием // Труды Киевской духовной академии. 1909, № 3, с. 1-13. – Текст в формате pdf.

    Петр Дамаскин преп. О второй заповеди и о том, что страх рождает плач // Его же. Творения. М., 1993, с. 36-47. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О страхе (Господнем), вводном и совершенном // Его же. Творения. М., 1993, с. 235-239 (Кн. 2. Слово 3). – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть // Его же. Творения. М., 1993, с. 34-36. – Текст в нашем формате.

    Рождественский А. /П./ прот. Страх Божий – высшее счастье, по книге Иисуса сына Сирахова // Христианское чтение. 1909, № 2, с. 153-170. – Текст в формате pdf.

    Флоренский Павел свящ. Страх Божий. 1918 // Богословские труды. Сб. 17. – М., 1977, с. 87-101. – Текст в формате pdf.

    ДРУГИЕ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
    (безгневие, благодарность, дружба, мир, плач, радость, стыдливость)

    Александр (Милеант) еп. Слава Богу за все! О благодарности Богу // Миссионерский листок. № 33. 1999 (интернет-издание). – Текст здесь.

    Григорий Палама св. Омилия 1. О сохранении мира друг с другом // Его же. Беседы (омилии). Часть 1. – М.: Паломник, 1993, с. 15-20. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О радостотворном плаче // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 86-98 (Слово 7). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О безгневии и кротости // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 98-104 (Слово 8). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О благодарности Богу // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 9-17 (Слово 2) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 345-357. – Текст в нашем формате.

    Нефедов Геннадий прот. Стяжание внутреннего мира // Журнал Московской патриархии. 1991, № 9, с.44.

    Коржевский Вадим иерей. О плаче // Его же. Пути спасения христианина: беседы. – Тюмень: Русская неделя, 2010 (Беседа 2). – Текст здесь.

    Коржевский Вадим иерей. О стыдливости (интернет-издание). – Текст здесь.

    Петр Дамаскин преп. О духовной радости // Его же. Творения. М., 1993, с. 309-314 (Кн. 2. Слово 22). – Текст в нашем формате.

    Рождественский А. /П./ прот. Об истиной и ложной дружбе, по книге Иисуса сына Сирахова // Христианское чтение. 1908, № 1, с. 3-26. – Текст в формате pdf.

    ДРУГИЕ – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
    (гнев, зависть, неверие, ненависть, отчаянье, ревность, сомнение)

    Василий Великий. О зависти // Его же. Творения. Т. 2. – СПб., 1911, с. 169-175 (Беседы. Беседа 11). – Текст в нашем формате.

    Введенский А. П. прот. Причины религиозных сомнений (интернет-издание). – Текст здесь.

    Введенский А. /П./ Религиозные сомнения наших дней. Т. 1. Оскудение веры (Психологический этюд). Воскресение Христово, как торжество веры, правды, смысла жизни, прогресса и бессмертия. – /Одесса/: Тип. Л. Нитче, 1914. – Текст целиком в формате pdf.

    Вениамин (Федченков) митр. О вере, неверии и сомнении. – СПб.: Нева-Ладога-Онега; – М.: Русло, 1992.

    Диадох блаж. О гневе, – когда и как можно допускать его // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 40-41 (Подвижническое слово. 62). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. О гневе и ярости // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2. – М., 2004, с. 622-628 (Слово 20). – Текст в адаптированном виде.

    Иоанн Златоуст св. О зависти // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2. – М., 2004, с. 605-610 (Слово 17). – Текст в адаптированном виде.

    Иоанн Златоуст св. О ненависти и вражде // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2. – М., 2004, с. 610-619 (Слово 18). – Текст в адаптированном виде.

    Иоанн Кассиан. О духе гнева // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 100-113 (О постановлениях киновитян. Кн. 8). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О вреде безрассудной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 418-427 (Слово 89) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти // Отцы и учителя Церкви III века. Т. 2. М., 1996, с. 323-330.

    Кирилл (Павлов) архим. Проповеди о зависти и грехе осуждения. – Серг. Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1995.

    Петр Дамаскин преп. О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил // Его же. Творения. М., 1993, с. 142-145. – Текст в нашем формате.

     

    Тема 9.
    ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ СМЕРТИ

    Василий (Кривошеин) иером. Заметка к Слову "О памяти смертной" преп. Симеона Нового Богослова и перевод Слова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1953, № 14, с. 92-99.

    Зенько Ю. М. Память // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Иоанн Дамаскин. О способности помнить // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 92-93 (Книга 2. Глава 20). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О памяти смерти // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 82-86 (Слово 6). – Текст в нашем формате.

    Иоанн (Шаховской) архиеп. Память и забвение // Православная община. 1992, № 3 (9), с.25-27.

    Коржевский Вадим иерей. О памяти смертной // Его же. Пути спасения христианина: беседы. – Тюмень: Русская неделя, 2010 (Беседа 8). – Текст здесь.

    Певницкий В. /Ф./ О памятовании смерти. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста (25 февраля 1900 года) // Труды Киевской духовной академии. 1900, т. 1, с. 477-487. – Текст в формате pdf.

    Стародубцева Л. В. Христианские концепции памяти и забвения: опыт философско-антропологической интерпретации // Наука и богословие: Антропологическая перспектива. – М., 2004, с. 104-128.

    ВНИМАНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ

    Зенько Ю. М. Внимание, трезвение, рассеянность // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Исихий Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 157-202. – Текст в нашем формате.

    Метод священной молитвы и внимания. Пер. А. И. Сидорова // Символ. № 34. 1995, дек., с. 217-224.

    Коржевский Вадим иерей. О трезвении // Его же. Пути спасения христианина: беседы. – Тюмень: Русская неделя, 2010 (Беседа 9). – Текст здесь.

    Никифор Уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 239-251. – Текст в нашем формате.

    О внимании и молитве. Собрано из святых отцов // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 436-439. – Текст в нашем формате.

    Симеон новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 462-472 (Слово 68). – Текст в нашем формате.

    Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы // Его же. Творения. Т. 2. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с. 179-191.

    Феодор Студит. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 308-310 (Подвижнические монахам наставления. 159). – Текст в нашем формате.

    Феофан /Затворник/ еп. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцов. 2-е изд. – М., 1889.

    Феофан (Говоров) еп. Четыре слова о молитве и трезвении. – М., 1882 (6-е изд.: М., 1912).

    Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 401-420. – Текст в нашем формате.

    ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ

    Зенько Ю. М. Фантазия, воображение // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Иоанн Дамаскин. О способности воображения // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 88 (Книга 2. Глава 17). – Текст в нашем формате.

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Как Пророки видели образные видения // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424 (Наставление безмолвствующим. 67). – Текст в нашем формате.

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 382-383 (Наставление безмолвствующим. 64). – Текст в нашем формате.

    Коновалов Д. /Г./ Психология сектантского экстаза [Речь пред защитой магистерской диссертации] // Богословский вестник. 1908, № 12, с. 628-638 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf.

    Коновалов Д. /Г./ Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве // Богословский вестник. 1907, № 3, с. 595-614 (2-я пагин.); № 4, с. 782-803; № 7-8, с. 649-695; № 10, с. 312-351; 1908, № 4, с. 707-763 (3-я пагин.); № 7-8, с. 535-568 (4-я пагин.); № 10, с. 188-217 (2-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: 1907, № 3, № 4, № 7-8, № 10; 1908, № 4, № 7-8, № 10.

    Лушников Д. Ю. Значение воображения в православной духовной традиции // Начало. 2005, № 14, с. 58-74.

    Лушников Д. Ю. Значение воображения в православной духовной традиции. Опасности между магизмом и иконоборчеством // Христианское чтение. 2006, № 26.

    Свешников Владислав прот. Воображение и Евангелие // Его же. Прикосновение веры: проповеди, статьи, доклады. – М., 2005, с. 487-489.

     

    Тема 10.

    Виссарион /Нечаев/ еп. Грехи чувств. – М., 1888.

    Диадох блаж. Как не мирное пользование телесными чувствами затрудняет памятование о Боге и заповедях Его, и как избегнуть сего зла // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 36-37 (Подвижническое слово. 56). – Текст в нашем формате.

    Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. – СПб., 2000, с. 206-224.

    Ефрем Сирин. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. – М., 1995, с. 189-191.

    Зенько Ю. М. Органы чувств // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с. 123-126. – Текст здесь.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. – М., 1993, с. 1-67.

    Иоанн Златоуст св. О том, что ходить на зрелища гибельно, что это ведет к прелюбодеянию и бывает причиной неудовольствия и раздора // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 4. Кн. 2. – М., 1995, с. 854-870 (Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 3). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. О том, что ходить на зрелища гибельно, что это ведет к прелюбодеянию и бывает причиной неудовольствия и раздора (интернет-издание). – Текст здесь (Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 3) (адаптированный вариант).

    Иоанн Златоуст св. Слово против зрелищ // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, с. 178-184. – Текст здесь.

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Как Пророки видели образные видения // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424 (Наставление безмолвствующим. 67). – Текст в нашем формате.

    Киприан Карфагенский. Книга о зрелищах // Его же. Творения. Ч. 2. – Киев, 1891, с. 353-363.

    /Лопухин А. П./ Св. Иоанн Златоуст и театральные зрелища его времени // Христианское чтение. 1896, № 1-2, с. 171-193 (издано под псевд. "А. Раин"). – Текст в формате pdf.

    Мороз Алексий свящ. Музыка преисподней: Рок-музыка, наркотики, ночные клубы. – Н.-Новгород: АОЗТ "Вектор", 1998.

    Никодим Святогорец. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами // Его же. Невидимая брань. – М.: Тритон, 1991, с.84-92 (Часть 1. Глава 21).

    Никодим Святогорец. Общие уроки об употреблении чувств // Его же. Невидимая брань. – М.: Тритон, 1991, с. 84-92 (Часть 1. Глава 24).

    Николаев Борис прот. Богословие пяти чувств. – М.: Синтагма, 1998.

    Пестов Н. Е. Необходимость воздержания чувств // Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. – М., 1998, с. 3-5.

    Рафаил (Карелин) архим. О телевизоре (интернет-издание).

    Рождественский А. /П./ прот. Об осторожности в словах и поступках по учению Иисуса сына Сирахова // Христианское чтение. 1909, № 12, с. 1521-1533. – Текст в формате pdf.

    Скворцов К. /И./ Трактат Тертуллиана о зрелищах // Труды Киевской Духовной академии. 1865, № 7, с. 321-253. – Текст в формате pdf.

    Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. – М., 1994, с. 277-293.

    Феодор Студит. Идем отсюда... т.е. из области страстей, чрез воздержание чрева, очей, языка, слуха, рук и ног // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 39-41 (Подвижнические монахам наставления. 12). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с. 916-918.

    Феодор Студит. Против распаления страстей – слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 61-62 (Подвижнические монахам наставления. 24). – Текст в нашем формате.

     

    Тема 11.

    Афанасий (Сахаров) еп. Настроение верующей души по Триоди Постной // Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / Авт.-сост. Г.И. Катышев. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006, с. 222-277. – Текст здесь.

    Барсов Е. В. Библиография. Д. Г. Коновалов, "Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, выпуск 1: Физические явления в картине сектанского экстаза". Сергиев Посад, 1908 г. // Богословский вестник. 1908, № 12, с. 653-659 (3-я пагин). – Текст в формате pdf.

    Барсов Е. /В./ Письмо к редактору [о кн.: Д. Г. Коновалов, Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, выпуск 1. Сергиев Посад, 1908] // Богословский вестник. 1908, № 12, с. 659-662 (3-я пагин). – Текст в формате pdf.

    Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.

    Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с. 189-200.

    Даниил авва. О трояком состоянии душ // Иоанн Кассиан. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 236-237 (Собеседования Египетских подвижников. 4. Гл. 19). – Текст в нашем формате.

    Ефрем Сирин. О духовном состоянии // Его же. Творения. Т. 2. – М., 1993, с. 396.

    Зенько Ю. М. Душевное расположение и внешнее благочестие // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зенько Ю. М. Душевные состояния // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Зенько Ю. М. Душевные состояния в христианской психологии. Статья для сайта Московской духовной академии. – См. здесь.

    Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с. 126-128. – Текст здесь.

    Иоанн Лествичник. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 146-148 (Слово 20). – Текст в нашем формате.

    Коновалов Д. /Г./ Психология сектантского экстаза [Речь пред защитой магистерской диссертации] // Богословский вестник. 1908, № 12, с. 628-638 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf.

    Коновалов Д. /Г./ Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве // Богословский вестник. 1907, № 3, с. 595-614 (2-я пагин.); № 4, с. 782-803; № 7-8, с. 649-695; № 10, с. 312-351; 1908, № 4, с. 707-763 (3-я пагин.); № 7-8, с. 535-568 (4-я пагин.); № 10, с. 188-217 (2-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: 1907, № 3, № 4, № 7-8, № 10; 1908, № 4, № 7-8, № 10.

    О различных состояниях души в исихии // Петр (Пиголь) игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999, с. 174-181.

    СОН И СНОВИДЕНИЯ

    Диадох блаж. О добродетели неверования никаким снам // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 27-28 (Подвижническое слово. 38). – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 23 (Подвижническое слово. 31). – Текст в нашем формате.

    Диадох блаж. О снах, Богом посылаемых, и дьяволом навеваемых и о разности их // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 26-27 (Подвижническое слово. 37). – Текст в нашем формате.

    Думитрашков К. Сны с библейской точки зрения // Воскресное чтение. 1873, II, с. 193-198, 243-248.

    Евагрий авва. О сновидениях // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 619-620 (О различных порочных помыслах. 4). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 144-145 (Слово 19). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О сновидениях, бывающих новоначальным // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 31-32. – Текст в нашем формате.

    Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с. 97-99.

    О сновидениях. Сборник. – М.: Центр "Благо", 1998.

    Светлов П. Я. Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии. – Киев, 1892.

    ПРЕЛЕСТЬ, СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОЙ ПРЕЛЕСТИ

    Александр (Милеант) еп. Ложные чудеса // Миссионерский листок. № 53. 1996 (интернет-издание). – Текст здесь.

    Григорий Синаит. О прелести // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 222-227 (Наставление безмолвствующим. 7). – Текст в нашем формате.

    Григорий Синаит. О прелести // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 233-234 (О безмолвии и молитве. 10). – Текст в нашем формате.

    Зенько Ю. М. Прелесть: состояние духовной прелести // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. О прелести // Его же. Творения в семи томах. Т. 2. – М., 1993, с. 228-257 (О Молитве Иисусовой. Отдел 2).

    Игнатий (Брянчанинов) свт. О прелести. – СПб.: Шпиль, 1996.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. О прелести. – СПб.: Об-во свят. Василия Великого, 2002 (СПб.: Об-во свят. Василия Великого, 1998).

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 388-390 (Наставление безмолвствующим. 73). – Текст в нашем формате.

    Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с. 97-99.

    Феодор Студит. По состоянию души твоей, узнавай, кто подошел к тебе // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 341-342 (Подвижнические монахам наставления. 176-3). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Проявления действий в нас Духа Божия, и духа лестча // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 83-84 (Подвижнические монахам наставления. 35). – Текст в нашем формате.

     

    Тема 12.

    Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 71-79. – Текст здесь.

    Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.

    Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с. 21-25. – См. текст.

    Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. СПб.: СПбАППО, 2005, с. 105-110. – Текст здесь.

    Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография // Московский психотерапевтический журнал. 2008, № 3 (58), с. 145-188. – См. текст (предполагается также вывесить и обновленный вариант текста).

    Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

    Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. – Минск, М., 1999, с.151-161.

    Швецов Валерий свящ. Взаимодействие пастыря с психологами и врачами в деле душепопечения // Знаменские чтения 2000-2004. Сборник материалов. – СПб., 2006, с. 289-300. – Текст здесь.

     

    Заключение.

    Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 71-79. – Текст здесь.

    Братусь Б. С. Заключительное замечание на XII конференции Православного свято-тихоновского богословского института. Секция "Христианская антропология и современная психология". 2002 г. – Текст здесь.

    Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.

    Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2009. – Смотровой текстовый вариант книги.

    Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.

    Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Международная конференция, Москва, 7-9 сентября 1995 г. М., 1995.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

    Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.

    Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.

     

     

    Текст добавлен 04.02.2011. Последнее обновление 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659