НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Преображение, обновление

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ

     

    При преображении христианина должно происходить обновление всего человеческого существа: "Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с тою целию, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.282/. В этом можно и нужно полагаться на Христа: "Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душею, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое, то есть, Духа Своего" /там же/.

    Поэтому верующие в Бога являются новой тварью, что прикровенно было засвидетельствовано еще в Ветхом Завете. По словам Самуила Саулу: "найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать..., и сделаешься иным человеком" (1 Цар. 10, 6). Эта инаковость и новизна была опытно познана христианскими подвижниками: "у христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей; почему и лучше они всех людей" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.57/. Но происходит это не само по себе: "Силу же всего этого еще ныне сподобляются они во внутренность души своей принимать через Духа Святаго" /там же/.

    Весь Новый Завет есть новизна в разных ее вариантах и при использовании разных образов. Перечислим некоторые из них:

    новые меха: "вино молодое вливают в новые меха" (Мат. 9, 17; Мк. 2, 22; Лк. 5, 38);

    новая одежда: "никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой" (Лк. 5, 36);

    новое учение: евреи, увидев изгнание Иисусом нечистого духа из одержимого, ужаснулись и спрашивали друг друга: "что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?" (Мк. 1, 27); эпикурейским и стоическим философам также была в новинку проповедь ап. Павла, так что, взяв его и приведя в ареопаг, они спрашивали: "можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?" (Деян. 17, 19);

    – Иисусом Христом была дана новая заповедь: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. заповедь новую" (Ин. 13, 34);

    – Иисус Христос говорит апостолам о Новом Завете: "взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 27-28);

    – и в конце всего должны быть новые небо и земля: "ожидаем нового неба и новой земли" (2 Пет. 3, 13); их увидел в своем прозрении Иоанн Богослов: "увидел я новое небо и новую землю" (Откр. 21, 1);

    В полной мере эта новизна относится и к человеку:

    – "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5, 17); "во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (Гал. 6, 15);

    – ап. Павел о Христе: "упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф. 2, 15-16);

    – ап. Павел призывал ефесян "обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 23-24);

    – о новом сердце и духе предвещали еще ветхозаветные пророки: "отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух" (Иез. 18, 31); "дух новый вложу в них" (Иез. 11, 19; 36, 26).

    Фактически в Новом Завете проводится мысль о дальнейшем (или втором) творении человека. Сравнивая Адама и Иисуса Христа, ап. Павел пишет: "Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1 Кор. 15, 47-49).

    Вообще надо отметить, что учение о "новом человеке" особенно близко ап. Павлу и является центральным пунктом всего его богословствования /Муравьев. 1904, с.619/.

    Христианская идея о новом человеке обладает таким творческим потенциалом, что ее постоянно хотят использовать и вне христианства (но при этом трактуя по-своему и искажая целостность концепции).

    В советское время пытались формировать нового человека – человека коммунистического будущего. Правда, из этого ничего не вышло: "Некоторые товарищи огнем и мечом пытались сотворить "нового" человека по своему образу и подобию, но только изрядно помордовали свои народы, смертельно перегрызлись между собою и бесследно канули" /антр.: Юрченко. 1990, с.120/. Нечто похожее было и в фашистской Германии, – и с тем же результатом. Теоретическим вдохновителем в этом вопросе и самого Гитлера и его окружения был известный германский философ – Фридрих Ницше. Он трактовал нового человека как возвышающегося над толпой героя и называл его своим любимым словом – "сверхчеловек". Идею сверхчеловека и нового человека потом начала активно использовать антропософия (по крайней мере, ее русский вариант), теософия и агни-йога. В настоящее же время, главным героем американский и европейских фильмов и книжных бестселлеров является "супермен", т. е. сверх-человек.

    Однако супермены, сверхчеловеки и новые люди обуреваемы страстями не меньше, а намного больше, чем обыкновенные люди. Стать новым человеком оказывается не так просто. Здесь ничего не поделают ни философские, ни социальные учения, ибо это возможно только через христианство – через содержащееся в нем Божье откровение и с помощью благодати Божьей.

    Постепенно изменяясь, человек подходит и переходит через важнейшую точку своей жизни, после которой жизнь как бы открывается для него заново. Для самого человека это также настолько важно, что сравнимо разве что только с рождением: "рождение – вот то слово, которое вбирает в себя и неслыханную новизну переворота, происходящего в человека, принимающего в себя новый опыт бытия, и ту неавтоматичность и негарантированность передачи духовного опыта..." /христ.: Кураев. 1994, с.65/. Происходит новое рождение человека: "христиане принадлежат иному веку, суть сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братия Христовы..." /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.143/.

    Нередко это новое рождение называют вторым: "Всякий Христианин двоякое рождение имеет, ветхое и плотское, духовное и новое..." /христ.: Тихон (Задонский). Т. 3. 1836, с.135/. Он же в другом месте пишет: "человек, веру Христианскую и крещение восприявший, двоякое имеет рождение. Первое, плотское, в котором зачинается в беззакониях и рождается во грехах... сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся все, отцы наши и мы, сыны Адамовы. Второе рождение есть крещение, которое водою и Духом бывает, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное; и происходит от Христа" /там же, т. 7, с.96/.

    О рожденных второй раз в Новом Завете сказано так: "которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1, 13).

    Этот же таинственный и необычный процесс называют и духовным рождением, или рождением свыше. Прежде всего об этом повел речь Иисус Христос с пришедшим к нему тайно Никодимом, одним из начальников иудейских: "истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3, 3). Это вызвало у Никодима большое недоумение: "как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3, 4). На что Иисус отвечал: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3, 5-7).

    Последующие христианские св. отцы говорят о рождении от Христа: "Ибо когда родимся мы духовно от Него, когда Он вселится в нас чрез тайны и мы станем сознательно пребывать в Нем, тогда в тот самый час, как будет сие в нас, вдруг узреваем мы славу божества Его, славу яко Единородного от Отца..." /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.46/. И произойти это должно явно и сознательно: "Если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть верующие в Него от чистого сердца. Если же кто станет говорит, что каждый из нас верующих получил и имеет Духа, хотя и не осознает и не чувствует того, таковой богохульствует..." /там же, с.47/. Аргументируется это так: "Тот, кто облекается в Бога, чувствует конечно, во что он облекся. Как голый телом, когда наденет какую-либо одежду, чувствует то и видит, что это за одежда: так и обнаженный душею, когда облекается в Бога, чувствует то и познает. Если облекшийся в Бога не чувствует, что есть то, во что он облекся, то следует, что он не жив: ибо только мертвые не чувствуют, когда их одевают. Почему боюсь, не мертвы ли и не голы ли истинно те, которые говорят так" /там же, с.109-110/. И далее: "Ересь бывает, когда кто уклоняется от какого-либо догмата православной веры; но кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподобились приять Духа Святаго и креститься от Него, т. е. возродиться благодатию Святаго Духа и соделаться сынами Божиими, с сознанием, опытным вкушением и узрением, – тот низвращает все воплощенное домостроительство Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и явно отвергает обновление образа Божия или человеческого естества, растленного и умерщвленного грехом" /там же, с.127/.

    А иногда св. отцы говорят и о третьем рождении: "Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез крещение и рождение чрез воскресение" /христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.544/. Рождение чрез воскресение, как следует из его названия, будет по всеобщем воскресении и о каких-то его свойствах говорить в настоящее время трудно (да в христианстве и не поощряется чрезмерное любопытство о предметах духовных и божественных).

    О новом рождении через крещение может быть известно больше: "Если в крещении Духом Святым подается человеку новое рождение, то за рождением этим следует и из него изливается новая жизнь. Новая же жизнь эта есть дар Духа Святого – "сокровища благих и жизни подателя". Ибо новизна жизни и состоит в том, что она в Духе и от Духа Миропомазания есть личная Пятидесятница каждого человека... Это есть как бы посвящение каждого человека стать таким, каким его задумал и создал Бог" /христ.: Шмеман. 1991, с.72/. Интересен следующий исторический факт: "В древности крещение новообращенных совершалось на Пасху и составляло не просто часть, а в каком-то смысле средоточие великого пасхального торжества. И потому завершением крещения было вхождение новокрещенных в Евхаристию... новокрещенные пребывали в Храме в течение восьми дней и каждый из них снова и снова праздновался как Пасха... после чего новокрещенные возвращались в мир и в свою мирскую жизнь. Но возвращались они из полноты радости, как ее свидетели и причастники и потому – как ее возвестители самой своей жизнью" /там же, с.73/

    У христианина происходит не только собирание всего его существа, но и его обновление, к которому призывают св. отцы: "бодрствуйте, обновляйтесь, спешите, приобретайте крылья и стремитесь, очищайте души и тела, усовершайте свой ум и мысль" /христ.: Феодор Студит. Творения. Т. 2. 1908, с.55/.

    Человек при этом как бы начинает жить заново: "Верующий, сочетываясь со Христом, принимает новую жизнь... Сила нового рождения и жизни начинает истреблять в человеке грех, а вместе с тем уничтожать и следствие греха – расстройство сил и частей его существа, или восстановляет в нем жизнь истинную, которая в нем множится, растет, приходит от силы в силу..." /христ.: Феофан Затворник. 1891, с.206/. "Сия новая жизнь ныне сокровенна в искренно работающих Господу и даже большею частию сокрыта от них. Она зреет как бы под покровом тления, строя и составляя нам нового человека или человека вечности. Но потом, как плод из древа или древо из семени, из него явится сия жизнь во всем свете" /там же, с.206/.

    Это обновление должно коснуться всего человека: "У истинного христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы духовные, святые; иная воля – правая святая, кроткая, благая; иное воображение чистое, святое; иная память, иной взор – чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово – целомудренное, чистое, степенное, кроткое, словом, – христианин должен иной человек, небесный, новый святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим" /Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1991, с.33/.

    В этом духовном и нравственном обновлении христианин преобразуется по образу Иисуса Христа: "Уподобление Христу, восприятие Его нрава и служит тем средством, чрез которое человек делается причастником вечного блаженства... праведность эта перестает быть внешней человеку: человек спасается восприняв праведность Христа в себя, уподобившись Христу. Это уподобление делает человека способным быть и наслаждаться бытием в царстве небесном, делает его сродным по настроению этому царству святости и света" /Ч. 2: Сергий (Страгородский). 1991, с.193-194/.

    При описании уподобления Христу нередко говорят о характере, или, по древнерусски, нраве: "Та душа добра и красна есть, которая сообразуется небесному Отцу святостию, истиною, милосердием, правдою, терпением, кротостию и прочими свойствами. Христианин бо, яко от Бога рожденный, должен Ему, яко отцу сын, нравами сообразоваться" /христ.: Тихон Задонский. Т. 5. 1836, с.75-76/.

    Воспитание доброго характера, нрава, нравственности является важнейшей педагогической задачей. О ней, к сожалению, практически не задумывается современная школа, которая строится не на началах образования ребенка, а на превращении ученика в пассивного потребителя информации (притом, часто избыточной и ненужной). Поэтому основная ответственность образования характера ребенка лежала и будет лежать на плечах родителей. Именно к ним еп. Тихон Задонский обращался с такими проникновенными словами: "Храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или паче, как души своя. Знайте, что вы за них ответ Богу отдадите... Что вы их по французски, по немецки, по итальянски, что светской политике не научите, за то вас Бог не спросит: а что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избегнете" /христ.: Тихон Задонский. Т. 1. 1836, с.99/. Об этом писали и древнехристианские подвижники, например, Антоний Великий: "Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни" /христ.: Антоний Великий. 1998, с.108/.

    Правильное развитие нрава-характера является долгим и медленным процессом, но, главное, что его необходимо начинать и как можно раньше. Если же этого не было, тогда приходится переделывать уже существующий характер, что, безусловно, намного сложнее и медленнее. К этому необходимо прилагать много труда и усилий: "Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспеть в них; то, по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоении и веселии духа, но по нравам остается он таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приуготовил себя соделаться кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к тому; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не позаботился и не показал усилия" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.166/. Но трудное, или, даже, невозможное для человека возможно для Бога, который помогает любому в его обращении от тьмы к свету.

    Сделаем небольшой исторический анализ использованных нами понятий – нрав, нравственность. Русское слово нравственность, равно как и латинское мораль (moralitas), греческое этика (ηθικα) не библейского и не церковного происхождения /христ.: Янышев. 1906, с.12/. Древние греки этим словом обозначили нравы, обычаи. Русское слово нравственность имеет один корень с существительным "нравы" и глаголом "нравиться". Последнее указывает на внутреннее состояние человека, его чувствование, первое – на постоянство наших отношений к определенным явлениям жизни, и выражение этого отношения во вне. Таким образом этимологический анализ нравственности дает такое ее значение: оно "есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках" /там же, с.16/. Греческое ηθος, от глагола εζω – сажать, в форме среднего глагола: сидеть, указывает на устойчивость, постоянство вообще. У Гомера оно означало оседлость, постоянство местопребывания, только у позднейших писателей оно получило значение образа жизни, обычая, характера.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659