ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 20.
    О страхе 1).

    И страх разделяется на шесть видов: на нерешительность 2), стыдливость, совестливость (стыд), изумление, ужас и беспокойство 3). Нерешительность есть боязнь предстоящей деятельности; изумление же – страх от представления чего-либо великого 4); а ужас – страх от представления чего-либо необыкновенного 5); беспокойство есть боязнь ошибки, то есть неудачи: так, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство; стыдливость – страх вследствие ожидания порицания, и это чувство 6) – прекраснейшее; совестливость же (стыд) есть страх вследствие совершённого постыдного дела; но и это чувство не безнадёжно в отношении к спасению 7). Стыдливость отличается от совестливости тем, что совестящийся покрывает себя в том, что он сделал, а стыдливый

    _______

    1) В Заглавие во всех код. и у Con. обычное.

    2) В лат. Ant. pigritia (лень).

    3) Значение греческих терминов см. в прилож. словаре.

    4) Иначе: "от какого-либо великого явления", так как φαντασία может означать в данном случае не только представление, но и самое явление, его вызвавшее.

    5) Иначе: "от явления (φαντασία) необыкновенного".

    6) Букв, πάθος– – "состояние".

    7) Т. е., спасению человека, если иметь в виду нравственную ценность этого чувства, предохраняющего человека от совершения постыдных поступков. На этом оканчивается глава "О страхе" у Дамаскина (ibid. гл. 15-я).

     

    – 128 –




    боится впасть в бесславие 8). Древние, злоупотребляя словами, часто называют стыдливость совестливостью и совестливость – стыдливостью.

    Страх происходит вследствие охлаждения, когда вся теплота стекается к сердцу как 9) к главному центру подобно тому, как народ, когда находится в страхе, убегает к архонтам 10). Органом печали 11) служит устье (пасть) желудка: в нем именно, во время печали (огорчения) чувствуется колотье, – как говорит об этом Гален в 3-й книге "О доказательстве" приблизительно следующее: "у печалящихся оттекает в желудок много желтой желчи, что причиняет им колотье, и они освобождаются от огорчения и колотья не ранее, чем изрыгнут желчь". Колотье происходит у них ниже хряща, находящегося в средней груди, который называется "мечевидным" 12). Сердце лежит гораздо выше. Действительно, по отношению к диафрагме 13) желудок находится ниже, а сердце – выше 14). Древние обычно называют сердцем и устье желудка, как например, Гиппократ и Фукидид, в сочинении о моровой язве 15) рассказывающий следующее: "когда болезнь действовала на сердце, то поворачивала его в разные стороны, и происходили все выделения желчи, какие только известны врачам" 16).

    _______

    8) В лат.: "допустить что-либо неприличное". – Вышеизложенное деление φόβος на шесть видов, а равно – определение и характеристику каждого вида, Немезий берет у стоиков: см. Diog. Laert. VII, 1 и Stob. Eel, II, 6, 178 (Domanski, Op. cit. S. 123-124); cp. Plotin Ennead., III, 6, § 3; ср. Aristot. Eth. Nicom., IV, 15; ср. Plato Leges, I , 646 E.

    9) Con. и Vall, удачно вставляют ώς, которого нет в нашем подлиннике.

    10) Подобное физиологическое объяснение страха как душевного состояния, вызываемого охлаждением теплоты (κατά περίψυξιν τόύ θερμού) на поверхности тела и сосредоточением пневмы и крови внутри, в сердце, находим у Галена в "De Hippocrat. et Platonis decretis" II, 7 и в "De sympt. caus". II, 5 (См. Domanski, Op. cit. S. 124).

    11) В латинском – "страха".

    12) Поскольку имеет вид меча; греч. название ξιφοειδές.

    13) Перегородка, отделяющая грудь от желудка.

    14) См. параллели к этому из сочин. Galen i – De Hippocrat. et Platonis decretis II, 8, приведенные у Domanski на стр. 125 в примеч. Ср. Григория Нисского – Об устроении человека, гл. 12.

    15) Εν τφ λοιμφ: λοιμός, по Matth., есть название сочинения ("трагедии или комедии") Фукидида, в котором он описывает моровую язву, бывшую в Афинах.

    16) "Это место из Фукидида цитирует Galen в De Hippocrat. et Platonis decretis и в др. сочинениях (Domanski Die Psychologic des Nemesius, S. 125, примеч. 1).

     

    – 129 –




    Но, ведь, поворачивается в разные стороны устье желудка, когда вынуждается изблевывать, а не внутренность, сердце.

     

    – 130 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659