ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 9.
    О вкусе 1).

    Выше мы сказали, что зрение видит по прямым линиям; обоняние же и слух – не по прямой только линии, но по всем направлениям; а осязание и вкус познают (свои объекты) и не по прямым линиям, и не по всем направлениям, но только тогда, когда прикасаются к самим предметам, подлежащим их восприятию 2), за исключением того, что уже раньше было познано (воспринято) ими 3). Вкус есть чувство, воспринимающее соки. Органами его служат: язык – особенно кончик его – и нёбо; в этих органах разветвлены нервы, исходящие из головного мозга и относящие к главной части

    _______

    1) У Bigne на полях заглавие: "Gustus instrumenta et objecta". У Con. и в других изданиях заглавие этой и двух последующих глав обычное.

    2) Ср. Aristot. De anima, II, 11, 7; De partib. animal., II, 10.

    3) Так поясняет не совсем понятное выражение: πλήν τών ήδη διωρισμένων – Matth. в Var. lect. p. 195. Мысль та, что при виде объектов, знакомых вкусу и осязанию по прежним восприятиям, мы, благодаря памяти сразу и без прикосновения узнаем их вкусовые и осязательные качества.

     

    – 104 –




    души 4) полученное восприятие души 5). Так называемые вкусовые качества соков суть следующие: сладость, острота, едкость, кислота, терпкость, горечь, соленость, маслянистость души 6). Все это распознает вкус. По отношению к этим качествам вода называется бескачественной, потому что не обнаруживает во вкусе ни одного из них души 7); но в отношении других (качеств), каковы – холодность и влажность, она имеет врожденное качество души 8). Кислота и терпкость различаются между собой большей или меньшей степенью вязкости 9). Простые вкусовые качества почти одни и те же, сложные же – бесчисленны. Действительно, каждому виду животного и растения свойственны особые (вкусовые) качества. Так, например, иным мы воспринимаем качество поросятины, иным – мяса козы; вследствие этого, даже не зная – к какому роду относится предложенное мясо, мы узнаем по вкусу, – чего не могло бы быть, если бы не было различно качество каждого из вкусовых веществ. Поэтому, никто не может обозначить по видам все эти бесконечные и совершенно отличные друг от друга качества. Даже в тех (предметах), в которых преобладает одно какое-нибудь из простых качеств, заметно видовое различие вкусов: так, например, одно качество: сладость – преобладает в сушеной смокве, изюме и финике, но вкус отмечает различие видов души 10).

    _______

    4) Греч, τό ηγεμονικον.

    5) Ср. то же об органах и объектах вкуса у: Aristotle De partibus animal, I, 11; Galen. De usu partium, XVI, 3, 275 (по Domanski, Op. cit. S. 111). Специально о вкусовых ощущениях говорит Аристотель в De anima II, 10.

    6) Иначе "жирность" (λιπαρότης ). И. Дамаскин добавляет еще девятое качество – вязкость, или клейкость, γλισχρότης (см. Damasceni – Ortbodoxae fidei accurata explicateo, Basileae 1548 г., pag. 134). Те же самые, в общем, виды вкусов, или "вкусовые качества", указывают: Аристотель в De anima II, 10, § 5, Гален, De simplic. medicament. I, 37 и особенно подробно Платон в "Тимее" 65 D-66 С.

    7) Т. е., из указанных вкусовых свойств.

    8) Так рассуждает о воде Galen. De simpl. medicam. I, 5-8.

    9) Т. е., тем, что одна в большей, а другая в меньшей степени обладают вяжущим свойством; см. Galen. De locis affect. II, 9.

    10) В лат. "познает в них вкусы, различные по виду". У Дамаскина вся эта глава заимствована из соч. Немезия буквально (с некоторыми пропусками): см. "Точное изложение православной веры", стр. 90 по рус. пер. А. Бронзова.

     

    – 105 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659