НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Память

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПАМЯТЬ

     

    Кроме троичного деления человеческой души на разум, волю и чувства (эмоции) в святоотеческой литературе встречаются и три другие силы или органа души: память, внимание и воображение (фантазия). Можно заметить разницу в принципе выделения первой и второй троицы сил: первая – более структурная, а вторая – временная. При этом три силы души соотносятся с тремя подразделениями времени: память – с прошлым, внимание – с настоящим, воображение – с будущим. Начнем с анализа памяти. Вот ее некоторые определения:

    – "память есть удержание отпечатлений ума; отложение памяти – забвение" /христ.: Григорий Богослов. Т. 2. 1994, с.309/;

    – "памятование есть представление, оставшееся в душе после какого-нибудь ощущения, или понятия... припоминанием называется возвращение памятования..." /христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с.92-93/.

    Память тесно связана с мотивацией: "С принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже" /христ.: Василий Великий. Т. 1. 1911, с.95/.

    Обратной стороной памяти является забывание: "Память не только не обогащается, но и приобретенное теряет от забвения. Сия способность, если не врачуется каждый день, всего более утрачивается, не терпя праздности..." /христ.: Исидор Пелусиот. 1860, с.477/. Слабая память является одним из признаков греховного состояния /Ельчанинов. 1992, с.46/.

    После грехопадения память человеческая расстроилась. Во-первых, она стала дебелой и немощной (на хорошее), во-вторых, – страстной, т. е. склонной к удержанию плохого, в-третьих, разделенной в самой себе. Первое в святоотеческих трудах именуется забвением: "Три вещи обладают душою, прежде нежели она достигнет некоторой меры совершенства, и они препятствуют уму пребывать в добродетелях, именно: пленение, леность и забвение. Забвение борется с человеком даже до смерти, силится изгладить все его благие помыслы, открывая вход всем помыслам злым..." /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.

    Забвение распространяется в первую очередь на грехи, так что "они все почти малопамятны и скоро совсем выпадают из сознания и того, кто их делает, несмотря на свою многочисленность, не бодут /колют – З. Ю./ и не подвигают на покаяние, так как он и не почитает их грехами и не думает об них" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.128/.

    Второе (память на плохое) носит название злопамятства. На борьбу с ним надо обратить особое внимание: "Во время мира не воспоминай, что сказано было братом во время досады, в лице ли тебе неприятное что изречено было, или заочно о тебе сказано другому, и ты после того услышал о том; чтоб, приняв помыслы злопомнения, не возвратиться опять к пагубному ненавидению брата" /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.218/. "Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти" /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.211/.

    Грехопадение проявилось в разделении памяти: "Начало и причина помыслов лежит в разделении преступлением человека единовидной и простой памяти, которая чрез сие потеряла и Божию память, и, сделавшись из простою сложною и из единовидной разнообразною, стала губима своими собственными силами" /христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.190/. Разделенная память требует своего врачевства: "Врачевство первобытной памяти от этой лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение к древней простоте" /там же, с.190/. "Врачуется же память постоянною, действием молитвы утвердившеюся, памятию Божиею, в коей, срастворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние" /там же/.

    В "Невидимой брани" Никодима Святогорца есть отдельная глава: "Как исправлять воображение и память". Он описывает главный способ того, как управляться с воображением и памятью: "Им ты не только исправишь эти душевные силы, но изгладишь в них следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов вещей чувственных, возбуждающих и питающих страсти" /христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.117/. Этот способ – хранение ума, о которым мы уже говорили.

    Кроме того, врачевании памяти помогают память смертная и память грехов. Память смертная это не только и не столько ощущение, что когда-нибудь придет конец биологическому существованию, но, главным образом, ощущение смертности, "кожаных риз", в которые облекся человек после грехопадения. Память смертная возникает по благодати Божией и вызывает стремление к покаянию /христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.129/.

    Память грехов необходима для борьбы с ними, и для покаяния: "Дерево, если сперва не сбросит с себя прежних своих листьев, не произращает новых ветвей; и монах, пока не изринет из своего сердца памятования о своем прошлом, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе" /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.407/.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659