ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Память

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПАМЯТЬ

     

    Кроме троичного деления человеческой души на разум, волю и чувства (эмоции) в святоотеческой литературе встречаются и три другие силы или органа души: память, внимание и воображение (фантазия). Можно заметить разницу в принципе выделения первой и второй троицы сил: первая – более структурная, а вторая – временная. При этом три силы души соотносятся с тремя подразделениями времени: память – с прошлым, внимание – с настоящим, воображение – с будущим. Начнем с анализа памяти. Вот ее некоторые определения:

    – "память есть удержание отпечатлений ума; отложение памяти – забвение" /христ.: Григорий Богослов. Т. 2. 1994, с.309/;

    – "памятование есть представление, оставшееся в душе после какого-нибудь ощущения, или понятия... припоминанием называется возвращение памятования..." /христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с.92-93/.

    Память тесно связана с мотивацией: "С принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже" /христ.: Василий Великий. Т. 1. 1911, с.95/.

    Обратной стороной памяти является забывание: "Память не только не обогащается, но и приобретенное теряет от забвения. Сия способность, если не врачуется каждый день, всего более утрачивается, не терпя праздности..." /христ.: Исидор Пелусиот. 1860, с.477/. Слабая память является одним из признаков греховного состояния /Ельчанинов. 1992, с.46/.

    После грехопадения память человеческая расстроилась. Во-первых, она стала дебелой и немощной (на хорошее), во-вторых, – страстной, т. е. склонной к удержанию плохого, в-третьих, разделенной в самой себе. Первое в святоотеческих трудах именуется забвением: "Три вещи обладают душою, прежде нежели она достигнет некоторой меры совершенства, и они препятствуют уму пребывать в добродетелях, именно: пленение, леность и забвение. Забвение борется с человеком даже до смерти, силится изгладить все его благие помыслы, открывая вход всем помыслам злым..." /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.

    Забвение распространяется в первую очередь на грехи, так что "они все почти малопамятны и скоро совсем выпадают из сознания и того, кто их делает, несмотря на свою многочисленность, не бодут /колют – З. Ю./ и не подвигают на покаяние, так как он и не почитает их грехами и не думает об них" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.128/.

    Второе (память на плохое) носит название злопамятства. На борьбу с ним надо обратить особое внимание: "Во время мира не воспоминай, что сказано было братом во время досады, в лице ли тебе неприятное что изречено было, или заочно о тебе сказано другому, и ты после того услышал о том; чтоб, приняв помыслы злопомнения, не возвратиться опять к пагубному ненавидению брата" /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.218/. "Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти" /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.211/.

    Грехопадение проявилось в разделении памяти: "Начало и причина помыслов лежит в разделении преступлением человека единовидной и простой памяти, которая чрез сие потеряла и Божию память, и, сделавшись из простою сложною и из единовидной разнообразною, стала губима своими собственными силами" /христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.190/. Разделенная память требует своего врачевства: "Врачевство первобытной памяти от этой лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение к древней простоте" /там же, с.190/. "Врачуется же память постоянною, действием молитвы утвердившеюся, памятию Божиею, в коей, срастворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние" /там же/.

    В "Невидимой брани" Никодима Святогорца есть отдельная глава: "Как исправлять воображение и память". Он описывает главный способ того, как управляться с воображением и памятью: "Им ты не только исправишь эти душевные силы, но изгладишь в них следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов вещей чувственных, возбуждающих и питающих страсти" /христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.117/. Этот способ – хранение ума, о которым мы уже говорили.

    Кроме того, врачевании памяти помогают память смертная и память грехов. Память смертная это не только и не столько ощущение, что когда-нибудь придет конец биологическому существованию, но, главным образом, ощущение смертности, "кожаных риз", в которые облекся человек после грехопадения. Память смертная возникает по благодати Божией и вызывает стремление к покаянию /христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.129/.

    Память грехов необходима для борьбы с ними, и для покаяния: "Дерево, если сперва не сбросит с себя прежних своих листьев, не произращает новых ветвей; и монах, пока не изринет из своего сердца памятования о своем прошлом, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе" /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.407/.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659