ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 11.
    Об обонянии 1).

    Обоняние происходит через посредство ноздрей души 2), а совершается в оконечностях передних желудочков головного мозга. Эти желудочки, будучи по природе паровидными, легко воспринимают испарения души 3). Ведь и выше было сказано, что каждый орган чувств воспринимает свойственные ему объекты в

    _______

    1) В D. I на полях дается особое определение слуха как способности, действующей при посредстве особой слуховой "пневмы" (Matth. var. lect. p. 197).

    2) Точнее: густоту, βαρύτητα.

    3) Т. е., равномерность и неравномерность, или, по Аристотелю, нежность и грубость звука (De aaima II, 11, § 2); у Платона мягкость и резкость ("Тимей", р. 67).

    4) Эти же качества звуков голоса перечисляют: Aristotle в De anirna, II, 11, § 2, Платон в "Тимее" р. 67 В и Galen в De Hippocr. et Plat. decretis V, 3 (см. Domanski, S. 112).

    5) To же буквально читаем у Дамаскина (указ. соч. стр. 89); ср. Aristotle De partibus animal. I, 11 и Galen, De usu partium, XVI, 6.

    1) В D.1 в начале (как и в предыдущей главе) дается дополнительное определение обоняния как чувства, действующего при посредстве особой "пневмы", находящейся в ноздрях.

    2) Con. добавляет: "transmittentes ad .cerebrum evaporationes", т.е. "отсылающих пары к головному мозгу". Это прибавление читается в соответствующем месте у Дамаскина, который буквально заимствует у Немезия почти всю настоящую главу (ibidem "стр. 89-90 по рус. пер.).

    3) Такое объяснение физиологического процесса обоняния заимствовано Немезием буквально у Галена из De Hippocrat. et Platonis decretis, VII, 5, 628 (см. Domanski, S. 113).

     

    – 106 –




    силу некоторого сходства и сродства с ними души 4). Однако, в обонянии не бывает так, как в других органах чувств, что головной мозг посылает от себя чувствительный нерв, но сам мозг своими оконечностями исполняет роль нервов и воспринимает впечатления запахов души 5). Родовое различие испарений (запахов) есть благоухание, зловоние и (нечто) среднее между ними – ни благовонное, ни зловонное души 6). Благоухание происходит тогда, когда влага, находящаяся в телах, распределена (смешана) хорошо 7), – если же посредственно, то получается средний запах души 8) – а более плохое распределение или же совершенное отсутствие его производит зловоние души 9).

    _______

    4) Ср. современную теорию "специфической энергии чувств". См. выше – в главе VI, стр. 76-77 по Ant. изд.

    5) Буквально: "принимает передачу паров" (τήν τών ατμών άνάδοσιν). У Немезия понятия пара и запаха передаются одним словом – ατμός (пар), потому что, как поясняет Гален, "сущность (субстанция) запахов составляет пар". Galen, De Hippocrat. et Platon. decretis, VII, 6: άτμός γαρ ή όδμών ουσία.

    6) Подобным образом различаются виды запахов у АристотеляDe artima, II, 9, особенно § 4 и у Платона "Тимей" 67 А.

    7) Буквально: "совершенно сварены" (άκριβώς ττεφθεντων).

    8) Буквально: "среднее состояние", т. е. обонятельное ощущение безразличного тона.

    9) На этом Немезий оканчивает рассмотрение ощущений отдельных органов чувств. В духе Немезия рассуждает о функциях внешних органов чувств и о специальных объектах каждого чувства I. Philopon в De opificio mundi, pag. 227, 5 sqq. Св. Григорий Нисский об отдельных ощущениях внешних чувств как об элементах, из которых слагается умственная деятельность, рассуждает в сочинении "Об устроении человека", гл. 10-я и др.

     

    – 107 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659