ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Галич А. Ощущение религиозное (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Галич А.

    Ощущение религиозное

     

    Как в Боге почитают и движутся все вещи, а в Религии все идеи, для Наук, искусств и для жизни направительные, так точно и все прочие духовные, высшие ощущения – умственного, нравственного и эстетического рода теряются в перечневом ощущении – набожном или религиозном.

    Человек, сообщенною уже ему природою поставлен в отношении к Богу, которого он, не понимая, может, по крайней мере, проразумевать: для того Религия, по первоначальному устройству его существа сделана ему не только возможною, но и необходимою.

    Есть Божественное в нас, – высшая натура, которая предчувствует свое происхождение и указывает на совершенного Творца, – натура, которая воспаряя к высочайшей, старается вступить в тесные связи с нею; есть и над нами божественная жизнь, открывающаяся в отблеске своей славы – в мироздании. Где человек, в чувстве решительной зависимости ограниченного своего быта от властей небесных смиряется пред грозным могуществом, которое подавляет его силы и заслуги, в чувстве же самосознающей свободы и по сообщенной ему мысли о Творце с дерзновением любви и почтения возносится к созерцанию нравственных Его совершенств, благоговеет пред святым величием, спокойно предает себя вождениям верховного Разума и премудрого Промыслителя, умиляется пред Подателем благ, – где в чине вещей и в ходе Истории признает откровенную Его волю, признает перст, направляющий все к спасительным целям, где принимает сердцем соприкосновенные учения, вразумляющие его в высших отношениях его жизни, и где, наконец, привыкает сосредоточивать и мысли свои и чувствования и желания в идее Вечного; там встречаем мы направление души к Богу, – встречаем истинную Религию, которой не было бы, если бы человек являл собою существо самобытное или зависел только сам от себя. Сие направление с одной стороны определяется свободою человека, возвышающегося над земным, над тленным и влияния горних сил с сознанием приемлющего, с другой зависит от самого Бога, который благоволил проявить или сообщить себя нам в небесных дарах разума, совести и свободы: ибо идея Божества, как высочайшая, крайняя в познании не может быть выведена ни из какой другой; она дело откровения, хотя и навевается отовсюду.

    Религиозное чувство во всех формах благодатной зависимости, при всем разнообразии догматов и обрядов богопоклонения западает в сердце столь глубоко, что не может быть искоренено ни мечем, ни огнем; оно имеет сильнейшее влияние на образ мыслей, увлекая оный к первоначальным идеям, имеет сильнейшее влияние на поступки, смягчая любовью к общей или божественной воле строптивость эгоизма, укрощая зверские порывы страстей и укрепляя слабых духом в дивных подвигах самоотвержения – имеет сильнейшее влияние на самые искусства, вдыхая в Певцов возвышеннейшие Гимны и созидая лики херувимские.

    Благочестивые помыслы, оживляемые то домашнею уже нравственностью, то детским доверием к положительному учению предков, то рассматриванием стройного течения природы и истории, то внимательностью к тайному гласу совести, подвержены многочисленным опасностям и искушениям;

    а) Они страдают от преступной суеты житейской, которая, увлекая человека к естественному – всепожирающему – плотоугодию, не дозволяет воспарять мыслию к сверхчувственным идеалам и принимать оные сердцем;

    b) Они действуют недостаточно, односторонним образом там, где овладевает ими какое-либо определенное направление души, напр. либо преобладающий ум кичливого Софиста думает совершенно понять то существо, которое любит оставаться неразгаданным, непостижимым, либо преобладающая благонамеренная воля в слепоте своей отвергает вразумления и глумится над основательным, отчетливым знанием, либо преобладающие внутренние чувствования потопляют сердце в океане божественной жизни;

    с) Они мутны, нечисты, скверны, когда в их движения вмешивается духовное сластолюбие, которому надобно вкушать и осязать Господа, чтобы увериться, сколь он благ;

    d) Они жестоко искажаются эгоизмом сердца, который то играет святыми чувствованиями, то выставляет оные на показ, то в фарисейском смирении питает духовное высокомерие, то внушает исступленную ненависть к сынам века;

    е) Они ожесточаются и едва ли не замирают у того отчаянного, который в истории человечества и в своем веке не усматривает ничего, кроме мерзостей и страданий, хотя счастье, в коем человек, как кажется, сам по себе нечто значит и сам чрез себя нечто иметь может и которое вовлекает его в вихрь светской жизни, вообще говоря, реже напоминает о Боге, нежели напасти, заставляющие ожидать помощи свыше.

     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Галич А. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.

     

    © Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 05.03.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659