ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Святость и гениальность

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    СВЯТОСТЬ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

     

    Все упомянутые нами различия между христианским и секулярным пониманием личности, индивидуальности и других антропологических категорий, проявляются в новом виде при анализе и сопоставлении таких понятий, как святость и гениальность.

    При секулярном понимании гениальности упор делается на два основных момента: оригинальности самого гения и масштабности его влияния на других людей. С этой точки зрения, существовавшей еще до революции, суть гения есть "способность формировать новые представления, отличающиеся от тех, которые известны были до сих пор и превращать их в ощущаемые чувствами явления" /доп.: Зюдфельд. 1908, с.62/. По современному определению: "Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры" /доп.: Психология. 1990, с.77/.

    Во всех определениях подобного типа молчаливо подразумевается, что гений есть личность, но только личность – особая, выдающаяся: "Гений – это личность, решающая огромную социально значимую задачу в результате пожизненной концентрации своих сил. Гений – это личность, создающая свои особые ценностные ориентации и неумолимо следующая им" /доп.: Эфроимсон. 1998, с.281/. Понятно, что "неумолимо следовать" можно не только за "социально значимыми задачами", и по признанию самого автора, могут существовать и злые гении. Более того, автор считает, что мысль о совместимости гения и злодейства показана в нашем веке очень ясно /там же, с.281/. Вообще, надо заметить, что над изучением гениальности довлеет какой-то злой рок, то сводящий гениальность к психопатологии, то выводящий образ гениального злодея, то присоединяющего к гениальности всякие сомнительные или оккультные идеи.

    Подобным недостатком обладает и работа выше цитированного автора, сама по себе достаточно информативная. Заканчивается она очень странно. Автор приводит цитату на полстраницы "замечательного английского биолога и философа" Джулиано Хаксли (1887-1975). Основная мысль Хаксли в этом отрывке сводится к тому, что скоро появится новый вид человека (подразумевается – творческого, сознательного и т. д.), который заменит вид старый (т. е. всех живущих сейчас людей). Это – любимая тема современных эзотериков, теософов и антропософов, которые ждут человека "новой расы" или "подрасы". Подобные идеи неприемлемы не только с духовно-религиозной точки зрения, но и – с научно-академической. В этом контексте как-то совсем по другому, настораживающе, звучат призывы Эфроимсона в самом конце книги: "Существуют две наивысшие взаимодополняющие части нашего космического долга. Долг по отношению к себе, который каждый из нас может исполнить, реализуя свои способности. И долг по отношению к другим, исполняемый служением обществу на благо человечества, на благо всего нашего вида в целом" /там же, с.281/.

    Но возможен и другой подход к гениальности: как расширенный, так и углубленный. Согласно ему, гениальность так же, как и индивидуальность не обязательно должна сводиться к особенностям и к социальному. Для гениальности не менее, чем для индивидуальности, важны универсальность и стремление к вечному: "Гениальность есть менее всего отрешенность, замкнутость в себе, бесплодное, никому не понятное и не нужное чудачество; она есть, напротив, универсальность, глубочайшая укорененность в вечном и общем..." /Ч. 2: Франк. 1995, с.602/. С этой точки зрения гениальность правильнее соотносить не с социумом, а с культурой. Тогда, гений есть не особая личность, как это считают обычно, а культурная индивидуальность. Основной же задачей гения является развитие культуры, чем он и отличается от других индивидуальностей, которые являются носителями и хранителями культуры (что тоже, безусловно, немало).

    При анализе такого широкого явления, как гениальность, конечно же, нельзя замыкаться в рамках западноевропейской или западной культуры. Есть еще, как минимум половина мира – Восток, который при изучении гениальности то игнорируется, то девальвируется: "Западноевропейская история культуры даже если и признавала наличие гениев на Востоке, то старалась обесценить уровень и содержание их творчества /доп.: Гончаренко. 1991, с.69/. Интересна в этом отношении концепция гениальности Альфреда Вебера (1868-1958), брата знаменитого социолога и философа Макса Вебера. По его мнению гении Востока и Запада принципиально различаются. Первые ищут освобождение в отказе от личного, индивидуального в угоду высшему, универсальному, божественному. Вторые обладают яркой индивидуальностью и неукротимой жаждой деятельности /Weber. 1934/.

    Если под Востоком понимать только нехристианские религии, то, безусловно, общее различие между ними определено верно. Но здесь нужно учитывать, что Восток бывает разный, и что существует восточное христианство – Православие, в котором стремление к высшему не связано с отказом от личности.

    Вышеприведенное различие между западным и восточным творчеством можно описать еще и в терминах экстравертности и интровертности: западное творчество ориентировано во вне – экстравертно, а восточное (особенно, христианское) – внутрь – интровертно. В этом и состоит важнейшее отличие гения от христианского святого. Гений является экстравертным творцом – новых предметов, технологий, идей и т. д. При этом, как правило, подавляющее большинство из них, как бы выворачивалось наружу и не применяло свои творческие способности к собственному внутреннему миру. Не секрет, что многие из них имели столько душевных проблем, что жили и кончали свою жизнь весьма печально.

    И наоборот, предметом интровертного творчества христианского святого является его внутренний мир. Выполнение христианином заповеди искать прежде всего царствия Божия (Мф. 6, 33) приводит его внутрь себя, ибо, по евангельскому слову: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). В творении себя и состоит суть христианского аскетизма как такового. Это относится к любому и каждому христианину: "Все мы – архитекторы, скульпторы и художники, созидающие свой храм из своей собственной личности..." /христ.: Михаил (Труханов). 1997, с.174/; "Все, делаемое нами во славу Божию (дела, слова и даже мысли), способствует созиданию в нас (в нашем теле) Храма Божиего; ибо все доброе, чистое, истинное, любящее, святое облагораживает нас так, что черты богоподобности усматриваются и в наших человеческих чертах" /там же/.

    Но внутреннее, интровертное творчество, без должного умения и без духовного наставничества, может быть неправильно построенным и неверно ориентированным. А поскольку, "всякая неправда есть грех" (1 Ин. 5, 17), то и неадекватное обращение к своему внутреннему миру также является таковым. В этом и состоит основная проблема многих современных "искателей духовного": вместо интровертного самопознания своих грехов, они безрезультатно блуждают по мирам "внутреннего психокососма". Эта же проблема не решена ни в психоанализе, ни в глубинной и трансперсональной психологии, ни в других психологических и околопсихологических направлениях, претендующих на основательное изучение внутреннего мира человека. И в академической психологической и психотерапевтической работе дела обстоят не лучше: либо в ней происходит блуждание по поверхности души, без погружения в ее онтологическую суть, либо, для достижения глубины, все чаще используются оккультно-психологический опыт и соответствующие методы воздействия.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659