НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Душевное устроение

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ДУШЕВНОЕ УСТРОЕНИЕ

    – НАВЫКИ, ПРИВЫЧКИ ***
    – НЕГАТИВНЫЕ ТИПЫ ДУШЕВНОГО УСТРОЕНИЯ ***

     

    С течением времени душа человека приобретает свой особенный, ей только свойственный строй /антр.: Ушинский. Т. 9. 1950, с.110/. Душевный строй есть, главным образом, произведение жизни и вырабатывается жизненным опытом, который для каждого человека различен. Конечно в этой выработке принимает большое участие и врожденный темперамент человека. Он является совокупностью "выработанных жизнью желаний, наклонностей и страстей" /там же, с.111/. В таком определении строй души несколько напоминает то, что в психологии привыкли обозначать как характер, но, на самом деле он шире последнего: "в понятие характера не входят ни умственное, ни нравственное состояние человека, не входит самое содержание чувствований и желаний, а только форма их проявления" /там же, с.435/.

    Но даже на уровне характера можно заметить важную особенность: различие ситуативного и типического. То есть совершить благоразумный поступок и от чего-то воздержаться – не то же самое, что быть благоразумным и воздержанным, а вся суть именно в качестве характера /христ.: Льюис. Т. 1. 1998, с.83-84/. Это крайне важно: "Мы могли бы подумать, что если поступили правильно, то не важно, как и почему мы так поступили – добровольно или по принуждению, сетуя или радуясь, из страха перед людьми или ради самого дела. Истина же в том, что добрые поступки, совершенные не из добрых побуждений, не способствуют тому качеству характера, имя которому добродетель. А именно оно и имеет значение. Если плохой теннисист ударит по мячу изо всех сил не из-за того, что в данный момент нужен такой удар, а из-за того, что он потерял терпение, то по чистой случайности это может помочь ему выиграть партию, но никак не поможет стать надежным игроком" /там же, с.84/.

    Сами по себе понятие "душевного устроения" (или "устроения души") имеет долгую предысторию и органично святоотеческой традиции: оно встречается, по крайней мере, уже у Климента Александрийского († 217 г.) /христ.: Климент Александрийский. Строматы. 1996, с.283/.

    По святоотеческому учению вечная жизнь есть именно устроение души /Сергий (Страгородский). 1991, с.116/. Оно связано с нисхождением в душу благодати: "благодать ничем внешним не вяжется, а нисходит только на внутренний строй. Внутренний достодолжный строй и без них (внешних, искусственных приемов – З. Ю.) привлечет действо благодати" /христ.: Феофан Затворник. 1995, с.416/. Это же относится и царству Божию: "Царство Божие есть ведение Святой Троицы, сосуществующее и распространяющееся вместе с [внутренним] устроением ума..." /христ.: Евагрий Понтийский. 1994, с.96/. Но не только ум нуждается в новом, благодатном устроении, но и вся душа целиком, со всеми своими силами и способностями.

    И земная жизнь христианина также связана со строем души: "Преуспеяние в духовной жизни зависит от всего строя души. Ибо все здесь имеет значение для преобразования нашей внутренней природы" /христ.: Салаври. 1995, с.169/.

    Христианин должен постепенно обновиться и преобразится:

    – "Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и соделаться естеством новым, при содействующей силе Святаго Духа" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.284/;

    – "Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека "новым"..." /христ.: Никон (Воробьев). 1988, с.9/.

    В конечном счете христианство приводит к особому душевному устроению: "Мирские люди подлежат иному влиянию духа лести, по которому мудрствуют земное; а у христиан иное произволение, иной ум; они – люди иного века, иного града" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.114/. И далее: "У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико" /там же, 1998, с.40/.

    Для правильной жизни в Церкви также необходимо особое душевное устроение, без которого "ничто в Церкви не может быть правильно воспринимаемо и понимаемо, и которое передается лишь в цепи живого церковного предания" /христ.: Флоренский. Столп... 1990, с.782/.

    Личный строй психической жизни человека объясняет то, "почему одни благодатные возбуждения действуют на человека, а другие не действуют... так что для каждого из нас должен быть свой исключительный род благодатных возбуждений, особенно поразительных или возбудительных..." /христ.: Стеллецкий. 1914, с.475/.

    Душевное устроение, как и многое другое, часто скрыто от других людей, но открыто Богу: "Одному Богу принадлежит (власть) оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он сам Един знает" /христ.: Дорофей авва. 1995, с.97-98/.

    НАВЫКИ, ПРИВЫЧКИ

    Внешней формой выражения внутреннего устроения души являются соответствующие навыки и привычки, изучению которых св. отцы уделяют много внимания. При этом ими открыто немало важнейших закономерностей: "Если душа твоя страстно прилепляется к красивым телам, и подвергается потом тиранству страстных помыслов, рождающихся от сего: не предполагай, что они-то и суть причина происходящей в тебе бури помыслов и страстного движения, но знай, что причина сего сокрыта внутрь души твоей, которая, как камень некий магнит железо, привлекает к себе вред от лиц в силу предрасположения к тому, и злой страстной привычки" /христ.: Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница. 1900, с.95/. Он поясняет это на примере: "Как плывущие по морю и страждущие морскою болезнью, не по естественному свойству моря страждут сие, но по причине внутреннего некоего к тому предрасположения в них самих..." /там же/. "Соответственно внутреннему настроению души, инаковым и инаковым представляется ей и естество вещей. Когда умные чувства стоят в ней в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей... тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел..." /там же/.

    Привычки являются своеобразными плодами деятельности человека: с одной стороны, в них закрепляются уже существующие человеческие предпочтения, а с другой стороны, сформировавшись, они уже сами произрастают и влияют дальше на человека. Таким образом, люди сначала сами сеют свои привычки, а потом пожинают от них плоды. О похожих плодах сказано в Библии: "За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня... за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их" (Прит. 1. 29, 31). Если же человек захочет избавиться от вредной привычки, то сделать это будет нелегко: "нельзя без труда искоренить устаревшие привычки души" /христ.: Феодор Едесский. 1900, с.348/.

    Сформировавшиеся и укоренненые в характере привычки настолько сильно потом воздействуют на человека, что им уже почти невозможно противостоять. Поэтому св. отцы предостерегают:

    – "Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку – то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды, и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападет она на тебя с гораздо большею силою" /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.421-422/;

    – "Застаревшая душевная страсть, или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуется, или делаются и совершенно неисцельным, когда навыки, как всего чаще случается переходят в природу" /христ.: Василий Великий. Т. 1. 1911, с.101/;

    – египетские старцы: "Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтоб освободиться от него. И многие потрудились много, но немногие получили время на совершение труда, будучи скоро пожаты смертью" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 6. 1993, с.346/;

    – "Душа, не освободившаяся совершенно от мирских навыков и пристрастия к видимым вещам, в самих чувствах и расположениях сердца своего не может беспечально переносить приключающихся ей печалей и находящих на нее напраслин и искушений от демонов и людей" /христ.: Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. 1993, с.544/;

    – "Каясь в прежних грехах, оставляя прежнюю срамную жизнь свою, получая прощение от Бога, мы тем не менее остаемся глубоко пораженными многими духовными недугами, страстями, греховными навыками, – мы больны сердцем, умом, волей, всеми своими чувствами. Грехи прощены, но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их – живы..." /Лазарь архим. 1997, с.5/.

    Это же в полной мере относится и к монахам: "По телу соделался ты монахом, отринь и мысли о предметах; переменил наружный образ, новым учени и внутренний" /христ.: Феолипт Филадельфийский. 1826, с.145-146/. Но сделать это монахам не так легко: "Вступили они в монастырь, сняли свои мирские одежды, облеклись в черные одежды иноческие; но навыки и настроения, полученные мирской жизни, остались с ними, и, пребывая неудовлетворенными, приобретают новую силу. Греховные навыки и настроения тогда только могут ослабеть, когда обладаемый ими действует против них исповеданием их и борьбою против них по указанию Слова Божия" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 1. 1993, с.477/.

    Грех искажает душевное устроение человека: "Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека, так или иначе влияет на ее устроение. Сумма греховных действий составляет, таким образом, некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем, влечет его к тем или другим действиям" /Сергий (Страгородский). 1991, с.170/. При этом формируется навык: "если кто закосневает в грехе, то в душе образуется злой навык, который и мучит ее" /христ.: Дорофей авва. 1995, с.159/.

    Поэтому, конечно же, необходима борьба с греховным навыком: "как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться с своею природою, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.245/. Дело это нелегкое, но все возможно с Божьей помощью: "Выходите на борьбу с своими греховными навыками, не страшитесь: вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего" /Макарий (Невский). 1908, с.16/. Здесь есть свои правила, главное из которых крайне просто: "Малое деревцо, когда исторгается из земли, удобно исторгается: тако всякая злая страсть, пока еще не вкоренилась в сердце и не застарела, без труда от человека изнимается" /христ.: Тихон Задонский. Т. 11. 1837, с.139/. "Исторгай страсти и похоти сердца твоего, пока еще молоды и не возросли, да не, возрастше, умертвят душу твою" /там же, с.139/.

    Но возможно обратить механизм формирования навыков и привычек от вреда на пользу, если формировать их в церковной среде, т. е. воспитывать хорошие навыки и привычки. Понятно, что если человек с ранних лет слушает церковные песнопения, божественные мелодии, видит картины из священной истории и лики святых, то у него складывается совсем иная структура сознания, иные привычки и навыки, чем у человека, проводящего все время среди возбуждающих похоть зрелищ и плясок /христ.: Серапион (Воинов) иером. 1911, с.98/.

    При этом, по мнению св. отцов, добродетельный навык "есть восстановление сил в первобытное их благородство и сочетание во едино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования..." /христ.: Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница. 1900, с.101/.

    И наоборот, раздробление и ослабление души есть душевная болезнь, на которую, к сожалению, мы недостаточно обращаем внимание: "Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим, бесчувственны" /христ.: Исаия авва. 1883, с.190/. А тем не менее, не только телесные, но и душевные раны, если они слишком запущены, причиняют смерть.

    В наше время как-то забылось, что такими душевными ранами являются разнообразные вредные и "безобидные" привычки: винопитие, табакокурение, переедание, стремление к деликатесам, телемания и т. д. С христианской точки зрения все это является грехом, а значит требует осознания и отвержения.

    НЕГАТИВНЫЕ ТИПЫ ДУШЕВНОГО УСТРОЕНИЯ

    Интересно, что определенные негативные типы душевного устроения описаны еще в Библии: "Вот те душевные устроения, те основные пороки, которые Господь называет "заквасками" и от которых особенно предостерегает Своих последователей, указывая на них как на самые опасные мели, угрожающие крушением кораблю нашего спасения: 1. Иродова закваска – порок сердца, эгоизм и его внешние проявления: безучастность и равнодушие к ближним. 2. Саддукейская закваска – порок ума, умственная гордость и ее внешние проявления: маловерие и неверие. 3. Фарисейская закваска – порок воли, духовная леность и рожденное ею лицемерие" /христ.: Василий еп. 1996, с.262/.

    В Евангелии от Матфея упоминаются закваски фарисейская и саддукейская (Мф. 16, 6), в Евангелии от Марка – фарисейская и Иродова (Мк. 8, 15). Апостол Павел говорит об общей закваске порока и лукавства (1 Кор. 5, 8). Но может существовать и положительная закваска, ибо само по себе это понятие не имеет негативного оттенка. По слову Иисуса Христа: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Мф. 13, 33). А апостол Павел вопрошает: "Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом" (1 Кор. 5, 6-7).

    Что же входит в перечисленные выше негативные закваски? Кратко эти типы можно охарактеризовать так. Иродиане – это люди, примкнувшие к партии Ирода-правителя и поддерживающие его, несмотря на его чужеземное происхождение. Многие из них были придворными при царе, добившись своего положения лестью, низкопоклонством и разными темными услугами. Это положение они очень ценили и боялись его потерять. Требования религии, интересы общественной жизни, страдания родного народа их волновали очень мало. Для личного сытого, беспечального существования они готовы были пожертвовать всем /христ.: Василий еп. 1996, с.252-253/.

    Саддукеи составляли священническую партию, считая себя умственными и духовными вождями народа. Но при этом они стояли на скептических позитивистских позициях и отрицали все, что выходило за рамки их узкой книжной учености: например, в отличие от фарисеев, они были против бессмертия и воскресения. Простоты и цельности веры в таких людях быть не может, ибо искренняя вера требует от человека умения совершенно отказаться от своих соображений и, не доверяя силе своего ума, искать истины только в Боге с полной готовностью принять эту истину без всякого сомнения /там же, с.256-257/. Этому препятствует умственная гордость саддукеев, которая и есть признак закваски саддукейской.

    Особенно Иисус Христос предостерегал против фарисейства, которое он обличал в лицемерии (Лк. 12, 1). Лицемерие является закономерным итогом фарисейства: "Дело в том, что искреннее служение Богу и устроение своего спасения требует постоянной работы над собой и непрерывного напряжения духа. Это всегда представляет большую трудность, и потому неудивительно, что у людей, духовно небрежных или ленивых, начинает постепенно подменяться чисто внешним исполнением религиозных обязанностей, без внутреннего душевного участия, что несравненно легче. Человек, как лукавый наемник, начинает обманывать Бога, принос Ему в дар вместо золота душевных настроений и любви показную мишуру телесных подвигов и ритуального служения. Обманывает он Бога и в молитве, совершенно не сочувствуя душой молитвенным словам и часто даже не думая об их смысле. Мало-помалу это внешнее, обрядовое служение Богу обращается в привычку, и тогда легко создается почва для лицемерия" /христ.: Василий еп. 1996, с.261/. "Но так как, несмотря на все софизмы, внешнее служение Богу не дает духовного удовлетворения, то бедному лицемеру волей-неволей приходится заменить это отсутствие высшей радости, которую Господь посылает лишь в награду за искреннюю любовь к Нему и добросовестное хождение пред Ним, чем-нибудь другим; иначе его служение становится просто бессмыслицей по своей безумности. Эту компенсацию человек и находит в мирской славе и житейских выгодах, которые он получает как дань уважения своей мнимой святости... Он начинает обманывать людей и превращается в гроб повапленный" /там же, с.261-262/. "Таким образом, фарисейство, или религиозное лицемерие, есть сплошной обман, так как человек здесь лжет и Богу, и себе, и людям. В этом-то и кроется главная опасность этого порока, делающая его трудноисправимым. Открытого, даже закоренелого грешника легче обратить на путь правды, ибо он внутренне все-таки сознает, что дела его дурны. Но убедить привычного лицемера в том, что он стоит на ложном пути, почти невозможно. Он так привык лгать и себе, и людям, так одурманен собственным обманом, так много в его распоряжении разных софизмов для своего оправдания, что чувство правды в нем притупилось, если не исчезло окончательно..." /там же, с.262/.

    Фарисейское лицемерие хуже даже явного неверия: "Вот премудрость Божия! Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в царствии Божием внешних праведников" /христ.: Никон (Воробьев). 1997, с.69/.

    Таким образом, закваска Иродова – плото- и чревоугодие, закваска саддукейская – головной рационализм, закваска фарисейская – сердечная слепота. Порочные душевные закваски привели еврейский народ к отвержению и убийству Иисуса Христа: "Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.245/. Эти закваски имеют свою предысторию еще в грехопадении: "как преступивший заповедь Адам принял в себя закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству стал причастником оной закваски" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.182/. "Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех, – эта какая-то умная и мысленная сила сатаны" /там же, с.182-183/. Эти темные "умные и мысленные силы" по многим параметрам совпадают с архетипами бессознательного, "открытыми" в наше время Карлом Юнгом, пытавшимся эти силы обелить и представить в более позитивном свете. Эти силы всегда маскируются и приспосабливаются к месту и времени, а потому они сложны для раскрытия и анализа. Тем не менее постоянно находятся люди, которые видят и понимают важность этой проблемы. Негативные архетипические закваски имеют свойство передаваться и воспроизводиться из поколения в поколение. Поэтому они существуют и теперь, и против них совершенно справедливо предостерегают многие современные религиозные писатели. Уделялось этому внимание и до революции. Так, например, прямо и нелицеприятно писал об этом в своей статье "О современном фарисействе и саддукействе" священник Георгий Полесский /христ.: Полесский. 1860/.

    В борьбе с фарисейством и другими негативными душевными заквасками особенно действенно смирение: "Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он - грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: "Боже, милостив буди мне, грешному". Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь" /христ.: Никон (Воробьев). 1997, с.69/. Имеется в виду евангельская притча, сказанная Иисусом Христом ученикам: "два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18, 10-14).

    Но любая закваска греха, в конечном итоге, уничтожается небесной закваской: "Господь в пришествие Свое соблаговолил пострадать за всех, искупить всех Своею кровию и небесную закваску благости вложить в верные души, уничиженные грехом, а таким образом, при постепенном их преуспеянии и возрастании, совершить уже в них всякую правду заповедей и все добродетели, пока не заквасятся они в добре..." /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.182/.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659