ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 30.
    О непроизвольном.

    Из невольного одно бывает по причине насилия, другое – по причине неведения 1). Производящее начало поступков непроизвольных по насилию бывает извне, потому что существует некая иная причина насилия, а не мы сами. Итак, определение непроизвольного по насилию таково: оно есть то, начало чего лежит вне, причем, – тот, кто принуждается, нисколько не содействует своим собственным стремлением (усердием). А началом называется здесь производящая причина.

    Но спрашивается – можно ли назвать непроизвольным, например, выбрасывание груза, которое производят моряки, застигнутые бурей, или – когда кто-нибудь согласится сносить (терпеть) или предпринять постыдное дело ради спасения друзей или отечества? Эти поступки, однако, представляются, скорее, добровольными. Вследствие этого, именно, прибавлено к определению, что "принуждаемый нисколько не содействует своим собственным стремлением" 2). Ведь, в этого рода случаях добровольно сами по себе (моряки) приводят в движение органические члены и таким образом бросают груз в море. Подобным же образом поступают 3) и те, которые отваживаются на что-либо постыдное или чрезвычайное – ради большего добра, – как Зенон, сам откусивший свой язык и выплюнувший его Дионисию-тирану,

    _______

    1) Почти все основные мысли этой главы заимствованы Немезием у Аристотеля из Ethic. Nicomach., III, 1.

    2) Иначе: "отнюдь не поступает по собственному стремлению".

    3) Глагол вставлен для ясности речи на основании лат. Ant., где читаем: "подобное же происходит (бывает) и с теми, которые"... и т. д.

     

    – 147 –




    чтобы никоим образом не высказать ему тайн; также – и Анаксарх-философ, который решился быть истолоченным тираном Никокреонтом, чтобы не выдать друзей.

    Вообще, когда кто-нибудь из-за страха больших зол выбирает меньшее зло или принимает (допускает) меньшее зло 4 в надежде на большее благо, которое не может быть иначе достигнуто, тот страдает или поступает не недобровольно, так как действует по выбору и намерению, и его действия вожделенны в тот момент, когда совершаются, хотя сами по себе и нежелательны. Они, таким образом, смешаны из непроизвольного и добровольного: они невольны – сами по себе, а добровольны – в тот момент 5), благодаря обстоятельствам. Ведь, не будь этих 6) обстоятельств, никто не стал бы так поступать. Что подобные действия добровольны, это обнаруживает сопровождающая их похвала или порицание; невольные поступки не вызывают, ведь, никакой похвалы или порицания. Хотя и не легко решить, что перед чем должно быть предпочитаемо, однако, должно в большинстве случаев постыдному предпочитать тягостное, как поступили Сусанна и Иосиф – хотя и не всегда. Так, Ориген, принесший жертву богам – для того, чтобы не подвергнуться позору со стороны эфиопов, отпал от самого главного 7). Таким образом, распознавание (всего) подобного не так легко. А еще труднее этого – оставаться верным решениям 8). В самом деле, не одинаково устрашает опасность ожидаемая и – уже наступившая. По крайней мере, иногда, решив (что-либо), мы, под влиянием бедствий 9), отступаем от (своего) решения, – как случилось с некоторыми мучениками 762. Так, будучи сначала весьма

    _______

    4) В Ant. вм. κακόν здесь стоит καλόν (благо), что больше соответствует ходу речи. Но Matth. на основании М. 1 и Con., предпочитает κακόν (см. Var. lectiones, pag. 267).

    5) Т. е. когда совершаются; τοτε = ео tempore.

    6) Иначе: "пал в самом главном, существенном". Ориген был поставлен эфиопами в необходимость или осквернить свое тело блудом, или принести жертву идолам, – и выбрал последнее (см. об этом у Matth. pag. 268, у Gall, и Oxon. Annotationes p. 395).

    7) Т. е., своим собственным определениям, намерениям, или убеждениям (δόξα). У Аристотеля в соответствующем, месте стоит: τοις γνωσθεΐσιν.

    8) Буквально: находясь в бедствиях, несчастиях.

    9) Буквально: "как случается с некоторыми во время мучений" (т. е. за веру).

     

    – 148 –




    мужественными, они к концу ослабевали, изнемогая под тяжестью пыток 10).

    Пусть никто не думает, что страсть невоздержания или гнев относятся к невольным погрешностям – на том основании, что и они имеют вовне производящую причину 11). Так, красота блудницы возбудила к невоздержанию того, кто увидел ее, и раздраженность 12) вызвала гнев. Но хотя (эти действия) имеют начало извне, однако они проявляются сами по себе и посредством органических членов 13) и не подходят под определение невольного, – коль скоро (люди) сами для себя служат начальной причиной 14, вследствие дурного воспитания легко пленяемые страстями. Ведь, делающие это порицаются как поддающиеся добровольному злу. А что это добровольно – несомненно, потому что от действия они получают удовольствие, – тогда как невольное, как показано, тягостно. Итак, о непроизвольном по насилию сказано; остается сказать о непроизвольном по неведению.

    _______

    10) Буквально: "измученные испытанием (перенесением) страданий".

    11) Буквально: начало (αρχήν).

    12) Буквально: "тот, кто раздражился" (о παρoξύνας).

    13) Буквально: частиц (μορίων).

    14) Буквально: "сами себе доставляют причину начала"...

     

    – 149 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659