НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 30.
    О непроизвольном.

    Из невольного одно бывает по причине насилия, другое – по причине неведения 1). Производящее начало поступков непроизвольных по насилию бывает извне, потому что существует некая иная причина насилия, а не мы сами. Итак, определение непроизвольного по насилию таково: оно есть то, начало чего лежит вне, причем, – тот, кто принуждается, нисколько не содействует своим собственным стремлением (усердием). А началом называется здесь производящая причина.

    Но спрашивается – можно ли назвать непроизвольным, например, выбрасывание груза, которое производят моряки, застигнутые бурей, или – когда кто-нибудь согласится сносить (терпеть) или предпринять постыдное дело ради спасения друзей или отечества? Эти поступки, однако, представляются, скорее, добровольными. Вследствие этого, именно, прибавлено к определению, что "принуждаемый нисколько не содействует своим собственным стремлением" 2). Ведь, в этого рода случаях добровольно сами по себе (моряки) приводят в движение органические члены и таким образом бросают груз в море. Подобным же образом поступают 3) и те, которые отваживаются на что-либо постыдное или чрезвычайное – ради большего добра, – как Зенон, сам откусивший свой язык и выплюнувший его Дионисию-тирану,

    _______

    1) Почти все основные мысли этой главы заимствованы Немезием у Аристотеля из Ethic. Nicomach., III, 1.

    2) Иначе: "отнюдь не поступает по собственному стремлению".

    3) Глагол вставлен для ясности речи на основании лат. Ant., где читаем: "подобное же происходит (бывает) и с теми, которые"... и т. д.

     

    – 147 –




    чтобы никоим образом не высказать ему тайн; также – и Анаксарх-философ, который решился быть истолоченным тираном Никокреонтом, чтобы не выдать друзей.

    Вообще, когда кто-нибудь из-за страха больших зол выбирает меньшее зло или принимает (допускает) меньшее зло 4 в надежде на большее благо, которое не может быть иначе достигнуто, тот страдает или поступает не недобровольно, так как действует по выбору и намерению, и его действия вожделенны в тот момент, когда совершаются, хотя сами по себе и нежелательны. Они, таким образом, смешаны из непроизвольного и добровольного: они невольны – сами по себе, а добровольны – в тот момент 5), благодаря обстоятельствам. Ведь, не будь этих 6) обстоятельств, никто не стал бы так поступать. Что подобные действия добровольны, это обнаруживает сопровождающая их похвала или порицание; невольные поступки не вызывают, ведь, никакой похвалы или порицания. Хотя и не легко решить, что перед чем должно быть предпочитаемо, однако, должно в большинстве случаев постыдному предпочитать тягостное, как поступили Сусанна и Иосиф – хотя и не всегда. Так, Ориген, принесший жертву богам – для того, чтобы не подвергнуться позору со стороны эфиопов, отпал от самого главного 7). Таким образом, распознавание (всего) подобного не так легко. А еще труднее этого – оставаться верным решениям 8). В самом деле, не одинаково устрашает опасность ожидаемая и – уже наступившая. По крайней мере, иногда, решив (что-либо), мы, под влиянием бедствий 9), отступаем от (своего) решения, – как случилось с некоторыми мучениками 762. Так, будучи сначала весьма

    _______

    4) В Ant. вм. κακόν здесь стоит καλόν (благо), что больше соответствует ходу речи. Но Matth. на основании М. 1 и Con., предпочитает κακόν (см. Var. lectiones, pag. 267).

    5) Т. е. когда совершаются; τοτε = ео tempore.

    6) Иначе: "пал в самом главном, существенном". Ориген был поставлен эфиопами в необходимость или осквернить свое тело блудом, или принести жертву идолам, – и выбрал последнее (см. об этом у Matth. pag. 268, у Gall, и Oxon. Annotationes p. 395).

    7) Т. е., своим собственным определениям, намерениям, или убеждениям (δόξα). У Аристотеля в соответствующем, месте стоит: τοις γνωσθεΐσιν.

    8) Буквально: находясь в бедствиях, несчастиях.

    9) Буквально: "как случается с некоторыми во время мучений" (т. е. за веру).

     

    – 148 –




    мужественными, они к концу ослабевали, изнемогая под тяжестью пыток 10).

    Пусть никто не думает, что страсть невоздержания или гнев относятся к невольным погрешностям – на том основании, что и они имеют вовне производящую причину 11). Так, красота блудницы возбудила к невоздержанию того, кто увидел ее, и раздраженность 12) вызвала гнев. Но хотя (эти действия) имеют начало извне, однако они проявляются сами по себе и посредством органических членов 13) и не подходят под определение невольного, – коль скоро (люди) сами для себя служат начальной причиной 14, вследствие дурного воспитания легко пленяемые страстями. Ведь, делающие это порицаются как поддающиеся добровольному злу. А что это добровольно – несомненно, потому что от действия они получают удовольствие, – тогда как невольное, как показано, тягостно. Итак, о непроизвольном по насилию сказано; остается сказать о непроизвольном по неведению.

    _______

    10) Буквально: "измученные испытанием (перенесением) страданий".

    11) Буквально: начало (αρχήν).

    12) Буквально: "тот, кто раздражился" (о παρoξύνας).

    13) Буквально: частиц (μορίων).

    14) Буквально: "сами себе доставляют причину начала"...

     

    – 149 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659