ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 21.
    О гневе 1).

    Гнев есть волнение околосердечной крови 2), происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи; потому он и называется χολή и χόλος 3). Иногда же гнев есть желание взаимного мщения. Так, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние (πάθος), смешанное из пожелания и гнева.

    Видов гнева три: вспыльчивость (οργή), которая называется также χολή и χόλος, злоба (μήνις) и ненависть (κότος). Гнев, имеющий начало и сопровождающийся движением 4), называется вспыльчивостью, а также – χολή и χόλος. Злоба же – гнев застарелый 5); он назван μήνις от слова μενειν (оставаться) и потому, что он передается памяти 6). Ненависть есть гнев, выжидающий удобного случая для отмщения; и он получил свое название (κότος) от то κείσθαί 7).

    _______

    1) Общее заглавие: Περί θύμου (De ira). Заметим, кстати, что самая способность то θυμικόν, или θυμοειδές (Платон) остается у Немезия почти без функций, если не считать гнева (θυμός) как ее специального аффекта, о котором идет речь в настоящей главе. Между тем, по смыслу платоновского учения эта способность понимается гораздо шире и потому справедливо занимает самостоятельное место в классификации душевных сил и способностей.

    2) Буквально: "кипение (ξέσις) крови, окружающей сердце". – См. то же у Дамаскина гл. 16, стр, 87.

    3) В лат. Ant. добавлено: "id est bilis (т. е., желчью)".

    4) Буквально: "имеющий начало и движение" (в смысле возбуждения, проявляющегося в движениях); иначе: "гнев начинающийся и постепенно усиливающийся".

    5) Иначе – хронический; у Damasc. μήνις определяется как "χολή επιμένουσα, ήγουν μνησικακ'ια – гнев остающийся, т. е. злопамятство" (ibid. pag. 131 по изд. Basileae, 1548).

    6) Выражение: παρά τό μένειν και τη μνήμη παραδεδόσθαι можно точнее перевести: "от слов – оставаться и предавать памяти".

    7) Что значит лежать; в лат. доб.: "quod reposita sit", – разумеется, то, что отложено до известного времени. Классификация видов гнева и характеристика их заимствованы Немезием у стоиков, как это видно из определений Стобея и Диогена Лаэрция: Stob. Eel. II, 6, 176 и Diog. Laert. VII, 1, 113-114 (см. Domanski, Op. cit. S. 127); cp. Aristot. Ethic. Nicomach V, 10; Plotin Eonead. IV, 4, 28; cp. Galen De saoit. II, 9 и De cans. morb. cap. 2. В таком же духе рассуждали о гневе (θυμός) отцы Церкви, подразделяя его на виды или степени: см., например, св. Григория Богослова "На гневливость" ("Творения", ч. V, стр. 155 и cл. Москва, 1847 г.). Иоанн Кассиан устанавливает три вида гнева: θυμός , οργή и μνησικακία (Собеседов. 5 "О 8-ми гл. стр."), глава II, стр. 246-247; изд. Н. Ферапонтова, М. 1877). Св. Василий Великий проводит различие между яростью (θυμός ) и гневом (οργή) – "Твор." ч. I, стр. 209-210; ч. II, 199 и ч. IV, 163 (страницы указаны по изд. 3-му 1891-92 гг.); он же различает 4 степени или вида гнева: ненависть (πικρία), ярость, бешенство (παροξυσμός ) и гнев: "Творения", ч. V, стр. 203 и 210 (по изд. 4-му 1901 года). Ср. Григория Нисского – Об устроении человека, гл. 12, стр. 110 и след.

     

    – 130 –




    Гнев есть слуга (спутник) разума 8): так, всякий раз, когда последний сочтет (что-либо) случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение сообразно с природой.

    _______

    8) Ср. Платона "Тимей" 70 В. У Damasc. то δορυφορικον του λογισμού добавлено: εκδικος της έπιδυμίας, – защитник желания. Последующий пример приведен у Дамаскина несколько полнее и яснее (см. ibid.). И другие отцы Церкви часто рассуждают о пользе и значении гнева - в том смысле, что он может служить послушным орудием разума на пути нравственного усовершенствования человека. Так, Василий Великий говорит о "разумном негодовании" (Творения, ч. V, стр. 210 по 4-му изд.; ср. ч. IV, 162-163 по 3-му изд.). См. о том же у Григория Нисского – О душе и воскресении, стр. 242-246; ср. Григория Богослова – "На гневл." стр. 166; Иоанн Златоуста – Творения, т. V, кн. 1, стр. 24-25 и 384. Наряду с этим встречаем у тех же св. отцов и отрицательные суждения о гневе, о его вредном влиянии на духовную жизнь. Общий смысл учения отцов о значении гнева тот, что они признают ценным в нравственном отношении благородное нравственное негодование, воспитываемое препятствиями на пути стремления человека к добродетели.

     

    – 131 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659