. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Антропологизм

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    АНТРОПОЛОГИЗМ

     

    Не антрополатрия (поклонение человеку), не антропоцентризм (человек, как "мера всех вещей"), а христианский антропологизм, считающий человека образом Божиим, но и видящий в нем все грехи, сможет помочь выжить всему человечеству.

    Даже для западных исследователей не секрет, что развитие человека идет устрашающим путем: "Он развил свой разум до того, что справляется с загадками природы, и уже освободился от слепой власти природных сил. Но в момент его величайшего триумфа на пороге нового мира он подпал под власть созданных им же самим вещей и организаций" (пс.: Фромм. 1992, с.372). Более того, за шумом вокруг экологического, экономического и других кризисов, был пропущен кризис самый важный и касающейся самого человека: "Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека (а, может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке" (доп.: Шрейдер. 1990, с.7-8). Это глубинная духовная проблема и решить ее невозможно без использования всего накопленного христианского опыта.

    Важнейшей же частью этого опыта, притом напрямую относящейся к человеку, является христианская антропология. Поэтому, не случайно замечен такой исторический факт: "Во все переходные моменты истории, тема о человеке ставилась с особою остротой..." (Киприан (Керн). 1996, с.42). И византийские исихасты и гуманисты спорили не о заумно абстрактных философско-схоластических положениях, но о природе человека (христ.: Мейендорф. 1974, с.305). Это и понятно, ибо во все, наиболее сложные периоды человеческой истории, наиболее важным знанием для человека должно являться знание о нем самом. И в настоящее время необходимо делать выводы из уроков прошлого и не проходить мимо антропологического знания. Именно христианская антропология поможет противостоять современному глобальному обезличиванию человека. Последнее является не только антропологической, но важнейшей духовно-религиозной проблемой: "Чтобы человек любил Бога, нужен не только Бог, но и человек" (христ.: Честертон. 1991, с.455).

    Христианская антропология, безусловно, могла бы быть весьма полезной и для академической психологии: "Основные положения древне-церковной антропологии могут служить не только стимулом к развитию научной психологии... но могут дать и онтическую и метафизическую основу, которой в ней не хватает" (Позов. Т. 1. 1965, с.12).

    С другой стороны, христианская антропология занимает особое место и внутри христианского богословия: "религиозная антропология или учение о человеке, как субъекте религиозного развития, является, с логической точки зрения, дисциплиной, предваряющей все иные дисциплины в системе наук о религии" (Ч. 2: Зеньковский. 1917, с.26). Автор выражается даже несколько категорично: "без учения о человеке, как субъекте религиозной истории, догматическое богословие, философское учение о Божестве висит в воздухе" (там же, с.26).

    Антропологическо-сотериологическое учение об очищении и преображении человека на его пути к Богу лежит в основе любого богословствования: "Если ты скажешь: "покажи мне твоего Бога", то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмою, между белым и черным, между безобразным и красивым, между правильным, соразмерным и неправильным, несоразмерным, между чрезмерным и недостаточным, или как уши различают звуки, подлежащие слуху – резкие, тяжелые или приятные: так точно есть уши сердца о очи души, чтобы видеть Бога. И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные" (христ.: Феофил Антиохийский, 1999, с.128-129). Бога невозможно видеть тем, у кого душевные очи "помрачены грехами и злыми делами" (там же).

    Таким образом антропологическое знание, в силу его особого отношения и к богословию, и к светским наукам, могло бы быть тем мостиком, по которому в светские науки проникали бы христианские идеи. С другой стороны, антропологическое знание, в силу его особой актуальности и практической важности могло бы быть тем оселком, на котором оттачивались и конкретизировались бы общие богословские концепции.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .