НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Христианская психология и современность

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

     

    Огромна роль христианства для современности, и, в том числе, для современной психологии, ибо "в христианстве сокровенно и истинное Богословие, и неподдельная психология и метафизика" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.144). Святоотеческое учение о страстях применимо и было бы полезным и в "светской" психотерапии, сообразно ее проблемам и запросам (Флоренская. 2003, с.113).

    У христианских подвижников можно найти и психологический анализ, и действительную психологию:

    – "Если мы посмотрим писания подвижников и свв. отцов – какую глубину психологического анализа мы там встретим, какую тонкость различения психических состояний, какую верность определений и классификации всех ощущений" (Ельчанинов. 1992, с.30);

    – "если есть действительная психология, так главным образом (если не исключительно) у подвижников христианства" (антр.: Новоселов. 1902, с.11).

    Познание психического не является в христианстве самоцелью, но оно всегда высоко ценилось, ибо напрямую связано с самыми разными вопросами духовного здоровья.

    С другой стороны, христианству всегда были небезразличны и чисто психологические вопросы. Григорий Богослов вопрошал о том, как ум воспринимает образы вещей (христ.: Григорий Богослов. Т. 1, 1994, с.477). Среди других, интересовавших его проблем, находятся следующие: "Что такое сохранение воспринятого – память, что такое возобновление воспринятого – припоминание? Как слово есть порождение ума и рождает слово в уме другого? Как словом передается мысль?" (там же. с.477). Психологических вопросов во время Григория Богослова было больше, чем ответов на них, но ведь это было шестнадцать веков (!) назад. Современная христианская психология имеет свои ответы на многие из этих вопросов, а где чего-то не знает, она не стесняется обращаться к психологии академической (оставляя за собой право объяснять получаемые оттуда знания, исходя из своих мировоззренческих и духовных установок).

    Важнейшей областью конкретного применения христианской психологии является душепопечение – духовная работа с душой, психологическая помощь христианам и воцерковляющимся людям.

    Эта работа направлена на то, чтобы правильно "поставить" душу, ибо, "как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа" (Ельчанинов. 1992, с.91). От этого зависит многое: “если мы устаем от нашего дела, от общения с людьми, от разговора, от молитвы – это только потому, что душа наша "неправильно поставлена"” (там же). На эти же слова о. Александра Ельчанинова ссылался Патриарх Московский и всея Руси Алексий, называя его "одним из замечательнейших православных педагогов и священников XX века" (Ч. 1: Алексий патр. 1993, с.6).

    Прошли те времена, когда с религиозной точки зрения все психологи являлись "лазутчиками атеизма". Тем более, что появляются и православные психологи: психологи по образованию и одновременно православные христиане по вероисповеданию. Они, безусловно, могли бы быть полезны церкви во многих отношениях. И здесь не нужно идти далеко за примерами. В первую очередь, это работа с психическими аномалиями и отклонениями, число которых увеличивается во всем обществе, а значит и в ограде церкви. Не менее актуальна и злободневна религиозно-психологическая реабилитация жертв сект, экстрасенсорики, оккультизма, в чем, безусловно, могли бы принять участие и психологи (под окормлением церкви). И в этом деле есть уже достаточный практический опыт в разных частях России, а в Москве – в центре имени Иринея Лионского, трудами иеромонаха Анатолия (Берестова). Успешно начала и продолжает свою работу секция православных психологов и психотерапевтов при Санкт-Петербургском обществе православных врачей во имя святителя архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) (под общим руководством прот. Сергия Филимонова).

    Грамотная психологическая и психотерапевтическая помощь пригодилась бы везде: и в начале воцерковления, в пастырском окормлении, в решении семейных, супружеских и прочих проблем, при реабилитации лиц, ставших жертвами тоталитарных сект или оккультных воздействий, при психологической подготовке к таинству исповеди, при православном подходе к лечению и профилактике алкоголизма и наркомании (Авдеев. 2000, с.154). Кстати, о необходимости учета психологических данных в вопросе миссионерской тактики писалось почти сто лет назад (Липский. 1910).

    Вообще надо сказать, что психологических проблем в настоящее время хватает у всех людей, а значит, и у христиан. И эти проблем необходимо обязательно решать, иначе они будут мешать становлению нормальной церковной жизни.

    Что же касается использования современного психологического знания, то здесь, как мы уже говорили, нужна большая осторожность, ибо оно нередко является тем троянским конем, через который в Церковь пытаются проникнуть чуждые ей мысли и идеи. Подобного можно избежать, если при этом все время соотноситься со святоотеческой психологией. Кроме того, в настоящее время вполне уместно говорить и о собственно христианской психологии – психологии, основанной на христианстве, разрабатываемой психологами-христианами: "Я считаю, что можно говорить о христианской психологии. Может быть, абсурдно говорить о христианской математике, физике и т.п., но о христианской психологии говорить и можно, и должно, потому что психология, по крайней мере в высших своих аспектах, есть то, в чем проявляется личность и взаимодействие личностей. И в этом смысле вероисповедание человека, то, что лежит в основе его мировоззрения, мировосприятия, конечно, является существенным. Мировоззрение православного верующего будет отличаться от мировоззрения буддиста, соответственно, и подход к человеку будет у них разный, и понимание человека будет разное" (Виктор (Гусев). 2003, с.187-188).

     

     

    Последнее обновление файла: 20.11.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659