НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Внимание, трезвение, рассеянность

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ВНИМАНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ

    – РАССЕЯННОСТЬ ***
    – БЛАГОДАТНОЕ ВНИМАНИЕ ***
    – ТРЕЗВЕНИЕ ***

     

    Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) /доп.: Психология. 1990. С.54/. И по другому источнику: внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность его личности в данный момент и при данных условиях /доп.: Краткий психологический словарь-хрестоматия. 1974. С.18/.

    И с христианской точки зрения основными характеристиками внимания являются направленность и сосредоточенность. Поскольку эти характеристики особенно важны для христианской аскетики, то понятно, что так же важно и ценно для нее и само внимание.

    Кроме того, внимание является для христианской психологии крайне важным вопросом и по другим причинам. Во-первых, потому, что оно связано со всеми силами души и влияет на них. Во-вторых, потому, что оно имеет непосредственное отношение к преуспеванию в духовной жизни. Недаром одна из важнейших работ Симеона Нового Богослова называется "О трех образах внимания и молитвы" /христ.: Симеон Новый Богослов. 1993. Т. 2/. А начинается она так: "Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот преуспевает; а кто употребляет их неразумно и не вовремя, тот низвергается" /с.179/.

    Приведем несколько примеров высказываний о важности внимания известных христианских подвижников:

    – "Внимание и молитва, будучи на всякий день сочетаваемы вместе, совершают нечто подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, кто им причастен" /христ.: Филофей Синайский. 1900, с.414/;

    – "в страхе Божием будем внимательны к самим себе" /Исаия. 1826, с.135/;

    – "Как поскользаемся и падаем на дороге от невнимательности своей или от тесноты: так и в нравственном отношении мы поскользаемся и падаем также большею частию от невнимательности своей, или от темноты, помрачения разума. Везде нужна внимательность... блюдите, как опасно ходите" /Иоанн Кронштадтский. 1900, с.26/.

     

    РАССЕЯННОСТЬ

    Рассеянность – отсутствие внимания – оценивалась христианскими авторами крайне негативно:

    – препод. Пимен Великий говорил: "Начало зол – рассеянность" /христ.: Достопамятные сказания... 1993, с.140/;

    – "Внимание к помыслам и есть признак жизни. Тогда как отсутствие внимания, рассеянность и кружение в помыслах служит верным признаком душевной смерти. Кто живет невнимательно к своим помыслам и носится вихрем вредительных мечтаний, тот еще не возродился свыше, тот еще пребывает в смерти. Живая, свыше рожденная душа, становится весьма внимательной к своему уму, к своим помышлениям и не носится в вихре мечтаний вредительских" /христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.61/;

    – "Если помыслы сильно рассеиваются, значит что-то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом и умолять о прощении и помощи" /Никон (Воробьев). 1988, с.31/.

     

    БЛАГОДАТНОЕ ВНИМАНИЕ

    И наоборот, пробудившееся внимание является верным признаком правильной направленности духовного пути: "Благодатным и неоспоримым признаком того, что душе возгорелся сей Божественный Огнь возрождения, попаляющий вещество страстей и возжигающий в нас Новую духовную жизнь – после многослезного отречения от сатаны и дел его – таким признаком является пробудившееся внимание к своим помыслам и ко всему своему житию" /христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.61/.

    Внимание постепенно становится благодатным. По словам схимонаха Агапия: "Когда внимание ко Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное, а наше собственное внимание всегда бывает принужденное" /христ.: Умное делание. 1998, с.301/.

    При этом внимание все больше соединяется с молитвой, к которой оно и так имеет прямое отношение:

    – "Существенная, необходимая принадлежность молитвы есть внимание. Без внимания нет молитвы" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). 1993. Т. 5, с.115/;

    – по Симеону Новому Богослову: "Внимание так должно быть связуемо и неразлучно с молитвою, как связано и неразлучно тело с душею. Внимание должно идти вперед и сторожить врагов, как некий страж; оно первое пусть вступает в борьбу с грехом и противостоит злым помыслам, входящим в душу, а позади внимания пусть следует молитва, которая истребляет и побивает тотчас все те злые помыслы, с которыми пред сим вело брань внимание: ибо оно не может их побивать" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.179-180/; итак, "если вниманием храним молитву чистою, то преуспеваем" /там же, с.180/;

    – "Внимание, взыскующее молитву, ее и обретет, ибо как раз молитва, а не иное что, следует за вниманием..." /христ.: Евагрий Понтийский. 1994, с.89/.

    Такое, благодатное и связанное с молитвой внимание приводит к "непрестанному от всякого помысла безмолвию сердца..." /христ.: Исихий Иерусалимский. 1890, с.6/.

    Или другими словами: "Подвизающийся внутренно, всякую минуту должен иметь следующие четыре вещи: смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву" /христ.: Исихий. 1827, с.139/. Вот это "крайнее внимание" и получило в святоотеческой традиции особое название – "трезвение".

     

    ТРЕЗВЕНИЕ

    Трезвение есть "духовное художество, которое если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божиею помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел" /христ.: Исихий Иерусалимский. 1890, с.5/. И более того, оно "дарует тому, кто его проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн" /там же, с.5/. "Само же оно есть собственно чистота сердца" /там же, с.5/, кроме того, "оно называется также сердечным безмолвием" /там же, с.6/. Именно оно "до блистания очищает совесть" /христ.: Филофей Синайский. 1900, с.413/.

    Трезвение позволяет противостоять искушениям и иметь христианское терпение: "Иные, вкусив уже сладости Божией подлежат еще действию на них сопротивника, и по неопытности дивятся, что и после Божия посещения помыслы оказывают свое действие и во время христианских таинств. Но состарившиеся в этом состоянии не дивятся сему, как и опытные земледельцы по долговременному навыку, когда бывает плодородие, не остаются совершенно беспечными, но ожидают и голода и скудости, и наоборот, когда постигает их голод, или скудость, не теряют совершенно надежды, зная, что времена переменяются. Так и в духовном, когда душа подпадает различным искушениям, не дивится она и не отчаивается; ибо знает, что по Божию попущению дозволяется злобе испытывать и наказывать ее, и наоборот, при великом своем богатстве и покое, не делается беспечною, но ожидает перемены" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.140-141/.

    Существует несколько способов трезвения, которые описаны христианскими отцами, исходя из своего духовного опыта. Так, например, Исихий Иерусалимский останавливается на четырех способах: "Один способ (прием) трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти" /христ.: Исихий Иерусалимский. 1890, с.9/.

    Благодатное внимание и постоянное трезвение позволяют услышать постоянный, но такой ненавязчивый и тихий голос Божий. Как писал о нем святитель Игнатий (Брянчанинов): "Когда оглушал меня шум мира, я не мог внимать ему. Теперь, в тишине уединения, начинаю прислушиваться к певцу таинственному. И звуки, и песнь его делаются мне как бы понятнее. Как бы открывается во мне новая способность, способность внимать ему и способность понимать его" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.3/.

    И в самом деле, мы настолько погружены в суету и шум этого мира, что не слышим не только голос Бога, но и вполне конкретные физические звуки. Так, например, христианин, идя обратно со службы, даже на большом расстоянии слышит негромкий колокольный звон своего храма или других церквей. Для находящихся же рядом с ним прохожих этот звук настолько сливается с общим фоном, что практически неразличим, даже если их специально попросить это сделать.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659