ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Астерий Амасийский св. Слово о слепом от рождения (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Астерий Амасийский св.

    СЛОВО О СЛЕПОМ ОТ РОЖДЕНИЯ

     

    Только что выслушали мы сына Громова Иоанна [3], вернее же – Святого Духа, Который рыбаря и ремесленника соделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святой Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которою Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии [4], отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконного и мало по малу приводя (их) к Новому Завету из Ветхого, как прежде – из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцом, и громко и ясно говорил глухим: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иоан. 8, 58), – они, не поняв смысл этого изречения и не доказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственные руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как либо, но по божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них [5], (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, – подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой либо чаще и незаметно уйдет (из нее), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники.

    Я же, хотя впрочем и худой слуга, не забываю однако ж того, что раб есмь и что лежит долг на мне восстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: преступные! вы бросаете камни в своего Благодетеля? [6] бросаете в Камень избранный и драгоценный, о Коем вам пророчествовал Исаия? (Ис. 28, 16) бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? (Дан. 2, 44) бросаете камнями в Краеугольный Камень (1 Пет. 1, 6), соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета? ибо если вы и не уверуете, то может Бог от камней этих воздвигнуть чад Аврааму (Матф. 3, 9), то есть собрать Христу народ особенный (Тит. 2, 14) [7], из язычников и необрезанный, о коем и приял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что благословятся о тебе все племена (Быт. 12, 3). Неизреченным знанием [8] Своим видя будущее, Бог в качестве чад Начальнику веры уделил всех имеющих уверовать впоследствии; ибо уже тогда созерцал восстание евреев, зрел камни и лжеименных сынов считал лишенными наследства. Когда же, возвещая им истину словом, не убедил их к благочестию, то, находясь среди них, скрылся от их взоров и, присутствуя, не был доступен зрению их, дабы таковым чудотворением привлечь их [9] к признанию того, что Он есть Христос [10] и Бог старейший Авраама (см. Иоан. 8, 58). Итак внемлите, говорит, о истинно слепые и несмысленные! Кто Сей и присутствующий с вами, и не видимый? Нe Тот ли, быть может, это, Кто и с Моисеем говорил, хотя и не был видим? [11] ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однако ж был слышен глас, и слово давало наставление, и верно предрекалось будущее. Ведь ум имеющим должно узнавать личность по сродству дел.

    Так как евреи оказались столь неразумными и бессмысленными, то Господь наш и Спаситель, как некий врач заботливый [12] и премудрый, если болезнь не поддается первому опыту, обращается к другому способу лечения. Духовно слепых Он хочет исцелитъ при помощи встреченного по пути слепца, который страдал слепотою не вследствие какого-либо случайного повреждения, но из чрева матери явился на свет с таким прирожденным недостатком.

    Увидав человека (слепца), Он остановился и был готов к исцелению, превышающему человеческий разум [13] и искусство. Ведь врачебная наука занимается исследованием тех болезней, которые по каким-либо обстоятельствам приключаются в последствии времени уже после того, как природа окончит рождение живого существа и произведет оное на свет. Лечение же какого-либо прирожденного телу порока она не выдает за свое дело, – а также впрочем и не всех вообще болезней, приключающихся в последствии. Свидетели сего – те из людей, которые искалечены и которым ни один врач не восстановил недостающих членов. Посему и ученики, почувствовав жалость к страданию и взирая на человека, не вкусившего наивысшей сладости (от видения) света, суетно любопытствовали о причине бедствия и не очень искусно вопрошали Господа: по собственной ли вине или за грехи родителей он родился на свет таковым? В том и другом случае вопрос этот заключает в себе нечто достойное порицания: ибо ни за родителей [14] не был бы осужден он, так как Бог не наказывает одного за другого [15], – ни за собственные грехи [16] он не нес наказание, хотя и родился слепым, – ведь никто не грешен прежде рождения. Итак, хотя любопытство [17] и не очень одобрительно, но мы должны узнать, какъ Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Он), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущего домостроительства, дабы [18] Считавшийся обыкновенным человеком совершил вышечеловеческое, – дабы Создатель всяческих, после первого творения, обрел и теперь побуждение к деланию, – а также чтобы из частного удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветятся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумных! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы восстающие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истинным сыном плотника, мог исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившиеся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке [19], – то часть человека, и часть прекраснейшую, образованную природою с особенной тщательностью, а именно глаз, не был бы в состоянии сотворить кто-либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою.

    И если кто пожелает обратить особое внимание на человеческие члены, тот в этой, преимущественно, частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во-первых, сообщена какая-то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он, потом, украшен разнообразными цветами: так средина его имеет очертание (окраску) черного цвета, – и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и средина имеет более темный цвет [20], внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; совне вокруг нее облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придается приятность белому и черному. Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближающихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседующих с нами, почему самый центр его окружности и называется зрачком (κόρη), так как всегда показывает человеческий образ противо (стоящему и) смотрящему. Как смотрящему в зеркало невозможно тотчас же не отразить в материи свои черты, так и лицом к лицу стоящему с человеком – не начертать в глазу свой образ. Так смотря один на другого, люди бывают зеркалами друг друга.

    Итак, достоин удивления между созданными предметами глаз. Ведь он и Бога мне открывает, точно узнавая всю тварь и от дел показывая художника. От видимого он изъясняет [21] невидимое. Посредством него я имею знание о солнце, постиг устройство неба, узнал красоту звезд и основание земли, природу моря, – различие семян, разнообразие растений и различные виды цветов, – мрак тьмы и блеск света и вообще все, что Бог, создав, одобрил (Быт. 1, 31). Итак, если бы не существовало глаза, тварь состарелась бы без свидетеля, так как не было бы никого, кто созерцал бы пребывающую в ней премудрость Божию и силу.

    Ради, такого-то чудного устройства зрения и теперь (т. е. у слепорожденного) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низменные, от плоти [22] являющиеся в нас, мысли о Единородном, великолепием дел (Господа) изгоняя из души, всякое малоприличное (Ему) и низменное мнение (о Нем); но чтобы узнали мы, что блаженный свет и красоту божества принял (в себя) глиняный сосуд, служа нам светочем на подобие светильника. Сам единолично совершает Господь исцеление, – и Тот, Кто повелением Своим устроил весь мир (Быт. 1 гл. ср. Псал. 148, 6), Кто двумя краткими изречениями исцелил расслабленного (ср. Матф. 9, 2; Марк. 2, 5; Лук. 5, 24; Иоан. 5, 8), теперь для чудотворения употребляет не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцеляет [23] слепоту, дабы посредством этих действий тем более твердую веру внедрить неверующим. Он плюет на почву и из слюны делает брение, пользуясь для исцеления землею с той целью, чтобы показать, что из той же персти, из которой в начале образовано все тело [24], теперь созидается и остальная часть (глаза). Слюною же исправляет его (тело) и соединяет рассеянную и чуждую связи персть, дабы ясно показать нам, что силою уст Своих Слово устроило все, ибо Словом Господа небеса утверждены и Духом уст Его вся сила (все воинство) их (Псал. 32, 6).

    А может быть и для того плюновением исцеляет, чтобы поразить страхом тех, кои не много после имели бесчинствовать оплеваниями, – и однако ж не остановил (этим) дерзость неистовствующих, но подвергся многим оплеваниям Тот, Кто совершил таковое (исцеление) посредством плюновения. Так проявляет Он творческую силу первого [25] достоинства. Повелением же омыться в купальне Силоама Он открывает нам спасение посредством воды, которое всем посланный Силоам даровал; ибо тогда мы хорошо видим, когда очищаемся таинственной водою, – тогда осиявает нас свет благодати, когда сила крещения смывает грязь и нечистоту грехов. И все, кои омываемся заповедью Силоама, видим духовный свет, который просвещает всякого человека грядущего в мир (Иоан. 1, 9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного пред тем бывший слепым вышел из купальни, имея украшение на лице в прибавлении глаз и правильно взирая на солнечные лучи. Событие это поразило соседей и знакомых (слепца). Смутил новый способ лечения. Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершенное [26] Родившимся в Вифлееме, – тем малым Младенцем, Который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло Иудеев не верить божеству.

    Обратите же, несмысленные и грубые сердцем, внимание на бывших от века людей. Начав с Адама, исследуйте всех по порядку: найдете ли, чтобы бывшее ныне случилось и на других, или чтобы какой-либо век имел пример такого исцеления. И опять, при осмеянии Господа моего, выставляйте на вид, что Он – Плотников Сын (Матф. 13, 65; Марк. 6, 3 и др.), Которого братья вам известны, Которого дом вы знаете, – исчисляйте все стороны Его уничижения, соревнуйте в этом, распространяйте великое бесславие свое. Но если ничего такого человек не соделал и ни века не знали рассказа о подобном чуде, то, осудив свое невежество, возведите наконец очи свои к истине, – омойтесь и вы в Силоаме, чтобы не умереть в слепоте.

    Однако ж это все не имело для них никакого значения. Слово не научило их, дело не вразумило, сила чуда не склонила. Совсем напротив, по слепому неразумию, они многочисленными способами пытались скрыть и осмеять (чудо), хотя злодейство их обращалось против них же самих. Чем более они не верили и допросами старались извратить (правду), тем более подтверждалась истина. С ними случилось то же самое, что и с зверями, которые, будучи ранены кем-либо и пока еще не все острие вошло в их чрево, стремительным натиском своим на человека вгоняют в себя самих всю сталь (орудия).

    Сначала они стараются дознать: тот ли это самый слепец и не выдан ли за него другой? Но это ясно засвидетельствовал человек тот и рассказал в порядке об исцелении, – и о том, что брение намазано было как лекарство от слепоты и что купальня, смыв брение, доставила зрение. Об этом распрашивали соседи и поучались, исследовали Фарисеи и узнали [27].

    В качестве второго ухищрения для отрицания совершившегося чуда была предпринята попытка доказать, что не Христос совершил исцеление. Поелику же человек (исцеленный) громко называл Спасителя, исповеданием и проповедью воздавал благодарение и всем указывал Благодетеля: то, с закрытыми устами и помутившимся умом, не зная что делать, возвращаются снова к болезни [28] и оказываются точными исследователями каждой частности, – не для того, чтобы подтвердить совершенное чудо, но дабы получить откуда либо опровержение чуда и, устроив какой-либо коварный обман, отвратить верующий народ от увлечения. Это верх порочности! – сражаться против истины, не поклоняться Творящему все [29], но подвергать Благодетеля поруганию, – не удивляться силе, но пытаться унижать чудесные дела. Убедитесь же, Фарисеи, и от родителей, что человек этотъ рожден с слепотою, – и опять обратитесь к слепцу, во второй и третий раз, получая от него удостоверение в злых начинаниях и кознях своих. Но если не успеете в первой попытке, переходите ко второй, – не успеете во второй, переходите к третьей, – от третьей к следующей. Делайте извороты коварной лисицы, – и все таки вас везде окружают сети истины, нет никакого выхода из чуда. Впрочем не оставляйте своих ухищрений и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразные, но немощные и бесполезные.

    Отечественный это недуг ваш. Неверных отцов таковые же дети (вы). И те таким же образом относились к чудесам в Египте. Необычайным способом и вопреки ожиданиям они спасались от войн, – и не верили Дающему Спасение. Кормились пищею, превосходящей природу, – и были неблагодарны больше голодающих (Исх. 16, 13). Получали манну с неба посылаемую (Исх. 16, 21), – и тужили по зловонию египетского чеснока и лука. Во время дня осеняемы были столпом облачным, дабы не страдать от жары солнечного луча, и столпом огненным освещалась ночью, получив кроме луны другое, новое и превосходнейшее, светило (Исх. 13, 21), – но, как бы совсем не замечая божественной силы, они таким образом усиленно требовали себе новых и возвышенных богов, когда Моисей, задержанный немного на горе при сообщении (ему) закона, замедлил возвращением. Вы истые наследники неразумия тех, не возлюбили закон, ненавидите благость, нуждаетесь в начальствовании жезла не миндального, а железного (Псал. 2, 9 ср. Апок. 2, 27; 19, 15; Иер. 1, 10-12).

    Вы видите человека, перешедшего (от тьмы) к свету, доселе проведшего долгое время жизни во тьме, с бездейственными взорами, путеводимого чужими глазами, ежедневно сидевшего пред храмом, всем дававшего знать о своем несчастии, дабы многих привлечь к милосердию, имеющего город свидетелем своего недуга, смотрящего теперь и быстро исцеленного, не составом разных лекарств и не сечением стали, но одним брением, составленным посредством слюны (из персти): как же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создал очи из земли, – не чтите божественную силу! Неужели терзаетесь завистью и имеете соревнование к Богу, как бы к своему сопернику по искусству, – как бы художники к художнику, как бы единоплеменники к равному себе!

    Читая ветхозаветные книги, которые написаны были для домостроительства о народе и которые сообщают сведения о правлениях царей и историю о них, – вы благопослушно принимаете, что говорится о каждом. Так и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита, – и всех святых каждого века, наделявшихся силами от Бога и совершавших великие и славные дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (рассказов) отцов, хотя люди обыкновенно не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последние времена (т. е. ныне) глазами (своими) видите на глазах (бывшего слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, – против этого коварно и бесчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще за долго прежде возвестил Исаия такими словами: вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугнивого будет ясен (Ис. 35, 4-6). Это – речения не Петра и Иоанна, не кого-либо из новых и подозрительных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса [30], – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзаконного водительства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     

     

    Примечания:
    [1] Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex'a Soguierianus'a и по выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250, not. 37.
    [2] εκ κοιλίας – от чрева, вместо Иоан. 9, 1: εκ γενετης – от рождения.
    [3] Марк. 3, 17.
    [4] Т. е. единоипостасности божества.
    [5] ψηλαφώμενος – букв.: будучи осязаем.
    [6] Cod. Seg. прибавляет: "ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?"
    [7] περιούσιον ср. Исх. 19, 5.
    [8] γνώσει,, Cod. Seg. προγνώσει.
    [9] αυτούς, но Фотий читает; αυτου – чудотворением Его (т. е. Христа).
    [10] Так у Фотия; в Cod. Seg. Θεός.
    [11] και μη φαινόμενος; y Фотия: και φαινόμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: και μη βλεπόμενος και φαινόμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3, 4.
    [12] Cod. Seg. прибавляетъ: "и вместе".
    [13] ανθρωπικου λόγου, Фот. ανθρωπίνης σοφίας – человеческую мудрость.
    [14] У Фотия прибавлено: "ни в чем не будучи повинен".
    [15] Ср. Иез: 18, 20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5, 9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно-сознательное причастие детей унаследованным от отцов греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23, 29-35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцов своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников.
    [16] У Фотия приблвлено: "еще не явившийся на светъ".
    [17] πτέσις, Cod. Seg. πευσις.
    [18] Cod. Seg. прибавляетъ: "дотоле".
    [19] Cod. Seg. прибавляет: "или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла".
    [20] το βαθύτερον, Cod. Seg. приб. και μελάντερον – и чернее.
    [21] У Фотия прибавлено: "душе".
    [22] εκ της σαρκός – от плотского суемудрия.
    [23] Cod. Seg. приб. "теперь".
    [24] τò ζωον, собст. животное.
    [25] Т. е. божественного.
    [26] Cod. Seg. добавляетъ: "Иисусом, родившимся".
    [27] Чтение: και επείθοντο – и уверялись, убеждались – может быть принято только в отношении к удостоверению фарисеев в тождестве личности слепца, но в отношении к совершению чуда оно неудобно, ибо не соответствует евангельскому повествованию. Редактор издания у Миня готов подставить отрицание ουκи не верили (col. 260, n. 51). Мы же находим более естественной и легкой поправку: επύθοντο, как параллель και εμάνθανον.
    [28] Cod. Seg. добавляет: "к исследованию болезни, – стараются дознать: от рождения ли он слеп, и расспрашивают родителей этого человека".
    [29] Cod. Seg. приб.: "это".
    [30] Ср. Ам. 1, 1 и Ис. 1, 1; 2, 1; 37, 2; 38, 1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде (אמוץ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех (עמום) и означает: pbpulus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: Άμώς.

     

     

    Публикация:

    Астерий Амасийский св. Слово о слепом от рождения // Богословский вестник. 1894, № 5, с. 169-182 (пер. с греч. и примеч. М. Д. Муретова).

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659