ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ПРЕДИСЛОВИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

     

    Данный словарь охватывает практически все основные темы христианской антропологии и психологии: от определения человеческой природы и личности до описания характеристик всех сил и органов души – разума, чувств и эмоций, воли, памяти, внимания, воображения, фантазии, органов чувств и т. д. Все темы, идеи и положения раскрываются с опорой на святоотеческую традицию и библейскую экзегезу, с использованием материала работ дореволюционных и современных православных богословов. Кроме того в некоторых местах проводится сравнительный анализ христианского и современного научного подхода (с критикой проникающих в современную науку оккультных, паранаучных идей).

    На протяжении всего словаря, там, где это уместно, анализируются исторические корни антропологических и психологических понятий (из русского, латинского, древнегреческого и древнееврейского языков). Подобные исторические и этимологические экскурсы, как мне кажется, могут помочь глубже проникнуть в суть используемых понятий и терминов, а иногда и посмотреть на них совсем с другой стороны.

    Везде, где это возможно, я стараюсь указывать на первоисточники анализируемых мною точек зрения. Мне кажется, что подобный принцип подачи материала наиболее правилен: ведь любой анализ христианского учения должен в обязательном порядке опираться на соответствующие источники (и, конечно же, подтверждаться необходимыми ссылками на святоотеческие и богословские работы).

    Подобный подход опирается на святоотеческую традицию, что имеет глубинное духовное основание и заповедано в качестве наиболее верного пути. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): "Прибегайте больше к чтению святых отцов; пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями" (Игнатий (Брянчанинов) еп. Творения. Т. 4. 1993, с.463).

    Кроме того, что также не маловажно, именно подобный подход к первоисточникам дает возможность грамотной работы с ними, и является прочным фундаментом для дальнейшей самостоятельной работы самих читателей.

    Данный подход обусловил многообразие используемой нами литературы. Скажем несколько слов о ней и о способе оформления библиографических ссылок. В конце каждой части содержится свой список литературы, на который мы, в основном, и ссылаемся – при этом указывается автор, год издания работы, (название работы указывается в том случае, если есть несколько работ одного года издания) и номер страницы приводимой цитаты. В том случае, если в начале библиографической ссылки стоит сокращенное название одного из дополнительных списков, это значит, что необходимо обратиться к находящейся в конце словаря дополнительной литературе. Она разделена на несколько списков по тематическому принципу и каждый список имеет свое сокращенное обозначение. В первый список, "Христианская литература", входят святоотеческие труды и богословская литература дореволюционных и современных авторов (обозначение при цитировании – "христ."). Во второй список, "Религиозная и философская антропология", как уже понятно из его названия, вошла литература широкого антропологического содержания (но не по христианской антропологии, включенной в литературу первой главы). При ссылке на источник из этого списка перед фамилией цитируемого автора будет стоять сокращение "антр.".

    В третий список – "Психология и религия", включены как психологические работы, так или иначе касающиеся религиозной тематики, так и религиозные, философские и другие работы, близкие психологии. При ссылке на источник из этого списка будет использоваться условное обозначение "пс.".

    И в четвертый, дополнительный, список включена психологическая, философская, религиоведческая и другая литература, цитируемая в тексте, но по тематике не подходящая к вышеперечисленным спискам (сокращение при цитировании – "доп.").

    Кроме того, чтобы не дублировать литературу друг в друга из двух наиболее больших списков, находящихся в конце глав "Христианская антропология" и "Христианстианская психология", при цитировании ее в других местах будут использоваться сокращения: христианская антропология (Часть 1) – "Ч. 1", христианская психология (Часть 2) – "Ч. 2".

    Данный справочник создавался на основе уже изданных авторских работ: "Психология религии" (СПб.: Речь, 2009),"Основы христианской антропологии и психологии" (СПб.: Речь, 2007), "Элементы православной психологии" (в соавторстве с Л. Ф. Шеховцовой; СПб.: Речь, 2005). К этим работам мы и отсылаем читателей, заинтересованных в более подробной информации по христианской антропологии и психологии. Эти книги есть в основных библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы (как светских, так и христианских). Это же относится и составленному мной библиографическому справочнику "Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время" (СПб.: Речь, 2009), материал которого собирался практически в течении последних пятнадцати лет, и который, я надеюсь, будет полезен и для студентов, и преподавателей, и всех, серьезно и глубоко занимающихся христианской антропологией и психологией. Там представлены библиографические описания более 2800 работ 900 авторов, начиная от древнехристианских авторитетнейших подвижников, аскетов и учителей Церкви, продолжая средневековыми православными, католическими и протестантскими авторами (представленными в отдельных рубриках – чтобы читатель знал к представителем какой конфессии относится тот или иной писатель), а также многочисленными православными, дореволюционными и современными, авторами, работы которых особенно важны для понимания проблем и задач современной христианской антропологии и психологии. Вышло второе издание справочника, оно есть в продаже в центральных книжных магазинах Санкт-Петербурга (иногородние могут приобрести ее через службу "Книга – почтой" непосредственно в издательстве "Речь").

    Надеюсь, что этот Словарь будет интересен и полезен не только профессиональным психологам и антропологам, но и всем, интересующимся и занимающимся христианской антропологией и психологией.

    Буду благодарен за присланные отзывы, предложения и замечания по содержанию данного Словаря.

     

    Зенько Юрий Михайлович

    29 марта 2009 г.; память прп. Иоанна Лествичника.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659