ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Григорий Палама св.

    Омилия 1. О сохранении мира друг с другом

     

    Воистину, мы все – братья, как происходящие от единого Владыки и Творца, Которого по сей причине и общим Отцом стяжали; но таковое общее братство мы имеем и в отношении к бессловесному и даже неодушевленному естеству. Но мы, кроме того, являемся братьями друг другу, как сущие от одного земнородного Адама и единые сотворенные по образу Божию; но и это – обще и нам и всем народам вообще. Мы же, сверх всего, являемся братьями друг другу и как чада одного и того же народа и граждане одного и того же города; но особенно – как все обладающие богатством иметь общую Матерь – Священную Церковь и Православие, Начальник которого и Совершитель есть Христос, по естеству Сын Божий, Который не только наш Бог, но благоволил и Братом нам быть и Отцом; и не только это, но и Главою, собирая всех нас во единое Тело и сотворяя, чтобы мы были членами друг друга и Его Самого. Ибо Господь, после Своего тридневного Восстания от мертвых, явившись пришедшим ко гробу женам, сказал им: "Идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят" (Мф. 28, 10). Видите ли: как Он удостаивает назвать Себя Братом нашим? Поэтому и Апостол говорит о Нем: "Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии" (Евр.2, 16-17). Но поскольку Христос является и Отцом нашим, возродившим нас чрез святое

    _______

    *) Migne. Patrologiae Cursus Campletus. Series Graeca. Tomus 151: Homilis 1: colomna 9-17. De pace ad invisem servanda. Dicta post tertiam diem adventus sui Thessalonicam.

    – 15 –



    крещение и Его божественной благодатью, то посему Он называет Своих Учеников – "чадами", и идя на спасительную Страсть, возвещает, что не оставит их сиротами; отсюда опять Апостол говорит: "Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола" (ст. 14). И что мы все о Христе – единое Тело, то и это Павел хорошо ведает, говоря: "Вы же есте Тело Христово и уди от части" (1 Кор. 12, 27). Ибо как тело – одно, а обладает многими членами, и, в свою очередь, все члены одного тела, будучи многими, однако представляют одно тело, так и Христос: ибо во едином Духе мы все были крещены во единое Тело.

    Итак, единая купель, братие, была для нас возрождением и рождением в Боге; единая вера, единая надежда, единый Бог над всеми и чрез всех и во всех нас, соединяющий нас с Собою силою божественной любви и творящий нас членами друг друга и Его Самого. Но по действию диавола, наступившая, а лучше сказать – не однажды наступившая, но часто приходящая ненависть и любовь изгнала и уничтожила наше единство, бывшее по причине любви – и в отношении друг к другу, и в отношении Бога; эта ненависть не только разлучает друг от друга общие члены города и как бы приводит его в расслабленность, но и производит возмущения и непримиримые раздоры и, сделав сограждан врагами друг другу, придала нашему городу вид города, захваченного врагами, несчастным образом восстанавливая его против самого себя и делая его коварным и враждебным к самому себе, так что, находясь в таком пагубном состоянии, он сам для себя стал загадкой. Потому что, кто это те, кто делают набеги на город и к тому же иногда разрушают дома, и расхищают имущества в домах, и с великим бешенством отыскивают хозяев домов и немилосердно и бесчеловечно дышат против них убийством? – Разве, не сами жители этого города?! Кому приключилось это безумие, кому принадлежат эти вопли, и нападения, и набеги? Разве не тем же самым гражданам этого города, от которых он некогда видел столько добра. О, горе! Увы, какое великое бедствие! – Город сам с собою воюет, сам от себя терпит войну, своими собственными ногами попирается, своими собственными

    – 16 –



    руками разрушается, своими собственными боевыми кличами приводится в смятение, когда то, что лучшее в нем попирается и худшая часть несчастным образом завладевает. Разве сия болезнь, которая вам приключилась, не гораздо ли хуже той, которую имели описанные в Евангелии расслабленные? И насколько хуже и пагубнее – злодейство, чем их состояние бездействия (бывшего вследствие их расслабленности)?

    Но, слыша это, не приходите в недовольство: потому что я это вам говорю не в целях порицания, но для того, чтобы познав болезнь, хотя бы теперь вы стали внимательны, остерегаясь ее, и поискали бы причину, почему вы впали в нее, и пожелали бы выздоровления, и проявив тщание, получили и сохранили здоровье, когда Бог вам дарует исцеление и укрепит вас в нем, как Он это сделал в отношении оных (евангельских) расслабленных: ибо Он не только исцелил их, но и силу им даровал, так чтобы каждый и одр свой, на котором лежал, взявши, мог бы непреткновенно шествовать. Но что было причиной болезни в оных расслабленных? – Этих расслабленных было двое: один – в Иерусалиме, лежавший у Силоамской купели; а другой – в Капернауме, носимый четырьмя людьми. Итак, что было причиной болезни в них? – Грех. И это Господь показал. Ибо видя веру одного расслабленного, прежде чем даровать ему здравие, Господь говорит ему: "Чадо, отпущаются ти греси твои" (Мф. 9, 2); а другого, найдя уже после исцеления, говорит ему: "Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин. 5, 14). Итак, как, греховность каждого из них, изгнавшая здравие, сделала их расслабленными, так и у нас – общая греховность, изгнавшая любовь, сделала нас врагами друг другу. Ибо разве не по причине лишь грехолюбивой воли вашей, вы нарушили те узы, именно – любовь – которые связывают нас с Богом и друг с другом. Потому что "за умножение беззакония, иссякнет (охладеет) любы многих", говорит Господь в Евангелиях (Мф. 24, 12); а когда совсем охладеет любовь, тогда не возможно оставаться божественной благодати и отеческому попечению.

    Но дабы чрез пример представить вам настоящее бедствие, скажу, что душа каждого из нас подобна – лампаде,

    – 17 –



    как елей – имея делание добра, как фитиль – любовь, на котором почивает, как свет – благодать Божественного Духа. Когда же не достает этого елея, т.е. доброделания, то присущая душе, как фитиль, любовь, по необходимости иссякает: и таким образом, свет божественной благодати и отеческого попечения отлетает; потому что добродетель и любовь, бежа оттуда, уносят с собою и эти дарования; и когда Бог отвращает лице Свое, тогда наступает полное смятение, о чем пророк Давид говорит: "Отвратиши лице Твое, и смятутся" (Пс. 103, 29). Таким образом, как следствие греховности, приходят гражданские смятения и непорядки, принося с собою всевозможные виды зла, и вселяя в зачинщиков мятежей и мятежников князя зла, который превращает их в зверей, и без преувеличения скажу, что он тех, которыми возобладает, делает приобретающими нрав демонов. Таким образом, тот, который от начала – человекоубийца и человеконенавистник, делает человека человекоубийцей и противником Жизнедавца Христа, а тем более – ослушником и противящимся земным царям или духовному отцу и пастырю и учителю.

    Итак, обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было постоянным, и вновь обратит к вам лице Свое Господь и вместе с миром воспочиет в нас благодать Божиего Духа. Оный Иерусалимский расслабленный лежал при исцеляющей больных Силоамской купели, так и вы отнюдь не отступали от излучающей мир Церкви Христовой. Но подобно тому, как оный человек не имел помощника, который бы посодействовал ему получить благодать от сей купели, так и у вас не было здесь Пастыря, который бы проповедовал мир и собирал расточенные члены и слагал их друг в отношении друга, и изгонял из Тела Церкви Христовой болезнь и болезненное состояние, наступившие вследствие (овладевшей всеми) ненависти. Но теперь мы уже назначены к вам и вместе с вами составляем одно целое о Христе, и о Христе умоляем вас, как если бы Он чрез нас молил вас: примиритесь с Богом! Познайте родство друг с другом, не только по душе, но и по плоти, происходящее от родителей ваших. Вспомните бывшие раньше дни мира: какими благами его вы наслаждались и которых всех ныне вы лишились. Не

    – 18 –



    засчитывайте причиненное кому зло, и не желайте воздать злом за зло, но добром побеждайте зло, укрепляя взаимную любовь, чтобы стяжать вам любовь Божию и свою любовь проявить к Нему. Потому что, для нелюбящих своих братьев, невозможно иметь любовь к Богу, ни от Него иметь, как плод сего – благодать и божественное о себе попечение. Послушайте меня, ныне пришедшего к вам, братие, и, согласно Господнему повелению, благовествующего всем мир прежде всего и ко всем, и посодействуйте мне в этом, и простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это – то же, что сказать – сынами Божиими. Ибо Он есть Мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду упразднивый на Кресте Своем. Он Сам сказал Своим Ученикам, и чрез них – нам, чтобы, когда мы войдем в какой город или дом, возвещали мир им; и примирение является всем делом Его пришествия; и именно ради сего, преклонив небеса, Он сошел на землю; почему и Давид предрек о Нем: "Возсияет во днех Его правда и множество мира" (Пс. 71, 7); и в ином псалме опять же так о Нем говорит: "Яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему" (Пс. 84, 9). И песнь Ангелов, бывшая во время Рождества Его, показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он с небес сошел к нам: "Слава", – воспеваюших, – "в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение" (Лк. 2, 14). И уже совершив спасительное домостроительство, Он оставил мир, как наследие для присных Ему, говоря: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Иоан. 14, 27). И еще: "Мир имейте между собою" (Мрк. 9, 50); и: "О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Иоан. 13, 35). И последняя молитва, (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу: Даждь им, – говорит, – "да вси едино будут" (Иоан. 17, 21).

    Итак, да не отпадем от отеческой молитвы (благословения) и да не лишимся наследия Небесного Отца, ни печати и знамения свойственности в отношены Его, дабы не лишиться нам и сыновства, и благословения, и ученичества в отношении Его, и не потерять нам обетованную (вечную) жизнь, и не

    – 19 –



    стать отрезанными от духовного брачного чертога и услышать от Самого Начальника Мира, Отца: не знаю вас; уйдите от Меня, виновники ненависти, вражды и соблазнов. Дабы не случилось нам это выстрадать, Он, чрез Своих Святых Учеников и Апостолов послал всему миру мир; почему и они в своих беседах и писаниях ставили его прежде всех иных слов, говоря в виде вступления: "Благодать вам и мир от Бога".

    И мы, как исполнители их учения, только что пришли к вам, возвещая мир, и вместе с Павлом говорим вам: "Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа" (Евр. 12, 14). Если же без наличия мира со всеми, никто не увидит Бога, то разве увидит Бога в будущем веке тот, который даже со своими согражданами не живет в мире? Напротив, разве не услышит тогда: "Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" (Ис. 26, 10)?! Но да не случится вам услышать этих ужасных слов, а примирившись и собравшись во едино, благодаря миру, и любви, и единодушию, возымейте среди вас Его, согласно Его сладостному обещанию, – Господа нашего Иисуса Христа, облегчающего нам тяготу нынешней жизни, а в надлежащее время, дарующего вечную жизнь и славу и царство, которое да сподобимся и мы все получить благодатью и человеколюбием Дарователя мира, Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    – 20 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659