ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Братусь Б. С.

    Двойное бытие души и возможность христианской психологии

     

    В статье Е.Д Хомской в "Вопросах психологии" №3 за 1997 г проведено резкое разделение религии и психологии и постулируется их полная несовместимость. Характерно, что некоторые представители религии тоже отрицают возможность христианской психологии, считая психологию лишенной благодати и служащей лишь темным силам. Они считают, что любой священник может выполнять обязанности психотерапевта, основываясь на аскетике, нравственном богословии и учении святых Отцов. Однако вспомним слова Ломоносова: "Наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга: А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия"

    Различия научной психологии и религии:

    1. Научная психология изучает психику как особый аппарат, служащий человеку в его ориентировании в мире и отражении действительности. Личность - это психологический инструмент обретения человеком самого себя. Психика - не весь человек, так как человек - много больше своей психологии.

    2. У религии главный предмет - не психика в человеке, а человек в Боге, его целостность, смысл и назначение. Личность соотносима с человеком, человек соотносим с Богом, является Его Образом и подобием. Методология богословия не переносима в научную психологию, так же как кощунственно прямо переносить психологические методы на религиозные предметы.

    3. И у психологии и у религии есть система твердых оснований, и то и другое - формы человеческого сознания, понимания действительности. Но основания их различны: в психологии анализ идет по отдельным параметрам и фактам, в религии - анализируется целостное событие, изменение. В психологии применяется максимальное отстранение, фиксация факта, в религии - живое сопереживание, включенность в переживание.

    В обоих случаях существуют свои законы и своя внутренняя логика. Внешняя интерпретация - в обоих случаях неоднозначна, так как через одну точку можно провести множество интерпретивных линий. Итак, у психологии и религии - разные предметы постижения и разные формы интерпретации. Формы их соотнесения - это верное соотнесение уровней, их взаимодействие и связь.

    Душа - исходное понятие и для психологии и для религии. Представление о душе двояко:

    1. Душа воспринимается как орган переживаний, душевных проявлений - эмоции, чувства. Это как бы внешняя сторона душевных явлений, она стоит в поле внимания психологии.

    2. Сокровенная сторона души - вечная, бессмертная энергия и субстанция, которая проявляется во внешних параметрах, но к ним несводима. Эта сторона души недостижима для психологических методов.

    Еп. Серпуховской Анастасий: "нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и применимости экспериментального метода в частности. Точному определению может подвергаться лишь, так сказать, внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру: Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, измерить ее высшие проявления? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки." (из речи и приветствий в честь открытия Психологического института им. Щукиной. Репринт психологического института РАО. М., 1994,с.2)

    Научная психология совершенно отбросила вторую, сокровенную сторону души из поля своего зрения, что привело к тому, что "человека забыли". Но и внешняя сторона души не может быть полноценно понята, изучена, воспитуема без учета ее сущностной связи со стороной внутренней, с духовными устремлениями. Отделяя в исследовательских целях внутреннюю сторону от внешней, мы должны отдавать себе отчет в их постоянном и драматическом соотнесении, в стремлении к труднодостижимому единству и соответствию. В этом - полнота человеческой жизни, ее сокровенный смысл.

    Но можно ли мерное соотнести с безмерным? Это соотнесение - в каждом человеке, как существе конечно- бесконечном. Психология не должна отделяться от полноценного образа человека, его антропологической реальности. В 20 веке этот образ стал усеченным, лишенным метафизического измерения и высоты. Психологии пристало служить, ориентироваться на полного, целостного человека, имеющего не только тело, сложное сознание, многообразные переживания, но и высшие проявления души - дух.

    Психическое существует и действует не себя самого ради, а как аппарат, инструмент достижения человеческой сути. Этика, философия, богословие - не случайные, выверенные опытом языки выражение этой сути, предельных смыслов бытия, составляющих рабочее условие научных и прикладных разработок. Только они придают последним действительный масштаб и смысл в культуре.

    Душа во втором, внутреннем смысле не сводится к психологии и не растворяет психологию в себе. Религиозно-философский и психологический уровни не подменяют друг друга. Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему началу, отвечая его потребности поиска смысла жизни, не уничтожимого фактом смерти. Научная психология занята горизонтальной плоскостью - человеком во времени и пространстве. Она отвечает на вопрос "как?", "для чего?", "каковы механизмы?" Движение жизни изнутри требует осознания ее смысла, а смысл подразумевает реализацию - осуществление движения в определенном направлении в конкретном времени и пространстве.

    Психологу важно знать ограничена ли вертикаль эгоцентрическими или группоцентрическими смыслами или имеет более высокую отнесенность. Это существенный показатель ее цельности или раскола.

    Любая психотерапия стремится к ликвидации какого-то раскола. Психоанализ, гештальт - к преодолению раскола между умом и сердцем. Поведенческая терапия - между умом и волей. Христианская психология - между первым и вторым смыслом души. Раскол между этими смыслами может проявляться в осознанной и неосознанной форме, но может привести к серьезным последствиям для судьбы и спасения человека.

    В психологию должна вернуться душа в ее сокровенном смысле, но не в качестве объекта изучения, а в качестве объекта соотнесения и сопряжения, ориентира движения. Линия христианской психологии - сознательная ориентация на христианский образ человека, христианское понимание его сущности и рассмотрение развития как пути следования к этому образцу. В случае уклонения от этого пути - речь идет о способах их корректирования.

    А как же быть с иными конфессиями? Но здесь речь идет о христианской культуре и формах науке, ею порожденных. Культуры, выросшие на других корнях, ориентированы на иные образы и способы их осуществления. Точки пересечения здесь возможны, но смысл направлений проходит через эти точки к иным целям. Нужно определиться, какая для нас является искомой, родной для твоей культуры и твоей души.

    Единственный конструктивный путь изучения духовности человека - не конфронтация, а взаимное дополнение результатов поисков и размышлений.

     

     

    Вопросы психологии. 1998, № 4, с.71-79.

     

     

    Текст с сайта Психология в Заокском (http://proxy.seminary.ru/psyh/rs_psp06.htm).

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 05.03.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659