ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3 (оглавление)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3.

    (по письмам)

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ТРЕТЬЕГО ВЫПУСКА СОБРАНИЯ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА

    С УКАЗАНИЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ.

     

    Письма к разным лицам

    370. К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника 3

    371. О том же и наставление о победе над самоугодием и о тесном пути самоотвержения 3

    372. Благословение поступившему на новое место служения с наставлением по благочестию. Ответ о семье и о выборе духовника 5

    373. К П.С. Мысли по поводу кончины С-на О-ча и утешение скорбящим о нем 6

    374. К г-же N. О хождении в присутствии Божием и общие нравственные уроки 8

    375. К NN. На вопрос о поступлении в монастырь 8

    376. Поступающей в монастырь благословение и ободрение 9

    377. Поступившей в монастырь наставление о должности учительницы и о молитве 10

    378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле 12

    379. К о. N. Правило из кратких молитв 13

    380. В объяснение притчи о неправедном приставнике 15

    381. Библиографический отзыв святителя о "Письмах о христианской жизни", "Пути ко спасению" и прочих своих книгах **) 19

    382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе 21

    383. Обратившимся от заблужденья дается совет вразумлять других и посылаются книги, руководствующие к обличению штундистов и других сектантов 22

    384. Причина долгого неотвечания на письма. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной. О вразумлении молокан и о посланных ранее нужных книгах 24

    385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин 26

    386. О переменной погоде на душе, доброй исповеди и о том, что страх смерти должен растворяться надеждой. Совет болящей телом и молитва о болящем душою 28

    Письмо к кающемуся

    387. Ободрение и уверение в Божием милосердии к кающимся и указание средств к укреплению веры и упования 30

    Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове

    388. Восторженное воспоминание о Киево-Печерской Лавре. Русь богата святынями 33

    389. Мысли по прошествии праздников и наступлении Нового года. Ответ на приглашение в Тамбов 33

    390. Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108 34

    391. О борьбе с леностью 36

    392. Назидание при наступлении Нового года 38

    393. Утешение в смерти матери и особое утешение для небывшей при ее кончине дочери 38

    394. Наставление после лишения родителей. Приглашение на Вышу и уведомление о своем благополучии 39

    395. По наступлении поста. Уведомление о своем здоровье и предположение об уединении 40

    396. Начало уединенной жизни святителя. Истолкование сна 41

    397. Наставление живущ. вдали от храма. Новый Иерусалим и старый 42

    398. Тайны внутренней жизни святителя: искушения против решимости на уединение и разрешение их. Желание протолковать весь Новый Завет 43

    399. Смиренный отзыв святителя о своем затворе и о самом себе 43

    400. Отзыв о себе, своих трудах и о разных предметах 44

    401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма 46

    402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе 47

    403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни 47

    404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери 49

    405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах 50

    406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти 51

    407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах 51

    408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха 52

    409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе 53

    Письма к Вере Алексеевне

    410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви 54

    411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве 56

    412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире 56

    413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку 57

    414. О своих трудах и хлопотах во Владимире 58

    415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой – на Вышу 59

    416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве 60

    417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность 61

    418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий 62

    419. О радости в праздник Воскресения 63

    420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери 63

    421. О новом архиерее Тамбовском 64

    422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва 65

    423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей 66

    424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной 67

    425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании 68

    426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию 69

    427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны 70

    428. О больных впавших в неверие 71

    429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе 72

    430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию 73

    431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении 74

    432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке 75

    433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста 75

    434. Основные правила для монахов 76

    435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных 77

    436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству 78

    437. О разных новостях и о своем здоровье 79

    438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч. 80

    439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах 81

    440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах 82

    441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды 83

    442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани 84

    443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза 85

    444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье 86

    445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана 87

    446. Утешение в скорби об умершем 88

    447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя 89

    448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье 89

    449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении 90

    450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов 92

    451. Благословение жертвовательнице на икону Бож. Матери. Тоску и скуку враг наводит. О чтении Евангелия и записывании являющихся при сем добрых мыслей 92

    452. Краткие ответы по содержанию полученных писем 94

    Письмо к N.

    453. Отзыв о стихотворении Мея "слепорожденный" и о переложении стихами Иова – Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские 95

    Письма к г-же N с семейством

    454. Благословение и руководство целому семейству 96

    455. Совет о пользовании болящей припадками 97

    456. Ободрение и утешение для подверженной продолжительной болезни припадками 98

    457. О той же болящей. Нужно слушаться доктора. Отклонение присыла подарков 99

    458. Утешение при продолжении болезни 100

    459. После благодатной помощи обращаться ли к доктору? Средства врачевания естественные и сверхъестественные – все от Бога 101

    460. Наставление о том, как следует молиться о болящих 102

    461. Трубный глас за болящую 103

    462. О сыне, которому не дается наука. Трудная задача. О своем глазе и переводе преосвящ. Димитрия 104

    463. Совет о головной боли 105

    464. Горями Бог поминает. Сообщение о пользовании глаза 107

    465. Предположение об операции больного глаза 107

    466. О благодушном терпении болезни 109

    467. Не должно завидовать тем, кто может много завещать на поминовение 110

    468. Взаимная молитвенная память. Грешностью нельзя отнекиваться от молитвы 111

    469. О покорном несении скорбей 112

    470. О безропотном терпении болезни. Уподобление св. мученикам 113

    471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой 115

    472. Взаимные благожелания. Снам лучше не верить. Вражьи стрелы. Бог всякую молитву слышит 115

    473. О книгах Фаррара и прот. Матвеевского – жизнь И. Христа 117

    474. Извинения и поздравления. О болезни и лечении своих ног. Козни врага во время говения 117

    Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию

    475. Руководство к борьбе с грехом и очищение сердца от греховных помыслов 118

    476. Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни 120

    477. Павшему и восставшему – советы и наставления. Об ответах вопрошающим 123

    Два письма к обратившейся от сектантских мудрований

    478. Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство 126

    479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах 128

    Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов

    480. Разъяснение о силе таинства покаяния и получаемого по исповеди разрешения 131

    Письмо к колеблющемуся в уповании

    481. Вразумление для борьбы с маловерием в безнадежием и укрепления веры и упования на получение спасения 132

    Письмо к лишившемуся супруги

    482. Утешение и разъяснение того, что смерть есть переход на лучшее. Желают ли усопшие возвратиться на землю 135

    Ответ на статью Отечественных Записок: "Фантастическая Зоология"

    483. Обличение, разбор и опровержение статьи, признающей сказания о чудесных действиях св. пустынников на животных легендарными, вымыслами народного воображения 137

    Письма к А.Ф.М.

    484. Как облегчить болезни родов 150

    485. Как молиться об исполнении желаемого 151

    486. По исполнении прошения. Ответ о руководителе ко спасению 152

    487. Ответ на разные вопросы ко благочестию 153

    488. Молитва должна быть всегда от сердца и неразвлеченною. Краткие ответы на вопросы ревнующей о благочестии 155

    489. После объяснения о долгом неписании даются ответы о духовнике, просимых четках, слезах, чтении акафистов и прочих предметах по вопросам ревнующей о благочестии замужней и семейной особы 157

    490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю 161

    491. Видеть умирающих – хорошая наука жить. Неполезно набирать много книг. О просимых четках. Подписи святителя в письмах. Рекомендация "Душеполезного Чтения". Будь мать, а не командирша 163

    Письмо к Е. Ганскау

    492. Пояснение слов старца Иова о мироносицах 164

    Из письма к Е. Д.

    493. О духовном воздвижении креста (в сердце) 165

    Письмо к о. Иоанну Кронштадтскому

    494. Отзыв о словах и трудах о. Иоанна и смиренный отзыв о себе. Благословение и прошение молитв 166

    Переписка из последнего года жизни Святителя, сообщ. Ред. Троицких листков

    495. Отказ на просьбу о духовном руководстве 167

    496. О принятии предлагаемого пострига и о молитве 168

    497. Основные правила благочестия. Слезы благодатные и вражьи 169

    498. О духовной бдительности. Тщеславие слезами. Опасность охлаждения и самоцена 170

    499. Отеческие вразумления и наставления о разных предметах по вопросам ревнующей о духовной жизни 171

    500. Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы. 177


    (Письма 491, 500 и 544 писаны за три недели до смерти).

    Письма к протоиерею Михаилу Петр. Путинцеву

    501. При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии 180

    502. Снова при посылке книг и разных священ. вещиц 181

    Письма к игумену Вениамину

    503. Ответ на вопросы об употреблении вина и масла, держании денег, чтении правила во время утрени и о духовном руководителе 181

    504. О присланной на просмотр книжке старца о. Л. 182

    Письмо к В.А. Протопопову, впоследствии священнику

    505. При посылке книг 183

    Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (†13 июня 1882 г.) ***)

    506. Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании 184

    507. Поздравления и совет о поминовении 187

    508. О борьбе с сонливостью. О благоустройстве монастыря и выборе настоятеля 187

    509. О келейном молитвенном правиле 188

    510. О своем недосуге. Ответ о сонливости и перемене скитского настоятеля 190

    511. О храмовой иконе Б. Матери 191

    512. О той же иконе. Рецепт от немощей при исполнении правила 192

    513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении 193

    Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь

    514. Подробное, ясное и убедительное рассеяние возражений против монастырской жизни, представляемых чувствующей призвание Божие со стороны ее родственников 195

    Письма к одной из учениц святителя Д. М.

    515. Каким порядком можно сокращать положенное келейное правило. Отношение правила к молитве 203

    516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы 205

    517. О хранении дара внутренней теплоты к Богу

    518. Чтобы сохранить пребывание с Господом, надо беречься рассеянности и пленения сердца. Мера пищи и сна 208

    519. Свет и тьма в душе. О перемещении в другую обитель 210

    520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле 211

    521. Причины долгого неписания. Ободрение текущей добрым путем. Распоряжения начальства о нас должно принимать как от руки Божией 213

    522. Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу) 214

    523. О превращении общины в монастырь и полезнейшем при сем нововведении 216

    524. Живое общение с ангелами и святыми. О посещении мирян. Предупреждение от самоцена 217

    525. О блюдении духовной ревности. Отдых при утомлении телесном 219

    526. Радость святителя о добром устроении пишущей и наставление о блюдении трезвения и борьбе с саможалением и угодием плоти. Совет о воздействии на прочих сестер. Где лучше? 220

    527. Особая пригодность для общины 4-го т. Добротолюбия. Как судить об авторитете внутреннего чувства. Афонские листки. Благословение за благодеяние девочке и похвала Симеона, Нов. Богослова 222

    528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила 223

    529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой 224

    530. Взаимное приветствие. По делу о благоустройстве общины. Не должно бояться зависти. О чтении Симеона Н. Бог. и молитве Иисусовой 226

    531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах 227

    532. Благословение на преобразование Общины в монастырь. О воздействии на сестер и книгах 229

    533. Совет о непрестанном трезвении. Благодатные внушения должны побуждать нас к смирению 230

    534. Не должно допускать и малых действий, обличаемых совестью. Следование добрым помыслам. Доброе рассуждение и вредное языкоболие. Наставление об исповеди 231

    535. Христианское обновление жизни. О наставлениях старца Илии Экдика. Об игуменстве и отношении к сестрам 232

    536. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершению. О сестре подпавшей искушению 234

    537. Случай осязательно доказывающий попечение Божие. Об отношении к павшей сестре. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения. О просмотре издаваемых Уставов 235

    538. Повторение кратких молитв перед причащением. Напоминание о смирении. О записывании добрых мыслей 236

    539. День ангела Святителя. Ободрение к неленостной молитве. Предупреждение от самоцена. Верный вывод из Добротолюбия. Отношение между молитвой и рукоделием. Родители Святителя. Поздравления и отзывы по делу управления монастырем и собою 237

    540. Ободрение на доброе провождение четыредесятницы. Благословение строить теплую церковь. Об отношении к провинившимся сестрам. Хитрый бес самоцена. О посылаемой книжке и о книге о. И. Кронштадтского 239

    541. Пост и его украшение. Свет из Москвы. Коротенькие молитвы и их группировка. Ответ о самоцене, трезвении, самоумерщвлении, пище и о ночном молитвословии 241

    542. Молитва есть главное проявление духовной жизни. Совет о непрестанном и усердном воздействии для преуспеяния всех сестер обители 242

    543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов 244

    544. Надежное прибежище, укрывающее от внешних треволнений. О сбережении сего дара (умной молитвы) и пользовании им для руководства в делах духовной жизни. Об удержании себя от гневных слов, и мыслей. Лучший источник средств на построение храма 244

    Письма к монахине Нижне-Ломовского Успенского монастыря К-е (в миру Марфа Ивановна К-а)

    545. Совет монахине, подверженной опасной слабости. Меры для соблюдения чистоты слова и мыслей относительно мужского пола 246

    546. Ответ на вопрос о тайном постриге 247

    547. Успокоение обиженной лишением обещанной мантии 247

    548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества 249

    549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету 250

    550. Основные правила для содевания своего спасения. О своем непринимании посетителей 251

    Из переписки преосвященного Феофана-Затворника с Обер-Прокурором Св. Синода А. П. Толстым

    551. Некоторые мысли о таинстве покаяния 253

     

    *) Помещенные в настоящем, выпуске письма заимствованы из следующих журналов, в которых они первоначально были напечатаны: №№ с 370 по 401 – из Тамбовских Еиархиальных Ведомостей 1895 года; 402-482 из тех же Ведомостей 1896 года. №№ с 483 по 505 – из Душеполезного Чтения 1895 года, 506-513 из Душеп. Чт. 1894 года. Письма №№ с 514 по 550 из того же журнала 1896 года. Последнее письмо №551 (к Обер-Прокурору Св. Синода А.П. Толстому) – из мартовсой книжки Душеполезного Чтения 1898 года.

    **) Согласно примечанию Тамбовских Епархиальных Ведомостей (1895 г. № 40, стр. 1022), письма с № 381 по 387 (по пор. Т. Е. Вед. №№ 233-238. писаны к одним и тем же лицам. Из писем видно, что лица эти были – муж и жена и, может быть, подруга жены.

    ***) Письма к о. Архимандр. Димитрию частью уже были напечатаны в первом выпуске настоящего собрания (см. письма №№ 1-3), куда взяты из Тамб. Епар. Ведомостей 1894 года. Впоследствии оказалось, что письма к о. Димитрию были напечатаны и в Душеполезном Чтении, куда с добавлением еще новых 5 писем (всего 8 писем) были сообщены Задонской обители И. М. Отсюда они и заимствованы в настоящий третий выпуск, причем и те три письма повторены вновь в виду более точной и полной передачи их переписчиком. Письмо № 3 составляет часть письма за № 512.

     

     

    /В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало. – Прим. электр. Ред./

     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659