НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3 (оглавление)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3.

    (по письмам)

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ТРЕТЬЕГО ВЫПУСКА СОБРАНИЯ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА

    С УКАЗАНИЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ.

     

    Письма к разным лицам

    370. К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника 3

    371. О том же и наставление о победе над самоугодием и о тесном пути самоотвержения 3

    372. Благословение поступившему на новое место служения с наставлением по благочестию. Ответ о семье и о выборе духовника 5

    373. К П.С. Мысли по поводу кончины С-на О-ча и утешение скорбящим о нем 6

    374. К г-же N. О хождении в присутствии Божием и общие нравственные уроки 8

    375. К NN. На вопрос о поступлении в монастырь 8

    376. Поступающей в монастырь благословение и ободрение 9

    377. Поступившей в монастырь наставление о должности учительницы и о молитве 10

    378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле 12

    379. К о. N. Правило из кратких молитв 13

    380. В объяснение притчи о неправедном приставнике 15

    381. Библиографический отзыв святителя о "Письмах о христианской жизни", "Пути ко спасению" и прочих своих книгах **) 19

    382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе 21

    383. Обратившимся от заблужденья дается совет вразумлять других и посылаются книги, руководствующие к обличению штундистов и других сектантов 22

    384. Причина долгого неотвечания на письма. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной. О вразумлении молокан и о посланных ранее нужных книгах 24

    385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин 26

    386. О переменной погоде на душе, доброй исповеди и о том, что страх смерти должен растворяться надеждой. Совет болящей телом и молитва о болящем душою 28

    Письмо к кающемуся

    387. Ободрение и уверение в Божием милосердии к кающимся и указание средств к укреплению веры и упования 30

    Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове

    388. Восторженное воспоминание о Киево-Печерской Лавре. Русь богата святынями 33

    389. Мысли по прошествии праздников и наступлении Нового года. Ответ на приглашение в Тамбов 33

    390. Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108 34

    391. О борьбе с леностью 36

    392. Назидание при наступлении Нового года 38

    393. Утешение в смерти матери и особое утешение для небывшей при ее кончине дочери 38

    394. Наставление после лишения родителей. Приглашение на Вышу и уведомление о своем благополучии 39

    395. По наступлении поста. Уведомление о своем здоровье и предположение об уединении 40

    396. Начало уединенной жизни святителя. Истолкование сна 41

    397. Наставление живущ. вдали от храма. Новый Иерусалим и старый 42

    398. Тайны внутренней жизни святителя: искушения против решимости на уединение и разрешение их. Желание протолковать весь Новый Завет 43

    399. Смиренный отзыв святителя о своем затворе и о самом себе 43

    400. Отзыв о себе, своих трудах и о разных предметах 44

    401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма 46

    402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе 47

    403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни 47

    404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери 49

    405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах 50

    406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти 51

    407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах 51

    408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха 52

    409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе 53

    Письма к Вере Алексеевне

    410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви 54

    411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве 56

    412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире 56

    413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку 57

    414. О своих трудах и хлопотах во Владимире 58

    415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой – на Вышу 59

    416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве 60

    417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность 61

    418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий 62

    419. О радости в праздник Воскресения 63

    420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери 63

    421. О новом архиерее Тамбовском 64

    422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва 65

    423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей 66

    424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной 67

    425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании 68

    426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию 69

    427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны 70

    428. О больных впавших в неверие 71

    429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе 72

    430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию 73

    431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении 74

    432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке 75

    433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста 75

    434. Основные правила для монахов 76

    435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных 77

    436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству 78

    437. О разных новостях и о своем здоровье 79

    438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч. 80

    439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах 81

    440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах 82

    441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды 83

    442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани 84

    443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза 85

    444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье 86

    445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана 87

    446. Утешение в скорби об умершем 88

    447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя 89

    448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье 89

    449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении 90

    450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов 92

    451. Благословение жертвовательнице на икону Бож. Матери. Тоску и скуку враг наводит. О чтении Евангелия и записывании являющихся при сем добрых мыслей 92

    452. Краткие ответы по содержанию полученных писем 94

    Письмо к N.

    453. Отзыв о стихотворении Мея "слепорожденный" и о переложении стихами Иова – Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские 95

    Письма к г-же N с семейством

    454. Благословение и руководство целому семейству 96

    455. Совет о пользовании болящей припадками 97

    456. Ободрение и утешение для подверженной продолжительной болезни припадками 98

    457. О той же болящей. Нужно слушаться доктора. Отклонение присыла подарков 99

    458. Утешение при продолжении болезни 100

    459. После благодатной помощи обращаться ли к доктору? Средства врачевания естественные и сверхъестественные – все от Бога 101

    460. Наставление о том, как следует молиться о болящих 102

    461. Трубный глас за болящую 103

    462. О сыне, которому не дается наука. Трудная задача. О своем глазе и переводе преосвящ. Димитрия 104

    463. Совет о головной боли 105

    464. Горями Бог поминает. Сообщение о пользовании глаза 107

    465. Предположение об операции больного глаза 107

    466. О благодушном терпении болезни 109

    467. Не должно завидовать тем, кто может много завещать на поминовение 110

    468. Взаимная молитвенная память. Грешностью нельзя отнекиваться от молитвы 111

    469. О покорном несении скорбей 112

    470. О безропотном терпении болезни. Уподобление св. мученикам 113

    471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой 115

    472. Взаимные благожелания. Снам лучше не верить. Вражьи стрелы. Бог всякую молитву слышит 115

    473. О книгах Фаррара и прот. Матвеевского – жизнь И. Христа 117

    474. Извинения и поздравления. О болезни и лечении своих ног. Козни врага во время говения 117

    Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию

    475. Руководство к борьбе с грехом и очищение сердца от греховных помыслов 118

    476. Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни 120

    477. Павшему и восставшему – советы и наставления. Об ответах вопрошающим 123

    Два письма к обратившейся от сектантских мудрований

    478. Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство 126

    479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах 128

    Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов

    480. Разъяснение о силе таинства покаяния и получаемого по исповеди разрешения 131

    Письмо к колеблющемуся в уповании

    481. Вразумление для борьбы с маловерием в безнадежием и укрепления веры и упования на получение спасения 132

    Письмо к лишившемуся супруги

    482. Утешение и разъяснение того, что смерть есть переход на лучшее. Желают ли усопшие возвратиться на землю 135

    Ответ на статью Отечественных Записок: "Фантастическая Зоология"

    483. Обличение, разбор и опровержение статьи, признающей сказания о чудесных действиях св. пустынников на животных легендарными, вымыслами народного воображения 137

    Письма к А.Ф.М.

    484. Как облегчить болезни родов 150

    485. Как молиться об исполнении желаемого 151

    486. По исполнении прошения. Ответ о руководителе ко спасению 152

    487. Ответ на разные вопросы ко благочестию 153

    488. Молитва должна быть всегда от сердца и неразвлеченною. Краткие ответы на вопросы ревнующей о благочестии 155

    489. После объяснения о долгом неписании даются ответы о духовнике, просимых четках, слезах, чтении акафистов и прочих предметах по вопросам ревнующей о благочестии замужней и семейной особы 157

    490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю 161

    491. Видеть умирающих – хорошая наука жить. Неполезно набирать много книг. О просимых четках. Подписи святителя в письмах. Рекомендация "Душеполезного Чтения". Будь мать, а не командирша 163

    Письмо к Е. Ганскау

    492. Пояснение слов старца Иова о мироносицах 164

    Из письма к Е. Д.

    493. О духовном воздвижении креста (в сердце) 165

    Письмо к о. Иоанну Кронштадтскому

    494. Отзыв о словах и трудах о. Иоанна и смиренный отзыв о себе. Благословение и прошение молитв 166

    Переписка из последнего года жизни Святителя, сообщ. Ред. Троицких листков

    495. Отказ на просьбу о духовном руководстве 167

    496. О принятии предлагаемого пострига и о молитве 168

    497. Основные правила благочестия. Слезы благодатные и вражьи 169

    498. О духовной бдительности. Тщеславие слезами. Опасность охлаждения и самоцена 170

    499. Отеческие вразумления и наставления о разных предметах по вопросам ревнующей о духовной жизни 171

    500. Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы. 177


    (Письма 491, 500 и 544 писаны за три недели до смерти).

    Письма к протоиерею Михаилу Петр. Путинцеву

    501. При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии 180

    502. Снова при посылке книг и разных священ. вещиц 181

    Письма к игумену Вениамину

    503. Ответ на вопросы об употреблении вина и масла, держании денег, чтении правила во время утрени и о духовном руководителе 181

    504. О присланной на просмотр книжке старца о. Л. 182

    Письмо к В.А. Протопопову, впоследствии священнику

    505. При посылке книг 183

    Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (†13 июня 1882 г.) ***)

    506. Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании 184

    507. Поздравления и совет о поминовении 187

    508. О борьбе с сонливостью. О благоустройстве монастыря и выборе настоятеля 187

    509. О келейном молитвенном правиле 188

    510. О своем недосуге. Ответ о сонливости и перемене скитского настоятеля 190

    511. О храмовой иконе Б. Матери 191

    512. О той же иконе. Рецепт от немощей при исполнении правила 192

    513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении 193

    Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь

    514. Подробное, ясное и убедительное рассеяние возражений против монастырской жизни, представляемых чувствующей призвание Божие со стороны ее родственников 195

    Письма к одной из учениц святителя Д. М.

    515. Каким порядком можно сокращать положенное келейное правило. Отношение правила к молитве 203

    516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы 205

    517. О хранении дара внутренней теплоты к Богу

    518. Чтобы сохранить пребывание с Господом, надо беречься рассеянности и пленения сердца. Мера пищи и сна 208

    519. Свет и тьма в душе. О перемещении в другую обитель 210

    520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле 211

    521. Причины долгого неписания. Ободрение текущей добрым путем. Распоряжения начальства о нас должно принимать как от руки Божией 213

    522. Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу) 214

    523. О превращении общины в монастырь и полезнейшем при сем нововведении 216

    524. Живое общение с ангелами и святыми. О посещении мирян. Предупреждение от самоцена 217

    525. О блюдении духовной ревности. Отдых при утомлении телесном 219

    526. Радость святителя о добром устроении пишущей и наставление о блюдении трезвения и борьбе с саможалением и угодием плоти. Совет о воздействии на прочих сестер. Где лучше? 220

    527. Особая пригодность для общины 4-го т. Добротолюбия. Как судить об авторитете внутреннего чувства. Афонские листки. Благословение за благодеяние девочке и похвала Симеона, Нов. Богослова 222

    528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила 223

    529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой 224

    530. Взаимное приветствие. По делу о благоустройстве общины. Не должно бояться зависти. О чтении Симеона Н. Бог. и молитве Иисусовой 226

    531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах 227

    532. Благословение на преобразование Общины в монастырь. О воздействии на сестер и книгах 229

    533. Совет о непрестанном трезвении. Благодатные внушения должны побуждать нас к смирению 230

    534. Не должно допускать и малых действий, обличаемых совестью. Следование добрым помыслам. Доброе рассуждение и вредное языкоболие. Наставление об исповеди 231

    535. Христианское обновление жизни. О наставлениях старца Илии Экдика. Об игуменстве и отношении к сестрам 232

    536. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершению. О сестре подпавшей искушению 234

    537. Случай осязательно доказывающий попечение Божие. Об отношении к павшей сестре. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения. О просмотре издаваемых Уставов 235

    538. Повторение кратких молитв перед причащением. Напоминание о смирении. О записывании добрых мыслей 236

    539. День ангела Святителя. Ободрение к неленостной молитве. Предупреждение от самоцена. Верный вывод из Добротолюбия. Отношение между молитвой и рукоделием. Родители Святителя. Поздравления и отзывы по делу управления монастырем и собою 237

    540. Ободрение на доброе провождение четыредесятницы. Благословение строить теплую церковь. Об отношении к провинившимся сестрам. Хитрый бес самоцена. О посылаемой книжке и о книге о. И. Кронштадтского 239

    541. Пост и его украшение. Свет из Москвы. Коротенькие молитвы и их группировка. Ответ о самоцене, трезвении, самоумерщвлении, пище и о ночном молитвословии 241

    542. Молитва есть главное проявление духовной жизни. Совет о непрестанном и усердном воздействии для преуспеяния всех сестер обители 242

    543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов 244

    544. Надежное прибежище, укрывающее от внешних треволнений. О сбережении сего дара (умной молитвы) и пользовании им для руководства в делах духовной жизни. Об удержании себя от гневных слов, и мыслей. Лучший источник средств на построение храма 244

    Письма к монахине Нижне-Ломовского Успенского монастыря К-е (в миру Марфа Ивановна К-а)

    545. Совет монахине, подверженной опасной слабости. Меры для соблюдения чистоты слова и мыслей относительно мужского пола 246

    546. Ответ на вопрос о тайном постриге 247

    547. Успокоение обиженной лишением обещанной мантии 247

    548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества 249

    549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету 250

    550. Основные правила для содевания своего спасения. О своем непринимании посетителей 251

    Из переписки преосвященного Феофана-Затворника с Обер-Прокурором Св. Синода А. П. Толстым

    551. Некоторые мысли о таинстве покаяния 253

     

    *) Помещенные в настоящем, выпуске письма заимствованы из следующих журналов, в которых они первоначально были напечатаны: №№ с 370 по 401 – из Тамбовских Еиархиальных Ведомостей 1895 года; 402-482 из тех же Ведомостей 1896 года. №№ с 483 по 505 – из Душеполезного Чтения 1895 года, 506-513 из Душеп. Чт. 1894 года. Письма №№ с 514 по 550 из того же журнала 1896 года. Последнее письмо №551 (к Обер-Прокурору Св. Синода А.П. Толстому) – из мартовсой книжки Душеполезного Чтения 1898 года.

    **) Согласно примечанию Тамбовских Епархиальных Ведомостей (1895 г. № 40, стр. 1022), письма с № 381 по 387 (по пор. Т. Е. Вед. №№ 233-238. писаны к одним и тем же лицам. Из писем видно, что лица эти были – муж и жена и, может быть, подруга жены.

    ***) Письма к о. Архимандр. Димитрию частью уже были напечатаны в первом выпуске настоящего собрания (см. письма №№ 1-3), куда взяты из Тамб. Епар. Ведомостей 1894 года. Впоследствии оказалось, что письма к о. Димитрию были напечатаны и в Душеполезном Чтении, куда с добавлением еще новых 5 писем (всего 8 писем) были сообщены Задонской обители И. М. Отсюда они и заимствованы в настоящий третий выпуск, причем и те три письма повторены вновь в виду более точной и полной передачи их переписчиком. Письмо № 3 составляет часть письма за № 512.

     

     

    /В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало. – Прим. электр. Ред./

     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659