НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    506.

    /Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании/

    /Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (†13 июня 1882 г.)/

    Милость Божия буди с вами,

    Достоночтеннейший о. Архимандрит!

    Что же это вы меня спрашиваете? Я человек очень недалекий в духовном различении вещей, и могу очень легко назвать черное белым, и белое черным. Потому не смотрите на то, что напишу, как на доброе решение.

    Спрашиваете, не погрешаете ли, продолжая нести иго начальствования? Нет. Вы обязаны нести его, пока начальство не скажет: довольно. Как оно не только не сказывает этого, а напротив налагает на вас новое дело, зная ваши немочи телесные; то вам совсем не след и на ум принимать вопроса, – не следует ли оставить труды?

    Можно бы найти основание для оставления – предпочтение внутреннего делания сему внешнему. Это очень веский резон; ибо внутреннему делу цены нет, и ему ничто не должно быть предпочитаемо. Но и ради его оставить лежащие и налагаемые на вас труды можно бы в таком только случае, когда бы труды сии мешали ему и разоряли его. А этого сказать нельзя. У вас теплится непрестанно молитва ко Господу. Не мешали же ей образоваться текущие дела? Надо полагать, что не помешают они, если к ним прибавится малая толика. Дела эти только на вид

     

    – 184 –




    житейские; а в существе они не земного свойства. Потому, трудясь над ними, кажется можно не быть отдаляему от Господа. К тому же пребывание души с Господом или присещение Господом души, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним и играет пред Ним и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу; а бывает, что отходит наказывая, не за внешние дела, а за что-нибудь душою внутри принятое. Когда отходит Господь пытая душу, то когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет. Теперь, если вы оставите дело и тем пойдете против воли Господа, думаете ли, что Он останется с душою вашею? Если это будет грех пред Ним и Он прогневается, то отойдет и не воротится. И будет, что сделанное во благо внутреннего делания обратится во вред ему и даже на совершенное его уничтожение. Так, по моему, лучше тяните иго, пока хозяин против воли вашей не выпряжет.

    То, чем вы заменили Оптинское правило, думается мне, лучше его. В Саввинском монастыре, что близ Иерусалима, за час до утрени дают знак, и монахи, каждый в своей келлии, исполняют поклоны с молитвою Иисусовой 150 земных и 1500 поясных. Кто не успеет, днем дополняет. Но не в форме сила, а в духе молитвенном. Что вы стараетесь прочувствовать в молитве, есть самое пригожее для молитвы. Чувствовать себя осужденником в час молитвенный, кто-то из отцев поставил в существо

     

    – 185 –




    молитвы. Где-то, не помню, прописан вопрос: как лучше стоять на молитве? И ответ: стой как на суде, устремляя взор на уста Господни, из которых готово изойти последнее тебе решение: приди, или отойди, – и вопий: Господи помилуй. – Что у вас и происходит. Мне кажется еще, что с единою молитвою Иисусовой можно всякие правила отбывать, только чтоб она была не в слове только, но и в силе.

    Я верую, что святые на небе все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтобы святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть.

    Каким благоговеинством преисполнено все небо пред сокровенным Богом! Хоть бы малость некая у канула нам от сего благоговеинства!

    Дебелость наша к земле нас тянет и делает нечувственными. А забвение, а осуечение помыслов пустяками, а разленение, а пустое чем-либо услаждение, и злейшее паче всего: уты утолсте – сытость духовная, – и еще запанибратство с Богом, и еще – чуждоприсвоение, да и перечесть нельзя сколько дрянностей?!

    О тех, что ушли, пожалеть и молиться Господу, чтобы управил путь их во благое. И довольно. А досадовать и скорбеть, зачем? Господня земля! Лишь бы спасались.

    И слава Богу, если спасаются. А если уклоняются от пути спасительного, мы что можем с ними сделать? Господь да помилует их и спасет.

    Заставили вы меня говорить. Вот и наговорил

     

    – 186 –




    много пусторечия. Простите Господа ради, и помолитесь о моем всеокаянстве.

    Ваш усердный богомолец

    Е. Феофан.

    22 январ. 79 г.

     

     

     

    – 187 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659