ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    384.

    /Причина долгого неотвечания на письма. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной. О вразумлении молокан и о посланных ранее нужных книгах/

    /Письма к разным лицам/

    Милость Божия буди с вами!

    Столько времени не отвечал я вам на письма ваши и супруги вашей!

    Виноват! прошу извинить и простить! То немощи мешали, то дела кое-какие. Хоть письма ваши всегда у меня были пред глазами, но как у вас все обстоит благополучно, – разумею духовную сторону, – то я не спешил ответом вам, отвечая более имеющим в том нужду. А тут еще почта у нас, или поездка на почту бывает однажды в неделю, а иногда и более. Да головная слабость, не дающая долго сидеть за писанием. Мое неотвечание не одних вас касается, есть целая куча неотвеченных писем. Не думайте, что я вас забыл.

    Помню вас очень, и держу усердные вам благожелания. У вас обоих с супругою одно на душе – живая ревность о деле спасения. Господь призвал вас. Благодарение Господу! Но не ослабевайте делать и с своей стороны все потребное. Начал Господь в вас дело обновления духовного. Веруйте и уповайте, что начный... и совершит (Филип. 1, 6), если и ревность живую будете блюсти, и соответственных трудов опускать не будете. Ревность дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь. Пока есть ревность, присуща и благодать

     

    – 24 –




    Св. Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва. Как благодать коснется сердца, тотчас порождается обращение ума и сердца к Богу – семя молитвы. Затем идет богомыслие.

    Благодать Божия внимание ума и сердца к Богу обращает и на Нем держит. Как ум без действия не стоит, то, будучи к Богу обращаем, о Боге и думает. Отсюда память Божия – присная спутница благодатного состояния. Память Божия праздной не бывает, но непременно вводит в созерцание совершенств Божиих и Божиих дел: благости, правды, творения, промышления, искупления, суда и воздаяния. Все сие в совокупности есть мир Божий или область духовная. Ревнующий неисходно пребывает в сей области. Таково уж свойство ревности. Отсюда обратно пребывание в сей области поддерживает и живит ревность. Желаете соблюсти ревность? держите все прописанное настроение. По частям это дрова духовные. Имейте всегда под руками такие дрова и как только заметите, что огнь ревности слабеет, берите какое-либо полено из своих духовных дров и подновляйте огонь духовный. И все добре пойдет. Из совокупности таких духовных движений исходит страх Божий, благоговейное стояние пред Богом в сердце. Се страж и охрана благодатного состояния. Вникните в сие, хорошенько обдумайте, вселите в сознание и сердце, и непрестанно оживляйте в себе, и живы будете. Воскресли вы, как говорите, а тут будете всегда в состоянии только что воскресшего.

    Меня очень порадовало то, что слово ваше так действенным оказалось на некоторых из молокан. Молитесь, чтобы Господь Сам вразумлял вас и

     

    – 25 –




    как говорить и как действовать на сих заблудших. Особенно молитесь, приступая к слову, и во время ведения речи. Ибо слово от сердца с Божиим благословением не может быть бесплодно.

    Из книг, какими можете пользоваться в сем деле, 2 книги Апологетики, можете держать, пока нужны будут. Мне они теперь не нужны, но не дивно, что и занадобятся. И когда занадобятся, нельзя мне не обеспокоиться что они не у соседа, а далеко. Потому думаю, что вы добрее сделаете, если поскорее сделаете их для себя ненужными, и возвратите. Автор их Иннокентий не архиепископ, но архимандрит, бывший ректором Казанской академии и теперь покойник. Супруге вашей не пишу особо, все и к ней относится, кроме конца. Но я готов всегда писать ей, как скоро какая ее потреба духовная потребует того.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    19 мая 1893 г.

     

     

    – 26 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659