ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    487.

    /Ответ на разные вопросы ко благочестию/

    /Письма к А.Ф.М./

    Милость Божия буди с вами!

    С удовольствием отвечаю…

    Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, – по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по церковному, то и продолжайте так. Постарайтесь

     

    – 153 –




    размышлять и запоминать. Вместо Фомы Кемпийского изберите для чтения другую книжку нашего писателя, какие у вас есть такого рода книги.

    Вместе сделаем выбор.

    Жития святых в Четь-Минеи хорошо читать; хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святого дня. Из общего обзора сих очерков увидите, что у всех святых обще было, и из сего сделайте заключение: стало быть то или другое – необходимо.

    Акафиста достаточно и одного. Но лучше будет читать Акафист Божией Матери. Канон на исход души можно не вводить в правило.

    О чтении Евангелия и Апостола уже сказано. Если читать по зачалам, то, прочитав положенное утром, к вечеру ничего не останется; разве разделить: утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером – из Апостола. Читать по главе – много. Поклоны – по произволу. Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле – большой поклон по четкам. То же и в конце правила. При поклонах – маленькие молитовки. Главная – Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и других чтимых. Сколько на каждое лице поклонов – назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50. Примерно – Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

    Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась, и на ходу и при работе. И другие молитовки можно всегда повторять. Боже очисти мя, Боже милостив, Настави мене Господи Боже, и подобные.

     

    – 154 –




    Четочки носите, как носите – ничего, если при этом не имеете суеверных загадок. А лучше имейте их под образами для правила.

    Не читать газет и романов – хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательные. Из газет пробегайте телеграммы, и довольно.

    Но главное – старайтесь всегда помнить, что Господь близ, и все видит – и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне.

    Благослови вас Господи!

    Мало-мало нужно что, пишите. Буду отвечать, хоть иной раз лениво.

    Е. Феофан.

    11 июля 1893 г.

     

     

    – 155 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659