ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    498.

    /О духовной бдительности. Тщеславие слезами. Опасность охлаждения и самоцена/

    /Переписка из последнего года жизни Святителя, сообщ. Ред. Троицких листков/

    Милость Божия буди с вами!

    Милостивый Господь воззвал вас и поставил на добрую дорогу. Благодарение Господу! – И то от Господа, что выступив оттуда, добре держитесь в порядках жизни по Богу. – Держитесь крепко: глаз не закрывайте, остро смотря сюду и сюду, ибо враг не дремлет. Он ведь от вас не отстает, – а тут же присматривает, нельзя ли как опять запутать вас; но благодать Божия покрывает вас и приступа не дает. Как только благодать отступит за что-нибудь, – он тотчас тут, и начнет вертеть – избави вас Господи! Вот вы уже и тщеславитесь, как написали. Это по вражьей части. Тщеславие его поля ягода. И оно таково, что за него отходит благодать. Блюдитесь!

    И чем вздумали тщеславиться?! Слезами! Слезы – плач о грехах. Когда придет тщеславие из-за

     

    – 170 –




    слез, вы перенесите взор на грехи, и скажите душе своей: вишь, что нагородила! Есть тут чем тщеславиться?! – Если искренно сие сделаете, то вместо тщеславия восприимете горькое сокрушение, которое и всегда старайтесь иметь под слезами.

    Вы испытываете охлаждение. И видите причины его. Эти причины действительно таковы, что могут охлаждать. Они все от вашего произволения зависят, – и вы можете отклонять их, как только захотите. Поблажаете же им ни с того, ни с сего, – по невниманию, бесстрашию и по фонфаронству. Чего же это ради?! Охлаждение разве легкая беда? – Не легкая. Подскочит враг и ну мутить и не оглянетесь, как свернет вам голову. Так извольте встрепенуться, и бодро смотреть за собою: уж нагляделись, натешились в то время. – Теперь пора и построже себя держать. Забыли слова Апостола: со страхом и трепетом свое спасение содевайте, а у вас и простой осторожности не стало.

    Мне думается, что слезы держат вас в самочувствии или самоценении. Это чувство самое опасное. Трудитесь углублять чувство, что вы – ничто. Грозит вам Апостол: если кто думает, что он есть что-нибудь, тогда как есть ничто, – то обольщает сам себя, – и истины нет в нем.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    9 авг. 93 г.

     

     

    – 171 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659