ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    514.

    /Подробное, ясное и убедительное рассеяние возражений против монастырской жизни, представляемых чувствующей призвание Божие со стороны ее родственников/

    /Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь/

    Милость Божия буди с вами!

    По всему, что вы написали о себе, видно, что Бог зовет вас к монашеству, – и весь уж ваш склад и все думки туда направляются; вы не найдете, как и не находите, покоя в другом образе жизни. Если же таково ваше призвание, то чем скорее его исполните, тем лучше. И о. Амвросий прямой вам дал совет. Ваши родные рассуждают по-житейски, а не по духовному. Если следовать их речам, то никому в монахи или монахини идти не приходится, и монашество выйдет некое заблуждение. А так рассуждать грешно. Господь его одобрил, Апостолы установили и Церковь признавала во все времена его богоугодность. Родные ваши были бы правы, если б им говорили, что только и спасения, что в монашестве. А этого никто не говорит. Говорят только, что лучший и удобнейший путь спасения – есть монашество, – жизнь в отречении от мира. Прочитайте 1 Кор. 7, 25 и 9. Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни – а о той жизни Господь сказал, что там не женятся, не посягают, т.е. что там житейских, земных порядков не будет, а будет порядок Ангельский. К нему и приспособлена монашеская жизнь. Есть у вас книжка: "что есть духовная жизнь и как в ней установиться?" В ней добре объяснено, что у человека есть три жизни – духовная, душевная и телесная. Первая

     

    – 195 –




    обращена к Богу и небу, вторая – к устроению земного быта, третья заботится о жизни тела. Редко бывает, чтоб все сии жизни раскрывались в одинаковой силе, но у одного преобладает одна, у другого другая, у третьего – третья. Выше всех духовная, п.ч. дух выше души и тела, и потому что через нее человек ставится ближе к своей цели, т.е. к небу и Богу. Избираются ли такие жизни? – Не видно. Они сами течением жизни раскрываются и потом нудят человека жить по той или другой жизни. Духовной жизни потребность Бог раскрывает и зовет к ней. Так это у вас. Бога же слушать подобает паче, нежели людей, вам – родных.

    Вас смущают суждения родных. Но в этих суждениях нет основательности. Вот смотрите. "Что особенно можете вы сделать в монастыре, чего не могли бы сделать в мире?" Дела не главное в жизни; главное – настроение сердца, к Богу обращенное. Где это удобнее соблюсти – в мире живя, или устранившись от мира? Апостол пишет: "Ктому не аз живу, но живет во мне Христос; живот наш сокровен есть со Христом в Боге. Сыне, даждь Ми сердце. Непрестанно молитеся. Не о чимже пецытеся". И множество есть таких указаний, в коих возвещается превосходство жизни, когда, подобно Марии, избирают единое на потребу. Обратите вопрос и скажите: "что есть в житейской жизни, чего я не могла бы сделать, живя в монастыре?" Все, что можете делать для ближних, пребывая в сожительстве с мирянами, касается 5-ти, 10, редко 15 человек. А в монастыре всегда есть больше 100, а есть до 1000. Таким образом для ближних в монастыре в 10 и 100 раз больше можно делать, чем в мирянской жизни; и то, что духовная жизнь

     

    – 196 –




    там раскрывается в недосягаемой для мирян жизни, есть придаток новый, незаменимый. "Спаситель никогда не расторгал семейные отношения, напротив проповедывал любовь к ближним и мир". Не расторгал?! А это что: "иже любит отца или матерь паче Меня, несть Мене достоин"? – И даже сильнее: "иже не возненавидит отца, матерь", и проч. – Общее заключение из слов Господа таково, что по нему семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям. Марфа о семейных отношениях хлопотала, когда просила Господа: "рцы ей, Марии, да ми поможет". А Господь что? – "печешися о мнозе. Мария же благую часть избра". И вообще тон учений Господа совсем неблагоприятен семейным и житейским отношениям. А что любовь проповедывал и мир, то из предыдущих моих слов видно, что упражнению сих добродетелей больше простора в монастыре, чем в мире. "Не по силам, будто, вам монастырская жизнь, п.ч. вы слабы здоровьем". Но ведь вы же слабы, живя в мирянской жизни, – стало быть мирянская жизнь не дает крепкого здоровья. А отсюда скорее вот что следует: так как ты, мирянская жизнь, не даешь мне крепкого здоровья, то я бросаю тебя, как негожую для укрепления моего здоровья. Возьмите еще во внимание и то, что здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия. Жизнь в Боге, отрешая от волн мирянских, миром осеняет сердце, а чрез то и в теле держит все в здравом строе. И из яств не одна мясная благоприятна здоровью. Постная бывает более благоприятна для сего. Потрудитесь достать и прочитать книгу Гуфланда о долголетней жизни. Он рекомендуете постную пищу, как более способствующую долголетию.

     

    – 197 –




    "Не найду там (в монастыре) того, чего желаю, монастыри утратили свое значение и не то совсем, чем должны быть, и живут там совсем не так, как должно; мир лучше уже теперь, чем был, а потому монастырь потерял свое значение и упал". Говорящие так бывали ль в монастыре, и долго ли там проживали? Многие говорят так, совсем не видавши монастырей, а по слухам:, слухи же такие распространяются большей частью лицами, не знающими монастырей и жизни монастырской. Мало ли таких, которые побывши день-другой в монастырях и встретив там – что-либо, приписывают то монастырю, а далее – всем монастырям и всем монахам. Можете и не наводя справок видеть, сколько правды в таких речах. Далее, что говорящие это считают монашеским и не монашеским? Монастырским и немонастырским? Одна красавица поехала побыть в монастырь, и пишет: "что же это такое? Тут все то же, что и в семье: хлопоты о столе, об одежде, о продаже и покупке, выходы в семейства и принимание семейных?" (монастырь попался не общежительный). Мирянки думают, что в монастыре только и думать следует, что молиться?! И забывают, что вступающие в монастырь не оставляют желудка за оградой монастыря, а берут с собою. А где желудок, там и забота о пище, где кожа – там требуется прикрытие ее одеждою, и хата для жилья; где трудом добывают потребное, там надо работать, продавать и покупать. Все такое не есть монашеское по духу, но как без этого жить нельзя, а без жизни и монашествовать, то все такое необходимо и для монахов. Но можно все это делать по-монашески и таким образом и это вовлекать в круг монашеских дел

     

    – 198 –




    по духу. В общежительных монастырях часть эта житейская лежит на некоторых, сильнейших, прочие же только работают для общества своего монашеского. В Египетских монастырях в самом начале разделено было так, что одни трудились, а некие распоряжались и доставляли все потребное всем, даже отшельники продавали и покупали, иногда сами, а больше через кого-либо из мирян. Ваши порицательницы монастырей может быть разумеют не житейскую сторону монастырской жизни, жизнь нравственную, или настроение сердца? Но это скрытное дело. Подите в какой угодно в монастырь. По внешнему виду там все чинно, а так ли изнутри, – про это кто может говорить? Один Бог и совесть живущих в монастыре. Сторонние судители о сем не избегают греха неправедного осуждения и клеветы. Я полагаю, что ни одной монахини и ни одного монаха не найдете, который совсем не имел бы заботы о внутреннем добром настроении и не старался изгнать из сердца всякую худобу. Но успех не у всех одинаков. Оттого, иной раз, худое прорывается и наружу. Однако же о том, у кого прорвется что-либо, говорить, что он и всегда таков, будет грешно. Прорвалось, покаялся, перестал и продолжает исправно держать себя и внутри. Монастырь – общество борющихся с собою царствия ради небесного. Возьмите вы пригоршню сору и бросьте в воду. Что мало-мало тяжелее, опустится на дно и скроется. Наверху останутся только перушки, щепочки, пыль. Так в монастыре. Которые живут духом и сильны нравом, не видны и бегают показности, а которые полегче нравом – всегда видны и держатся наружи. Новые монашенки всегда встречаются с этими последними на первый раз, и

     

    – 199 –




    бывает, что у иных от этого помутится голова, и когда-то – когда придется им познакомиться с настоящими монахинями. Но таковые во всяком монастыре есть в большей или меньшей силе. Потому говорить, что монастыри потеряли свое значение – грешно. Это – ложь. А что мир лучше стал – сущая нелепость. "Погрешу против родных, бросив их и принесу им огорчение этим, когда они мне не препятствуют молиться Богу; и Спаситель велит бросать только, когда они мешают. А уходя из мира я все-таки буду жить среди людей, еще в большем кружке, чем дома; только то чужие, а тут свои". Если вы выйдете замуж и должны будете жить в Казани, Перми или в Иркутске, будет ли грех, что бросите родных? И это для человека, мужа. А тут, когда оставляете родных для Господа, сочетаваясь с Ним духовно, грех будет?! Как же это?! Родные ваши живут безнуждно. Если б поддержка их совершенно от вас зависела, тогда можно бы говорить так, а при таком порядке никакого нет греха. Притом – зачем вы оставляете их? Спасения ради души и повинуясь зову Господа, нудящего вас идти в монастырь. А родные зачем удерживают вас? Затем, что им приятно видеть вас близ себя. У них нет мысли о спасении вашем, а только есть забота или жаление потерять услаждение вашим присутствием. Самолюбивое чувство. Если вы послушаете их, в основе послушания что будет лежать? Инстинктивное чувство родства. А это чувство родства. А это чувство какой цены и какого ранга? Оно есть душевно-животное чувство, назначенное только для земного быта и за пределами его не имеющее места. Ищущим лучшего, духовного не следует его слушаться, а надлежит подчинять его духовным своим видам,

     

    – 200 –




    соображаясь с ожидающими вас порядками в другой жизни. Там что будет? – Не будут там жениться и посягать. Следовательно и родственных отношений здешних там не будет. Ибо они все исходят из брака. Будут и там отцы, матери, сестры и братья, но все духовные. Это духовное родство уже и здесь обрящется у отвергающих себя, и духовный чин жизни предпочитающих душевному и животному. Как вы избираете духовный чин, то вам следует родственные чувства отодвинуть в сторону. Спаситель, когда сказали Ему, что Мать и братья ждут Его вне, что сделал? Бросился к ним?! Напротив, сидя спокойно сказал, что для Него родные только те, кои исполняют волю Божию. Не явно ли, что по указу Спасителя, для следующих Ему родства плотского не должно быть, а должно быть другое – духовное. И извольте с этим указом соображаться. "Не препятствуют молиться" – т. е. терпят, что вы ходите в церковь и дома исполняете положенные молитвословия. Но ведь молитва – не это одно. Это чин молитвенный, а молитва есть ума и сердца возношение к Богу по духовным потребам. Этому же способствуют ли родные? Не только не способствуют, но главною тому бывают помехою через возбуждаемые ими мысли. А Спаситель сказал, что если рука или нога или глаз соблазняют, т.е. мешают доброму строю, надо их отсечь, разумеются тут и родные. "Уходя из мира, все же буду жить среди людей". Конечно, и там в обители – люди, да не такие, совсем другого духа, тут житейские или мирянские, а там отрешенные от себя и всего земного – для Господа и неба. И в монастырях бывают также мирянские, но есть и не такие же. Надо в их круг вступить, и дело будет совсем другое.

     

    – 201 –




    "В мире свои, а в монастыре чужие". Напротив, для вас там свои, а здесь чужие. Вы и теперь другого духа от своих и, следовательно, чужие им наполовину. А там совсем отчуждитесь. – "Порок сердца у сестры от вашего будто намерения поступить в монастырь". Какие басни! Он бывает от органических состояний; душевные чувства только косвенно влиять могут и то не всегда. К тому же с пороком сердца живут по сто лет. Будто умрет сестра, когда вы уйдете, тоже пустая тревога, умереть, да и вы и она каждое мгновение можете умереть. Если это иметь во внимании, то никакого движения не придется сделать. О. Амвросий хорошо советует поспешить. Потому что Господь зовет, зовет, да и замолчит, и от этого не только желание в монастырь погаснет, но само желание душу спасать – испарится, – и будете мирянкою до мозга костей. "Будто вас хотят обобрать". В женские обители вступающие делают вклад в обитель по силам – иногда порядочный, но за то они пользуются какими-то льготами, кажется – работают по произволу, хотя послушание проходят все. Это не должно вас останавливать. Кроме этого вклада, все прочее ваше можете удерживать в своем распоряжении. И никому до этого дела нет. Наши монастыри так поставлены, что без этой поддержки монахини простые проживать могут.

    – Чья эта премудрость – влечение к пьянству поставили на одну линию с вашим влечением к монашеству? Ваше влечение явно есть от Господа. Видно сие из его постоянства и из того, что вы и покоя не видите от неудовлетворения его и не будете иметь его. И удовлетворив, вы можете встретить трудности. – Но это уж неразлучно со всяким

     

    – 202 –




    добром. И вступив в монастырь, не ищите, что будете почивать. Таков путь сей, путь тесноты и борений, и это будет настоящий путь. А покойный – не настоящий. Припомните, что сказал Господь о пути широком и узком. Господь избирает вас, и если встретите крутости, то они будут от Господа во благо вам. Все, что прописали вы в конце о ваших чувствах, расположениях, решениях и ожиданиях – все совершенно в порядке вещей. А что вы приложили: "не гордость ли желать так много?" – Это неуместная мысль. Господь сказал: "будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть". Это – заповедь созданным по образу Божию и воссозданным в Господе Спасителе опять по образу создавшего их. Придумайте-ка после этого какое-либо желание выше этого, чтоб можно было сказать о нем: это гордость? Кажется, все ваши смущения оговорены. Даруй вам Господи успокоиться и с спокойным духом вступить в обитель.

    Благослови Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    И еще у вас одно обстоятельство в P. S. "Беспокойство, что до сих пор не исполнили совет о. Амвросия". Оно тотчас пройдет, как только решитесь исполнить его и особенно когда исполните. И это беспокойство к Божию призванию отнести должно.

    21 августа 1890 г.

     

     

    – 203 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659