. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • УЧАСТНИКИ ПРОЕКТОВ Центра христианской психологии и антропологии
  • Антоневич Александр Васильевич

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Антоневич Александр Васильевич

     

     

    Антоневич Александр Васильевич, руководитель направления Центра христианской психологии и антропологии "Православная антропология Русского Зарубежья", канд. филос. наук (Санкт-Петербург).

     

    О себе. В 1991 г. закончил Ленинградский Государственный университет по специальности философия. Работал в Доме детского творчества, затем в школе.

    В 2009 г. защитил диссертацию в РГПУ им. А. И. Герцена на тему: "Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна)".

    В 2014 г. закончил годичный курс по Основам православной культуры на базе Отдела религиозного образования при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.

    Сейчас на основе святоотеческого учения о человеке и наследия Русского Зарубежья разрабатываю тему, начатую ещё о. Василием Зеньковским, "Основы христианской философии и антропологии" в контексте построения православного мировосприятия.

     

    Об актуальности темы: Православная антропология Русского Зарубежья по сегодняшний день вносит значительный вклад *) в осмысление и развитие христианской антропологии в целом, но, к сожалению, многие работы её представителей остаются недостаточно изученными даже специалистами.

    *) Критический анализ см. в моей отдельной статье.

    К ним относятся исследования:

    – арим. Киприана (Керна) (Антропология св. Григория Паламы. – М., 1996; Тема о человеке и современность // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997 и др.);

    – В. В. Зеньковского (Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996; Принципы православной антропологии. – М., 1997 и др.);

    – В. Н. Лосского (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – М., 1991; Боговидение – М., 2003; Богословское понятие человеческой личности; Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви). – М., 2000 и др.);

    – протопресвитера Иоанна (Майендорфа) (Жизнь и труды святителя Григория Паламы; – СПб., 1997; Человечество Христа; Пасхальная тайна. // Богословский сборник. 2000);

    – протопресвитера Александра Шмемана (Введение в литургическое богословие. – М., 1996) и другие. Многие библиографические источники дошли до нас благодаря именно их усилиям, но главное – они сохранили живую традицию.

    Задушенная советской идеологией православная мысль в СССР нашла свое продолжение в условиях русской эмиграции. И сегодня её наследие к нам возвращается. Трудно сказать что было бы с нашим духовным состоянием, не будь этой поддержки.

    Православная антропология Зарубежья выпестовывалась в нескольких центрах:

    – главным образом в Русском богословском Свято-Сергиевском институте в Париже и основанном при нем Русском студенческом христианском движении (в 1923 г. 1-й Съезд в Пшерове), имевшем свои филиалы в Чехословакии, Франции, Югославии, Болгарии, Германии, отчасти Польше, Эстонии, а с середины 20-х годов РСХД начало действовать в США (сегодня, к сожалению, вся эта работа сошла на нет: насколько нам известно, выходит лишь Вестник РХД, издаваемый в Париже, Нью-Йорке и Москве под редакторством, теперь уже, о. Бориса Бобринского);

    – в Свято-Владимирской духовной семинарии в США (Нью-Йорк) (Прот. Георгий Флоровский, протопр. Иоанн Мейендорф).

    Выпускники этих богословских школ распространились по всему Западу, утверждая Православие *).

    *) См.: Зеньковский В.В. Из моей жизни. Воспоминания. – М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: Книжница, 2014. – 464 с.; Никита Струве. 70 лет русской эмиграции (главы из книги) // Вестник РХД, № 191. – Париж-Нью-Йорк-Москва, 2006. С. 233-245; Бунин И. А. Миссия русской эмиграции // Руль. 1924. № 1013. 3 апреля.

    Чтобы показать истинность и силу православной веры в непосредственном окружении культуры, сформировавшейся под воздействием католицизма и протестантизма, нужно было приложить, поистине, колоссальные усилия. И в первую очередь по утверждению православного мировоззрения, точнее – мировосприятия.

    Если выделить из него важнейшую тему христианской антропологии, неразрывно связанную с христологией и триадологией, то нужно сказать, что:

    – В. Н. Лосский особенно много потрудился для уточнения понятий: "личность", "ипостась", "образ Божий", "кафоличность", "сознание Церкви" и др.;

    – архим. Киприан (Керн) рассматривал значение слов "душа", "тело", "дух", "воля", "ум" и др. на фоне исторического формирования их смысла в богословии, в свете символического значения Евхаристии;

    – протопр. Василий Зеньковский придал новый, христианский смысл научному понятию "индивидуальность", исследовал проблему психической причинности, выявил искажения в учениях о софийности мира, развивал идею православной культуры, вырабатывал и практически осуществлял положения педагогической, психологической и философской антропологии в свете православной традиции, выделил главные принципы христианской антропологии.

    Их мысль выходит за рамки "только богословия" в пространство культуры, содержит в себе много философских и психологических исследований в сфере антропологии. Здесь можно уже говорить о православной психологической и философской антропологии (свт. Феофан Затворник о христианской психологии писал уже в XIX в.), т. е. о попытке создать целостную антропологию.

    Наша общая задача не из лёгких, т. к. трезвый ум подсказывает, что для целостного подхода к созданию целостной антропологии требуется целостное же и мировоззрение, которого мы всё ещё не имеем. Чтобы преодолеть эту, казалось бы непреодолимую трудность, у нас есть ещё возможность обратиться к опыту христианских подвижников, которые, преодолевая непрепреодолимые препятствия, полагались не только на свои слабые силы, но главным образом на помощь Божию.

     

    О программе курса: Программа в полном объёме будет отдельно, а пока лишь скажу, что материал по первым двум персоналиям хотя уже и проработан, но его, конечно, нужно расширять новыми данными по ходу работы. По остальным персоналиям программа готовится.

    Пожелания, предложения: Многое зависит, дорогие мои, от вас, от вашей активности, от вашего интереса, от ваших вопросов и запросов.

    Предполагаемые формы работы курса – лекции, вебинары, семинары, доклады, презентации, общение по электронной почте (E-mail: Ale-334@yandex.ru; м. т.: 8-911-756-38-48).

     

    Материалы А. В. Антоневича
    на сайте Центра христианской психологии и антропологии

  • Антоневич А. В. 1-ый семинар направления "Православная антропология Русского Зарубежья". Центр христианской психологии и антропологии. Санкт-Петербург. 15.05.2018. 53 мин. Просмотреть (750 Мб.); Прослушать (50 Мб.).
  • Антоневич А. В. Выступление на открытии Центра христианской психологии и антропологии. Санкт-Петербург. 12 октября 2017. Текст здесь.
  • Антоневич А. В. Православная антропология Русского Зарубежья. Авторская программа (специально для сайта "Христианская психология и антропология"). – Текст здесь.
  • Антоневич А. В. Православная антропология Русского Зарубежья: прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн) (по материалам кандидатской диссертации; специально для сайта "Христианская психология и антропология"). – Текст целиком, либо по главам.
  • См. также его научные работы:

  • Антоневич А. В. Значение аскетики в антропологии Киприана (Керна) // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2009, № 3, т. 2, с. 171-177. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Метафизика тела в антропологии Киприана (Керна) и ее значение для воспитания // Глобальная динамика социальных процессов современности. Материалы международной конференции "Социализация личности в глобальном мире". – СПб., 2009, с. 269-271. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Принцип индивидуальности в педагогике В.В. Зеньковского. Проблема индивидуальности и личности // Философия человека: образовательные и гуманитарные технологии. – СПб., 2008, с. 461-472. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Принцип индивидуальности в ранних работах В. В. Зеньковского // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт-Петербург, 16-18 апреля 2008 г.). – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008, с. 45-47. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. Зеньковского и вопрос о софийности мира // Философская и педагогическая антропология: Сб. научных трудов / Под ред. А. А. Королькова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009, с. 178-187. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна). Автореф. дисс. канд. филос. наук. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна). Дисс. ... канд. филос. наук. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009 (на правах рукописи). – Текст здесь.
  • Антоневич А. В. Тема спасения и искупления (интернет-издание). – Текст здесь.
  • Антоневич А. В. Традиции русской педагогической школы и современность // Просвещение в России: Традиции и вызовы нового времени. СПб., 2009, с. 79-85. – Текст в нашем формате.
  • Антоневич А. В. Христианская антропология и русская педагогическая традиция. Реферат по дисциплине: "История и философия науки". Факультет философии человека. Специальность: Философская антропология (020110). – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 (на правах рукописи). – Текст здесь.
  •  

     

    Электронный текст с сайта www.xpa-spb.ru.

     

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .