ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья. Авторская программа (текст по главам)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Антоневич Александр Васильевич

    Православная антропология русского зарубежья
    Авторская программа

    (специально для сайта Центра христианской психологии и антропологии)

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Тема 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека

    1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов

    1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции

    1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского

    1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека

    1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира

    1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности

    Тема 2. Синтез философии и богословия в антропологии архим. Киприана (Керна)

    2. 1. Философские мотивы в антропологии архим. Киприана (Керна). Философия и богословие

    2. 2. Метафизика тела в антропологии архим. Киприана (Керна)

    2. 3. Необходимость аскезы в духовном воспитании личности

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной антропологии всё более осознаётся необходимость обращения к опыту религиозно-философской антропологии, представленной в её классических образцах.

    Многие представители светской науки отдали должное внимание исследованиям Макса Шелера о человеческой природе, объявив его зачинателем "антропологического поворота", а также работам его последователей: Х. Плесснера, А. Гелена и др., но православному сознанию по мере того, как эти книги издавались и переводились, становилось всё более очевидно, что так называемый "антропологический поворот" может быть и произошёл, но только внешне, т. к. "теологический компонент" нового учения ни сам Шелер, ни его апологеты так и не сумели ни раскрыть, ни прочувствовать.

    И в то же время остались незамеченными ценнейшие исследования многочисленных авторов русского зарубежья: например, работы Василия Васильевича Зеньковского об индивидуальности, о христианской антропологии и важнейшие антропологические труды архим. Киприана (Керна).

    Между тем, эти работы могут быть актуализированы не только в плане расширения проблематики философской антропологии, но и в связи с задачами духовно-нравственного воспитания: у В. В. Зеньковского органически включены в антропологические исследования аспекты воспитания личности, а Киприан (Керн), как будет показано дальше, особое внимание уделял проблемам ''внутреннего человека'', свободы и творчества.

    В условиях духовного кризиса, который ныне переживает Россия, обращение к духовной антропологии русского зарубежья, основанной на исторической традиции русской культуры, представляется и необходимым, и своевременным.

    Антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) неотрывна от традиций русской литературы: не случайно Зеньковский глубоко исследовал творчество Гоголя и всё разнообразие истории русской философии, а Киприан (Керн) испытывал интерес к духовным исканиям Константина Леонтьева и Бориса Зайцева.

    Выявление истоков русской религиозно-философской антропологии также актуально для исследования преемственных связей философско-антропологической мысли.

    Нарастание пессимистических мотивов в современных антропологических концепциях побуждает внимательнее отнестись к учениям, которые указывали бы пути восхождения человека к идеалам и совершенству.

    Для современной России не утратил актуальности пафос высказывания Киприана (Керна): ''Надо верить в человека. Надо побуждать его к осуществлению своего назначения… человек, в его философском и богословском понимании, нуждается в наши дни в особой защите''.

    Желание быть свободным, столь усиливающееся в последние годы, не избавляет человека от ответственного отношения к жизни, от сознательного самоограничения, называемого в религиозной антропологии аскезой, – эти темы могут получить современное звучание в ходе исследования творчества В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

    В данном исследовании, обращаясь к духовному наследию В. В. Зеньковского и Киприана (Керна), автор в первую очередь стремится раскрыть в религиозно-философском контексте их главную антропологическую идею: путь восстановления целостности личности и целостности русской культуры лежит не иначе как через преемственность забытого нами опыта православной традиции, через осознание связи русской религиозно-философской и научной мысли с Православием, через воспитание такой интеллигенции, которая была бы посредницей в деле воссоединения культуры с духовной традицией.

    Сближение имён В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) в данном исследовании мотивируется тем, что в их творчестве, протекающем в русле общего духовного движения русского зарубежья, особенно остро ставится вопрос о необходимости и возможности построения целостной религиозно-философской антропологии. В попытке приблизиться к разрешению этой задачи они взаимодополняют друг друга: если В. В. Зеньковский в большей мере выделяет и глубоко продумывает философский её аспект, то Киприан (Керн), сохраняя философский контекст, делает акцент главным образом на богословской её стороне.

    Данная работа не претендует на полноту и завершённость. Сделан лишь небольшой шаг на пути усвоения антропологического наследия русского зарубежья. В дальнейшем мы предполагаем обратиться к творчеству и других её представителей, составляющих вместе живой мыслящий организм, оказавшийся за пределами России, в чуждой культурной среде.

    Сегодня, когда мы, люди русской культуры, люди русские по духу, оказались в положении эмигрантов или иностранцев на своей родной земле, опыт русского зарубежья, особенно антропологический, подобен проводнику, ведущему к Храму, среди искусственно насаждаемых дебрей ложных ценностей. Да осилит путь идущий! С Богом!

     

     

    © Сайт Центра христианской психология и антропологии (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 10.12.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659