ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Тема спасения и искупления

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Антоневич А. В.

    ТЕМА СПАСЕНИЯ И ИСКУПЛЕНИЯ

     

    1

    Эта тема в мировых религиях по-разному представлена. Например, Будда, учение которого многие исследователи даже и религией то называть затрудняются, задолго до Христа провозгласил спасение главной целью жизни и один из первых осознал необходимость искупления для того, чтобы выйти из состояния “зла мира”, в то время как для древней ритуальной религии этой темы вообще не существовало: магизм видел мир законченным и устроенным наилучшим образом, оставалось лишь нести свой долг 1.

    Внешне буддизм не был прямым предшественником христианства, но в метафизической сфере… Ведь Будда постоянно повторял: “Неустанно пекитесь о своём спасении” 2.

    Хотя в Ветхом Завете искупление понималось главным образом как освобождение от политического рабства (от египетского рабства, вавилонского плена), но в нём, в то же время, зарождалась и идея искупления израильского народа от грехов через Мессию.

    Тема личного спасения через искупление грехов – главная тема христианского учения. Именно христианство осуществило чаяния Ветхого Завета, прояснив и утвердив истину, что в грехе заключается рабство человека и причина всех его несчастий. Термины απολυτρωσιζ, λυτρωσιζ, redemtio в переводе на славянский в буквальном смысле означают “искупление”, т. е. освобождение от рабства путём выкупа 3. В Новом Завете говорится, что мы выкуплены Христом (1 Кор. 6, 20; 7, 23; Гал. 3, 13; 5), но не совсем, не в полной мере, ибо грех всё же живёт в человеке (Рим. 7, 18), в его теле: телесная смерть ещё не уничтожена. Поэтому св. Писание говорит об искуплении как о будущем факте (Лк. 21, 28; Рим. 8, 23), который осуществится окончательно при втором пришествии Искупителя. Но это не значит, что от самого человека ничего не зависит: “В каждом (человеке) действует слово Божие по мере (его произволения и сообразно (с его деланием). Кто сколько владеет, столько и овладевается, кто сколько хранит, столько и храним бывает” 4.

    В христианстве тема спасения – это тема несения своего креста: “И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Мк. 8, 34).

    Современная цивилизация отошла от завета Христа, от идеи спасения и искупления, избегая труда и усилия по несению креста, и встала на путь, ведущий к удовольствиям и праздности: она неустанно при помощи техники создаёт другую технику, дающую комфорт ради комфорта. Техника становится не средством спасения, а, с одной стороны, орудием углубления тяжести греха, с другой – средством эвтаназии.

    Вот и получается: грешный человек вместо того, чтобы стремиться к исправлению путём искупления грехов (приобщением к жертве Христа на кресте), наоборот, усугубляет своё положение.

    Интеллектуальным и телесным наслаждением невозможно достичь духовного совершенства, ибо оно не искупает грехов. Только духовная работа над собой может исправить повреждённую природу самого человека и природу, внешнюю ему.

    Тема греховности – это тема зарождения искусственности в человеке и нарастания ложного начала в нём как отклонения от нормы. Это тема “сдвига” его ума, нарушения иерархического строя души в результате сознательного отделения от Бога и замкнутости на себе. Замкнутость на себе даёт “дурную” бесконечность.

    Если сознательное крещение человека связано с изменением ума (μετανοια), но последующая духовная жизнь, если использовать удачный медицинский термин, есть “терапия” души, или её выпрямление путём освобождение от греховности. Значение тела в этой работе – огромно, ибо именно оно является орудием души, которое можно направить как на разрушение, так и на творческое созидание: на совершенствование себя и природы.

    Поэтому тема спасения – это тема и смысла жизни.

    У современного цивилизованного человека смысл жизни всё больше и больше сводится к достижению удовольствия ценой разрушения себя и природы. Ничего не скажешь – достойная задача!

    Но как же мы дошли до жизни такой?

    Если проследить исторически, то уже в Ветхом Завете мы найдём корни искажений смысла жизни. Например, фарисеи и книжники обличались Христом за то, что смыслом жизни они поставили себе не исполнение воли Бога-Отца на земле, а достижение своих целей (приспособление, паразитизм, удовольствие) за счёт других. Закон они поставили себе на службу, а не Богу (Евр. 10, 1-18).

    Что же делать сегодня тем, кто хочет спастись?

    Находясь в безвыходных условиях ГУЛАГ’а, А. Ф. Лосев писал в своём дневнике, что остаётся ''…быть только послушным и смиренным'' 5. Но Лосев, по словам А. А. Тахо-Годи, был не только философом и филологом, но и монахом в послушании 6, монахом в миру. А кто же мы?

    И вот нахожу строки у прот. Валентина Мордасова: “Для того, кто твёрдо намерен расторгнуть рукописание своих прегрешений и сподобится быть вписанным в божественную книгу спасаемых, нет вернейшего тому способа, чем послушание. Ибо, если, по божественному Павлу, Сын Божий и Бог наш, Господь Иисус ради нас став подобным нам, и премудро устрояя Отеческое о нас благословение, шёл путём послушания и через него сподобился Отчего, за благоугождение Ему по человечеству, прославления, ибо смирил Себя, говорится, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные; тем же и Бог Его превознеся, и дарова Ему имя, иже паче всякого имене (Фил. 2; 8, 9) … Ибо ученику, если он хочет быть, как учитель, надлежит неуклонно, со рвением душевным, смотреть на жизнь и дела руководителя своего, и понуждать себя во всем всегда подражать ему” 7.

    Можно привести ещё много свидетельств из духовного опыта людей и более авторитетных и признанных на пути спасения, но все они говорят об одном: по спасительному пути важно следовать не самочинно и не самоугодливо, а по совету и послушанию. Нельзя веровать самому себе, но исполнять послушание наставнику.

     

    2

    Согласно учению св. Максима Исповедника, “спасение и есть обожение” 8. Св. Максим здесь следует за св. Иринеем и Афанасием: “Бог для того стал человеком, и Сын Божий Сыном Человеческим, чтобы нас сделать богами и сынами Божиими" 9.

    Преподобный Симеон Новый Богослов также считал обожение искуплением падшего человечества 10. Для достижения обожения, писал он, необходимо иметь сердце сокрушённое и смиренное для стяжания Духа Святого.

    F. Vernet подчёркивал, что у греческих отцов вопрос искупления главным образом сводится к моменту воплощения Слова, а не к искупительным страданиям, как у латинян 11.

    Св. Максим Исповедник считал, что воплощение Бога не зависит от грехопадения: оно было предопределено в Совете Божием не только в плане искупления, но и в творческом плане: “Человек осуществляет этот совет об обожении всего бытия” 12. Согласно св. Максиму Исповеднику, “…спасение и есть обожение” 13, которое возможно достичь не в будущем веке, а уже сейчас через очищение ума молитвой. Молитва, соединяет человека с Богом и делает его “световидным”. Св. Максим христианизирует учение псевдо-Дионисия об онтологическом очищении ума как его упрощении и объединении в себе самом, что в некотором смысле можно назвать воцерковлением Плотина.

    Мысль св. Максима об обожении как творческом акте очень гармонирует с общим духом православной святоотеческой традиции.

    Св. Симеон Новый Богослов также в обожении человека видел его искупление. Но обожение невозможно без аскетического подвига, который включает в себя и воздыхания, и слёзы, и пост, и молитву. Главное же – смирение и сокрушённое сердце. Без этого ничего не даётся 14.

    И всё же, не смотря на мнение св. Максима, что спасение не зависит от грехопадения, догмат о грехопадении даёт нам ключ к осознанию меры личной греховности каждого и необходимости спасения.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) в книге “Догмат искупления” ясно говорит, ссылаясь на Евангелие (Рим. V, 15; Филип. IV, 10), что правильно было бы считать, что не только Адам согрешил, но и все мы согрешили 15. Чувство ответственности за грех каждого выдвигает вопрос искупления в ряд важнейших вопросов жизни.

    Св. Фотия, патриарха константинополького (ум. в 891 г.), очень занимала тема искупления и особенно вопрос о том, почему “исправление рода человеческого произошло не посредством каких-либо из бесплотных сил или обычного человека, но именно через истощание Логоса” 16.

    Зачем воплощение Бога и обитание Его с людьми так возвысило плоть и сделало её по значению выше ангелов? Не для того ли, чтобы показать нам, что для возвышения и обожения плоти прежде необходимо смирение и умаление её?

    Смысл искупления объясняет, таким образом, и назначение человека, которое заключается в обожении его по благодати.

    Значение работ Киприана (Керна) для современности, к сожалению, ещё по достоинству не цененное, состоит в том, что он святоотеческое учение о человеке: о его составе, богоподобии, назначении сумел переосмыслить и изложить богословско-философским языком, понятным одновременно и богословам, и философам, и учёным, при этом подчеркнув, что религиозно построенная антропология не может ограничиться материалистическим пониманием человека, подобно позитивистскому, но ищет цель человеческого существования вне земного бытия. Именно эта метафизическая цель, и только она, способна указать нам путь к спасению, побудить к действию по исправлению своего гибельного состояния.

    Факт осознания современным русским “цивилизованным” человеком ненормальности своего бытия и необходимости выхода из этого болезненного состояния путём личных усилий и божественной благодати может стать действительным и даже реальным фактом начала возрождения человека при условии обращения его к опыту православной святоотеческой традиции. Именно к этому призывает религиозно-философская антропология, зародившаяся в начале ХХ в. 17 и нашедшая своё развитие в начале ХХI в. 18.

     

    3

    Преп. Симеон Новый Богослов, преп. Антоний Великий, св. Марк Подвижник, преп. Исихий Иерусалимский, св. Макарий Великий единодушно утверждали, что спасение есть не награда за труды, и даётся оно не ради добрых дел, а даром; что Богу нужны не посты, не вериги и власяница, а сокрушенное и смиренное сердце.

    Св. Марк Подвижник очень удачно выразил эту мысль: “Бог Создатель и искупитель наш, а не как Соизмеритель вещей, т. е. дел и наград” 19. Именно поэтому Киприан (Керн) отмечал, что никакой юридизм в деле спасения православию не свойственен и вообще учение восточных отцов церкви о спасении и Царствии Небесном очень далеко от таких мирских понятий как справедливость, равенство, право. В этом учении соответствие Идеалу, “аналогия” или подобие Богу определяется не количеством подвигов, дел и наград, но исключительно милостью Божией, Его даром. Этот дар даётся тем, кто живёт Богом, а не тем, кто живёт постами, добрыми делами и т. д. Не сам пост привлекает к нам Утешителя, а вера и чистота души. Страдания, подвиги, конечно, неизбежны при спасении, но это не главное.

    Труды упомянутых выше св. Отцов исходят из личного мистического опыта и поэтому гораздо ценнее как руководство в опыте личного спасения, чем догматические трактаты и экзогезы Каппадокийцев, св. Афанасия или св. Иоанна Дамаскина 20.

    Но ещё более ценным для нас может оказаться богословско-философский синтез св. Григория Паламы, изложение и творческую переработку учения которого в свете современного знания мы находим в уже приводимой выше работе Киприана (Керна). Он, следуя традиции своих духовных предков, видит спасение и искупление человека именно в его обожении. Поэтому смысл и содержание этого понятия, а также возможность его осуществления в реалиях современности должны стать основополагающими не только в исследованиях по данной теме, но и в антропологии в целом.

    Казалось бы, простые слова пишет Петр Дамаскин: "В том состоит начало спасения человека, чтобы оставить свои хотения и разумения и исполнять Божии хотения и разумения, и тогда во всем мире не найдется такой вещи или места, которые могли бы воспрепятствовать спасению". Но, почему же они так трудны для исполнения? Многие даже уже и согласны оставить свои “хотения”, и пытаются осуществить это на деле, но ничего у них не получается… Что же делать?

     

     

    1 Мень Александр, прот. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С.236-237.

    2 Там же. С. 237.

    3 Троицкий С. В. Искупление // Христианство. Т. 3. М., 1995. С.374.

    4 Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911 (М.: Универс, тип., 1858). С. 151.

    5 Цит. по: Тахо-Годи А. А. Лосев. – М.: Мол. Гвардия; Студенческий мередиан, 1997. – 459[5] с, ил. (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 742). С. 164.

    6 Там же.

    7 Валентин Мордасов, прот. Самый спасительный путь… О руководстве в духовной жизни. ООО Бригантина, 2008. С. 94-95.

    8 Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев: Издательство имени святителя Льва, Папы Римского, 2005. С. 234.

    9 Там же.

    10 Там же. С 237.

    11 F. Vtrnet. St. Irenee // DTC, t. VII. Col. 2465-2470.

    12 Киприан (Керн). Там же. С. 234.

    13 Там же.

    14 Там же. С. 237.

    15 См. также: Елевферий, митр. Об искуплении. Париж, 1937.

    16 Киприан (Керн). Там же. С. 256.

    17 См. работы М. Шелера.

    18 См. наследие русского Зарубежья: В. В. Зеньковского (особенно книгу “Основы христианской философии”), Киприана (Керна) и др., а также работы А. А. Королькова “Русская духовная философия”, “Духовная антропология”, и мою диссертацию “Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна)”.

    19 Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Там же. С. 399.

    20 Там же. С. 401-402.

     

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659