. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

     

    И в заключение данной работы коснемся такой важнейшей проблемы, как понятийно-категориальный строй христианской психологии и антропологии. Это не просто проблема используемого языка, ибо от выбора тех или иных языковых конструкции зависит и способ оперирования ими. Поэтому в данной работе мы старались придерживаться исконного святоотеческого языка и основного терминологического аппарата христианского богословия. Именно анализу и сопоставлению всех христианских психологических понятий и была, фактически, посвящена вся данная глава. Общие результаты этой работы мы и приводим ниже в виде таблицы (понятия и категории, обозначающие негативные качества, выделены курсивом и заключены в скобки).

     

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
    ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

     

    ОБЩИЕ
    – происхождение, свойства, состояния, силы и органы души;
    – душевные страсти, бесстрастие;
    – очищение, развитие и совершенствование души;
    – душевное устроение, закваски душевные, навыки, привычки, черты характера;
    – душа как образ Божий;
    ОТДЕЛЬНЫЕ
    душевные силы и органы: душевные состояния: душевные свойства:
    иерархия сил души: высшие и низшие силы души целостность сил и органов души:

     

     

    основные силы души:
    словесно-разумная:
    ум, разум, рассудок, мысль, помыслы,
    слово, совесть;
    раздражительная: чувства, эмоции
    вожделева­тельная: воля, желания,
    свобода воли
    дополнительные силы души: память,
    внимание,
    воображение,
    фантазия;
    органы чувств:
    зрение, слух, вкус,
    обоняние, осязание, внутреннее чувство;
    общие состояния души: расположения,
    настроения,
    чувствования
    лестница душевных состояний

     

     

    частные состояния души: покаяние
    вера, надежда, любовь
    (безверие, уныние, ненависть)


    страх Божий
    благоговение


    вожделение
    стремление
    смирение


    воспоминание
    трезвение
    (мечтания)


    охранение органов чувств
    общие свойства души: самостоя­тельность,
    субстанцио­нальность,
    целостность,
    невеществен­ность,
    бессмертие,
    свобода
    частные свойства души: разумность
    (рассудоч­ность)
    словесность
    совестливость
    (бессовест­ность)
    (гневливость)
    смирение
    (своеволие, безволие)
    память Божия
    (злопамят­ность)
    вниматель­ность
    (рассеян­ность)
    (мечтатель­ность)
    охранение души
    душевный пост

     

    Все душевные явления обладают при этом определенной, взаимосвязанной целостностью, которая проявляется как при их взаимодействии между собой, так и при их формировании. Индивидуально-частные свойства души вырастают из определенных душевных состояний, а те, в свою очередь, из преобладания тех или иных душевных сил. Не каждый человек, который испытывал эмоцию страха, приобрел боязливость как свойство характера. Это произошло только с теми, кого эмоция страха настолько вывела из душевного равновесия, что перешла в устойчивое состояние страха. При этом между эмоцией и состоянием страха есть существенное различие: эмоция является быстро протекающим процессом и вызывается конкретной причиной, после удаления которой она исчезает сама; состояние же длится намного дольше и может быть не связаным с конкретным внешним воздействием – человек просто боится, нередко даже не осознавая причин страха или реально их не имея (как нередко бывает в состоянии так называемого немотивированного страха). То же происходит и с эмоцией гнева и другими отрицательными чувствами и эмоциями.

    Но этот же механизм может играть и положительную роль: таким же способом возможно закрепить кратковременные положительные эмоции и чувства благоговения, покаяния, смирения и так далее, чтобы они перешли в соответствующие душевные состояния, а возможно, в дальнейшем – и в частные душевные свойства, черты характера. Приведем несколько подобных примеров – в виде нижеследующей таблицы.

     

    СИЛЫ
    души:
    душевные
    СОСТОЯНИЯ:
    СВОЙСТВА
    характера:
    страх
    как эмоция
    состояние
    страха
    боязливость
    гнев
    как эмоция
    состояние
    гнева
    гневливость
    акт внимания состояние
    внимания
    внимательность
    чувство
    благоговения
    состояние
    благоговения
    благоговейность
    чувство
    покаяния
    состояние
    покаяния
    покаянность
    вера
    как эмоция
    вера
    как состояние
    вера
    как черта характера
    чувство смирения состояние
    смирения
    смиренность

     

    Христианское учение и само христианство целостно, ибо оно направлено на спасение всего человека, а не только его души (как иногда считают). Поэтому вся христианская психология должна анализироваться не обособленно, а только в ее взаимоотношении с сотериологией и антропологией. Сравнительный анализ их основных понятий и категорий представлен ниже (при этом одни сотериологические понятия более связаны с антропологией, другие – с психологией, а третьи – и с тем, и с другим, что отражено соответствующими стрелками).

     

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

     

    христианской
    АНТРОПОЛОГИИ
    христианской
    СОТЕРИОЛОГИИ
    христианской
    ПСИХОЛОГИИ
    ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ (основные категории)
    – происхождение (творение) человека
    – природа и личность
    – состав человека: двоичность,
    троичность
    иерархия частей
    – человек внешний и внутренний (ветхий и новый): страсти
    тело, плоть, чрево;
    пол, брак, семья
    душа, дух, духовность
    – человек и мир
    – человек и Бог
    путь к Богу
    образ Божий в человеке
    человек как личность
    – подобие Божие
    очищение человека
    добродетели
    обóжение
    СПАСЕНИЕ (основная категория)
    грехопадение, грех, страсти
    собирание души
    перемена ума (покаяние)
    борьба с помыслами
    очищение совести
    восстановление человека
    совлечение ветхого человека
    борьба со страстями
    телесный и
    душевный пост
    смирение
    память грехов
    внимание к себе
    борьба с фантазией
    экстраверсия
    хранение органов чувств
    обращение к Богу
    молитва, стяжание добродетелей
    благодатные состояния
    состояние прелести
    самопознание
    восстановление души
    обóжение (теозис)
    стяжание Духа Святаго
    ДУША (основная категория)
    – происхождение души
    душевные страсти
    – силы души:
    словесно-разумная:
    ум, рассудок, мысль, помыслы, совесть,
    слово
    раздражительная:
    эмоции, чувства
    вожделевательная:
    воля, желания,
    свобода воли
    – органы души:
    память,
    внимание,
    воображение, фантазия,
    органы чувств:
    зрение, слух, вкус,
    обоняние, осязание

     

    – состояния души
    расположения,
    настроения;
    – душевное устроение:
    навыки, привычки,
    закваски душевные;

     

    Понятно, что содержание данной таблицы возможно дополнять и развивать дальше, но в данный момент мы постарались выделить самое основное и наиболее разработанное, ибо и в христианской антропологии вообще, и в христианской психологии в частности так много разных и пока не доработанных тем, что охватить их все просто невозможно. Если уподобить христианскую антропологию живому и растущему древу со множеством ветвей, то мы пытались охватить в первую очередь ствол и наиболее крупные ветви.

     

     

    Страница добавлена 15.05.2011. Последнее обновление 01.10.2018.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .