. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Библейское учение о человеке

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

    – ГЛАВЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА ***
    – СОТВОРЕНИЕ – СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ***
    – ПОЛ ***
    – ТЕЛО – ПЛОТЬ ***
    – ПЛОТЬ – ДУХ ***
    – ТЕЛО – ЦЕЛОСТНОСТЬ ***
    – ДУША ***
    – ДУХ ***
    – ДУХ И ДУША ***

     

    ГЛАВЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА

    Библия утверждает главенство человека в творении. Священная история откровенно антропоцентрична, направлена на человека и через человека. Напомним библейские слова о сотворении человека: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1, 26-28).

     

    СОТВОРЕНИЕ – СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    В Библейском повествовании, согласно православной богословской традиции, необходимо различать два похожих, но различных понятий: сотворение и создание. Творение, как оно излагается в библейском Откровении есть акт возникновения чего-либо из небытия к бытию, то есть возникновение того, чего ранее не было совсем, не существовало даже в первоэлементах. даже в потенции. Принцип творения не допускает возникновения бытия из какого-либо первобытного "хаоса". Этим библейская религия резко отличается от других древних религий, которые допускали существование не только многих первопричин бытия, не только говорили о некотором предсуществовании, но допускали даже возникновение из первобытного хаоса самих богов (Иванов. 1997, с.52-53). Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара, arb). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности. Первое бара – сотворение неба и земли (Быт. 1, 1). Второе бара – сотворение различных животных, являющихся "душею живою", скорее всего, в широком смысле – животной жизни вообще (Быт. 1, 21), кстати, в отличие от растений, которые не сотворены Богом непосредственно, а произведены землей по слову Божьему (Быт. 1, 12). Третье бара – сотворение человека (Быт. 1, 27). От сотворения автор Книги Бытия отличает создание (библейское – аса,veb) всех форм, которые наполняют мир. То, что создано, возникает не из небытия, а из предшествующей, ранее сотворенной основы, из того, что было сотворено (там же, с.53). Например, о происхождении тверди небесной, о происхождении Солнца и прочих небесных тел говорится, что они не сотворены, а созданы, так как они суть разные формы уже ранее существующей материи. Точно так же после того, как сказано о сотворении души живой, при описании появления множества живых существ уже не говорится, что они сотворены, но сообщается, что они только созданы. Таким словоупотреблением выражается мысль, что после сотворения души живой ни один из конкретных живых организмов не представляет собой ничего принципиально нового.

    Такое же разграничение понятий бара и аса имеет место и в рассказе о сотворении человека:

    – "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27);

    – "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7).

    Человеческий организм, как и любой другой организм, состоит из материи. Следовательно, по телу человек не сотворен, а создан, подобно организмам других живых существ, обладающих психикой. Поэтому автор Книги Бытия, сказав о сотворении человека как принципиально нового существа, далее (в главе второй) говорит, что по телу, то есть как организм, человек не сотворен, а создан из праха земного (Иванов. 1997, с.54).

    Таким образом, человек создан как вещь и представляет собой одну из вещей на Земле, но как образ Божий, он уже не создан, а сотворен и уже не есть вещь. Он первый и единственный из всех тварей отпущен на свободу, чтобы, поднявшись из праха земного, из состояния природной необходимости, из состояния раба окружающих его условий, стать усыновленным Богу, стать сотрудником Бога на Земле и затем войти в вечность для единения с сотворившим его Богом (Иванов. 1997, с.131).

    Остановимся на кажущемся противоречии "двух сотворений" человека, описанных в первой главе Книги Бытия (1, 26-28) и второй ее главе (2, 7).

    Дело в том, что как принципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности, ибо он сотворен по образу Божию (Иванов. 1997, с.132). Но, вместе с тем: "Человек по своему телу не так резко отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. По телу он, подобно всем прочим тварям, зависим от природы, не может жить без питания, ему дано благословение, подобно прочим тварям, размножаться. В этом отношении он не представляет ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные" (там же, с.158).

     

    ПОЛ

    Говоря о творении человека, конечно же, нельзя пройти мимо проблемы пола в человеке. Приведем важное богословское мнение обо этом: "В каком же виде, согласно с намерениями Божиими, имел существовать на земле, этом жилище своем и месте своего духовного развития и преуспеяния, человек? Имел ли он жить и существовать здесь, как совершенно одиночное существо, или в виде многих и даже неисчислимо многих индивидуумов наподобие того, как в мире духовном жил не один только чистый дух, или несколько таких духов, а населяло его их бесчисленное множество? Ответ на это дается нам в откровенном учении о первоначальном происхождении человека, не в виде одиночном, а в виде двух особых родовых индивидуумов, – мужа и жены, и происхождении таковом с прямою целию размножения на земле путем рождения людей..." (Сильвестр (Малеванский). Т. 3. 1898, с.266-267).

    Таким образом, и собственно творение человека завершилось только тогда, когда спутницей жизни Адаму стала подобная ему Ева (Платон (Игумнов). 1994, с.21). Поэтому понятна особая важность темы пола как в антропологическом, так и в богословском, и в религиозно-психологическом аспекте, о чем и сказано в соответствующем разделе.

     

    ТЕЛО – ПЛОТЬ

    А теперь перейдем к тому, в каком смысле важнейшие антропологические понятия (тело, плоть, душа, дух) встречаются в Библии.

    В первую очередь необходимо различать тело и плоть. Понятие тела носит довольно нейтральное значение и именно в этом смысле используется во многих местах Библии. Понятие же плоти имеет часто весьма негативный оттенок. Приведем некоторые примеры: "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 8, 8); "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал. 5, 19-21); "когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим. 7, 5); "тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7, 25); "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1 Кор. 15, 50).

    С понятием плоти в библейском повествовании часто соединяется похоть. От "плотских похотей" и "похотей плоти" неоднократно предостерегает ап. Петр (1 Пет. 2, 11; 2 Пет. 2, 18; 2 Пет. 2, 10). Ап. Иоанн пишет: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2, 16). К "распятию плоти со страстями и похотями" призывает ап. Павел (Гал. 5, 24). Он же пишет: "облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13, 14).

    Кроме того, при различении понятий плоти и тела надо иметь в виду родовой характер плоти и индивидуальный – тела. "Плоть" (греч. σαρξ, евр. "басар") означает общую известному виду животных субстанцию и жизненную силу, тогда как "тело" (греч. σωμα, евр. "бела") означает индивидуальный организм (Троицкий. 1995, с.142). Чем выше и совершеннее животное, тем меньшее значение в его жизни имеет родовая часть и тем большую – индивидуальные органы, но так как и самые высшие животные созданы "по роду" (Быт. 1, 21), эти органы во всем животном мире имеют служебное значение и индивидуальными не являются, а потому, строго говоря, животные тела не имеют, а являются лишь плотью (там же, с.143).

    Обратное отношение тела и плоти в человеке. И люди имеют общую им плоть. Все они, как род, являются одной плотью. Связь между поколениями устанавливается не телом, а плотью. Дети суть "дети плоти" (Рим. 9, 8; Гал. 4, 23), родители – "родители по плоти" (Евр. 12, 9), и все человечество, связанное такими родственными плотскими узами, является одной плотью. Плоть – это великое дерево, листьями которого являются люди. Но в человеке она имеет служебное и временное значение. Смысл ее существования заключается лишь в образовании предопределенного Богом числа организмов, и как только эта ее задача будет выполнена, она должна будет исчезнуть вместе со своими питательными и родовыми функциями. Другое дело – индивидуальное тело. В отличие от имеющей лишь служебное значение плоти, тело человека имеет вечную цель – быть храмом Св. Духа (1 Кор. 6, 18).

    Именно общая всему человечеству плоть, а не индивидуальное тело само по себе является носительницей греха (Рим. 8, 6; Гал. 5, 13). Но и всякое тело человека является причастным первородному греху, как "тело плоти" (Кол. 2, 11). Таким образом, плоть является проводником общечеловеческого греха в частной человеческой природе, что и делает особенно отчетливой ее связь с грехом и греховностью (Смирнов С. 1912, с.328).

    Чтобы радикально исправить это неисправимое человеческими силами положение, "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), и в силу рождения от Девы плотью именно человеческой, но и в то же время вследствие того, что это рождение было не от похоти плоти (Ин. 1, 13), плотью не греховной, а чистой, первозданной, почему и тело Христа не было греховным (Троицкий. 1995, с.144). В личности Спасителя впервые произошло разделение между грехом и плотью, при этом плоть явилась средством против греха: здесь она не против оправдания, а на стороне его (Смирнов С. 1912, с.346). Важность этого онтологического акта невозможно переоценить, ибо таким образом видоизменяется сама природа человека – она выводится из-под власти греха. Таким образом, воскресший Христос является родоначальником нового человечества, которое в Нем (2 Кор. 5, 17). И те, которые умрут со Христом, с Ним же и воскреснут, и будут жить (Рим. 6, 8).

     

    ПЛОТЬ – ДУХ

    По библейским представлениям плоть – эта та часть человеческой природы, которая сближает человека с животными, а дух – то, что приближает его к Богу (Смирнов С. 1912, с.314). Поэтому неудивительно, что через весь евангельский текст проходит отчетливое противопоставление плоти и духа (Духа):

    – "дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26, 41);

    – "Дух животворит; плоть не пользует нимало" (Ин. 6, 63);

    – "рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3, 5-6);

    – "живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир" (Рим. 8, 5-6);

    – "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся" (Гал. 5, 16-17);

    – "если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8, 13);

    – "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 8);

    – "И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1 Кор. 3, 1-3).

    Из противоположения плоти и духа следует важный и вполне конкретный вывод: "Дадим преимущественное значение не плоти, которая доведет нас до ада, – а духу, ибо, благодаря ему, мы будем жить в вечной радости. Поэтому есть, пить и спать будем мерою и весом. Победителю (предстоит) венец" (Феодор Студит. Т. 2. 1908, с.731).

    Особенно важен также тот момент, что плоть связана со страстями: "те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24). Но надо иметь в виду, что в христианстве осуждается не плоть как таковая, а плотская, антидуховная направленность. Как писал ап. Павел: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12).

    Об этом падшем духе говорит ап. Павел: "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7, 1).

    Кроме того, надо иметь в виду, что понятие плоти употребляется в Библии не только в негативном смысле. Так, например, это делается для обозначения отдельного человека или просто людей: "делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2, 16), "и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24, 22; то же: Мк. 13, 20; Мк. 14, 38), "и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши" (Деян. 2, 16-17), "и узрит всякая плоть спасение Божие" (Лк. 3, 6), Бог-Отец дал Сыну "власть над всякою плотью" (Ин. 17, 1-2).

    Понятие плоти имеет и свою положительную богословскую важность в тех случаях, когда слишком уклоняются в сторону докетизма (от греч. δοκεω – "кажусь") – ереси в раннехристианский период. Ее сторонники полагали, что Бог, как существо абсолютно неотмирное, не мог испытывать страдания, поэтому муки Христа при распятии были кажущимися. Более того, они считали, что Сын Божий вообще не воплощался в физическое человеческое тело, что оно было только видимостью. Иногда при этом ссылались на следующее место из Евангелия: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти" (Рим. 8, 3). Но "в подобии" в данном случае означает "в образе": речь здесь идет о самоумалении (кенозисе) Сына, а не о призрачности его плоти.

    Евангельское слово говорит о Боговоплощении вполне однозначно: "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14); "Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью" (1 Пет. 4, 1); "братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою" (Евр. 10, 19-20).

    И более того: "Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога" (1 Ин. 4, 2); "многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист" (2 Ин. 1, 7).

    В таком контексте плоть означает реальность и материальность, которая не уничтожается, а преобразуется и одухотворяется. Увидев воскресшего Христа апостолы думали, что это дух. Эти их сомнения развеял сам Христос: "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк. 24, 39).

    Плоть Христа имеет прямое отношение к спасению: "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6, 51); "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин. 6, 53-55).

    Поэтому Бог "ныне примирил в теле Плоти Его (Христа – З. Ю.), смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1, 22). "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11).

    Кроме того, надо иметь в виду, что евангелист Иоанн писал по-гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово "плоть", имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он, конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), обнимающее всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом "плоть" и св. Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо – Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу (Мейендорф. Введение. 2001, с.130).

     

    ТЕЛО – ЦЕЛОСТНОСТЬ

    Возвращаясь к анализу понятия тела, надо отметить, что его понимание в Библии носило более целостный характер, чем в настоящее время, когда тело представляется только как одна из составных частей человеческой природы (дихотомической – тело-душа, или трихотомической – тело-душа-дух).

    Так, например, σωμα, тело – основное понятие, которое характеризует у апостола Павла бытие человека. Мы не будем неправы, если мысленно станем заменять слово "тело" в его посланиях словами "человек", "индивидуум", личными местоимениями: моё тело = я, его тело = он и т.д. Ап. Павел не мыслит человека без тела. Именно поэтому и бытие человека после смерти он не представляет себе без тела, хотя "тело воскресения", разумеется не есть физическое тело, "тело душевное", но есть "тело духовное" (1 Кор. 15, 44), "тело славы" (Флп. 3, 21) (не "славное тело", как в Синодальном переводе, а именно "тело славы"). При этом не следует понимать тело как форму, заполненную различной материей (плотской или духовной). Тело – человек в его целостности (Ианнуарий (Ивлиев). 2002, с.19-20).

    Мы видим, ощущаем, познаём другого человека и ощущаем самих себя как тело. Иначе говоря, тело есть человек в его объективной действительности, то есть человек как объект. Любопытно, что такое понятие тела отражено не только в греческом языке, но, например, и в английском: anybody, everybody, somebody. Как объект, тело может быть подвержено действию внешних сил, которые порабощают его: "тело греха" (Рим. 6, 6), "тело смерти сей" (Рим. 7, 24). С другой стороны, тело может быть освобождено от рабства греху и смерти в усыновлении, в искуплении (Рим. 8, 23).

    Безусловно, очень важно подобное, целостное значение слова "тело" в словах Иисуса Христа, произнесённых на Тайной Вечери: "Сие есть Тело Мое" (1 Кор. 11, 24). Всем известно, к каким отвратительным последствиям иногда приводил факт изменения семантики этого слова, когда "тело" понималось односторонне, как материальная плоть, почти как труп (там же, с.21). В данном случае "тело" означает самого Христа, как носителя жизни, которой Он и одаряет в таинстве причастия. Кстати, подобный, целостный характер имеет и употребление по отношению к Христу и слова "плоть". Оно обозначает не только внешнюю телесную оболочку, но всю человеческую природу. Как писал блаж. Августин: "Когда же я читаю: “И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели Славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Ин. I, 14), я понимаю под Словом истинного Сына Божиего, а под плотью я признаю истинного Сына Человеческого, и Оба вместе соединены в одну Личность Бога и человека посредством невыразимой щедрости благодати" (Августин. 2004, с.309).

    Итак библейское σωμα (тело) есть человек как целое, неделимое (как синоним можно указать греч. ατομος, лат. individuum). Σωμα есть α-τομος (не-делимое), отрицание всякой τομη (деления). Но в реальности этого мира человек "делим": он болеет, страдает, разлагается в смерти. То есть он не обладает подлинным σωμα, подлинным телом, целостностью. "Целение", восстановление целого-тела именуется σωτηρια. Переводится – "спасение", но фактически означает "целение" (обретение целостности, истинного тела). Соответственно Σωτηρ (Спаситель) фактически означает "Целитель". Чудеса исцелений, играющие столь заметную роль в евангельских повествованиях, имели своей целью символически прообразовать окончательное "целение" человека. Истинную целостность, неделимое, неразложимое тело человек обретает только в телесно Воскресшем Господе, в "теле воскресения". Именно в Господе человек исцеляется от болезни греха и смерти (Ианнуарий (Ивлиев). 2002, с.22).

    Целостный подход важен в христианской антропологии и в том случае, когда человеческую природу подразделяют на тело и душу. Здесь необходимо отделять христианский принцип двойственности человека от древнегреческой идеи дуализма тела и души. Согласно греческой дуалистической теории тело и душа рассматриваются как несовместимые друг и независимые субстанции, которые сосуществуют в постоянном напряжении и конфликте. По представлениям древних греков, они абсолютно несовместимы. Последователи дуализма утверждают, что материя, в отличие от духа, по сути своей зла или несовершенна, а потому тело считается нечестивым сосудом для чистой души. Поэтому спасение для греков означало избавление от тела, когда душа наконец покидает свою плотскую тюрьму. Согласно библейскому представлению считается, что тело, напротив, сотворено совершенным и не несет в себе зла. Христианство, в отличие от учения об избавлении от тела, учит об искуплении самого тела, что признается и современными протестантскими авторами (Спраул. 2003, с.190-191).

     

    ДУША

    А теперь перейдем к библейской психологии, т. е. учению о душе, содержащемуся в текстах Ветхого и Нового Заветов.

    Слово душа (евр. нефеш, греч. ψυχη, лат. anima) и производные от него встречаются 531 раз в русском переводе Библии: 448 – в Ветхом и 83 – в Новом Завете. Коренное значение еврейского слова "нефеш" – дыхание, дуновение. Таково же основное этимологическое значение и греческого ψυχη, латинского "anima" и русского "душа" (одного корня с глаголом "дышать"). Постепенно на основе первоначального этимологического значения появились и другие типы словоупотребления, которые имеют общий корень, но, тем не менее, отличаются друг от друга. При этом надо иметь в виду, что в Библии разные типы словоупотребления понятия души (особенно в Ветхом Завете) соседствуют друг с другом – часто чуть ли не в пределах одного предложения.

    Во-первых, душа – это жизнь, в смысле живой человек. Быть живым значит иметь душу, быть душой. Об этом говорят самые первые библейские слова о сотворении человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7) (выд. нами – З. Ю.). И наоборот, отдать душу, потерять душу значит умереть: "выходила из нее душа, ибо она умирала" (Быт. 35, 18).

    Во-вторых, под душою понимается вообще всякая жизнь в широком смысле этого слова, в том числе и жизнь животная. Это значение не относится к чисто антропологическому, поскольку приложимо к жизни любого животного:

    – "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их..." (Быт. 1, 20-21);

    – "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их" (Быт. 1, 24);

    – "всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Быт. 1, 30);

    – "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Быт. 2, 19);

    – "И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда" (Быт. 9, 12).

    Человек тоже является "душой живой", но в этом проявляется не только его сходство с животным миром, но и огромное отличие от него. В библейском повествовании о сотворении человека сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7). Эта непосредственная близость, как бы прикосновение Создателя к созидаемому, не обозначенная ни в одном из предыдущих актов творения, свидетельствует о некоторой причастности существа человека к Творцу, о том, что душа человека есть дух, что Бог сотворил человека в образ Свой. Таким образом библейское сотворение человека свидетельствует не только о двухчастном составе человека, но и об особенной близости его к Творцу, а следовательно и о высшем положении его в ряду всех земных тварей (Богородский. 1903, № 1, с.63). Эта некоторая особая духовность роднит человека с ангельским миром, при создании которого Богом, кстати, также упоминается божественное дуновение: "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его – все воинство их" (Пс. 32, 6).

    Третье значение души связано с кровью. Дело в том, что по древнееврейским представлениям вместилищем души, как жизненной силы, является кровь, которая питает все тело, обновляет его состав и поддерживает его силы. Согласно ветхозаветным высказываниям: "душа тела в крови" (Лев. 17, 11). Отсюда следуют и соответствующие предостережения: "только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9, 4); "никакой крови не ешьте" (Лев. 3, 17), "не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его" (Лев. 17, 14); "только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа" (Втор. 12, 23) и т. д. Понятно, что в настоящее время нельзя абсолютизировать подобную точку зрения и принимать ее буквально, как это делают, например, отказывающиеся от переливания крови иеговисты. Кровь и в самом деле крайне важна в любом организме, но не она одна является носителем жизни, а весь организм в целом (просто по отношению к крови это более заметно). Кроме того, витальные функции души, связанные в том числе и с кровью, не являются единственными и, даже, главными для человеческой души. И новозаветная традиция категорически отошла от отождествления бессмертной, бестелесной и невещественной душа не только с кровью, но и с каким бы то ни было веществом.

    Если первые три разобранные нами типа употребления слова душа имеют более выраженный биологический аспект, то, кроме этого, возможен и другой аспект – социально-индивидуальный. Т. е., в-четвертых, душа – это синоним человека, как единицы общества (группы, рода), или человека как такового – отдельного индивидуума, выделенного по каким-либо критериям из этого общества. Чаще всего этот смысл передается в количественных числительных (из многочисленных случаев приведем лишь несколько примеров):

    – "Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ" (Быт. 46, 26);

    – "Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его – тридцать три" (Быт. 46, 15);

    – "Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ" (Быт. 46, 18);

    – "Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ" (Быт. 46, 22).

    – "Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой" (Быт. 17, 14);

    – "если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего" (Лев. 7, 20).

    Подобное же словоупотребление есть и в Новом Завете:

    – "охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2, 41);

    – "Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять" (Деян. 7, 14);

    – "всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим. 13, 1);

    – ап. Павел своим спутникам: "Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль" (Деян. 27, 22); "было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ" (Деян. 27, 37).

    Интересно, что в дореволюционной России особенно прижилась привычка считать людей "по душам" (не всех – а только крепостных крестьян), с чем связаны такие понятия, как подушная подать, подушный надел и т. д. А поскольку реальное количество живых крестьян редко совпадало с записью "количества душ" на бумаге (из-за высокой смертности, побегов и т. д.), то образовывалось некоторое количество "мертвых душ", что и было обыграно Гоголем в известнейшем его произведении аналогичного названия.

    В-пятых, в собственно психологическом смысле, душа – это душевная жизнь, душа в ее сущностном смысле. Она является самостоятельной, мыслящей и чувствующей частью человеческого существа. Душа, как особая часть человека, отличается от "тела" и от "плоти", где-то рядополагаясь с ними, а где-то и противопоставляясь им:

    – "человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою" (Прит. 11, 17);

    – Иов о человеке-грешнике: "плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает" (Иов. 14, 22);

    – слова Иисуса Христа апостолам: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28);

    – ап. Павел: "прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших..." (1 Кор. 6, 20); "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5, 23);

    – "душа больше пищи, и тело – одежды" (Лк. 12, 23).

    Мысль о самостоятельности души наиболее четко проявляется там, где речь идет о смерти, т. е. об отделении души от тела:

    – "И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони..." (Быт. 35, 18);

    – "И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17, 21-22);

    – "Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем" (Деян. 20, 10).

    Эта же мысль подтверждается и при обращении к тому, что в Библии говорится о посмертной участи души и о воскресении: "ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15, 10). Последнее имеет и новозаветное подтверждение в комментарии ап. Петром библейского псалмопевца: "Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деян. 2, 31).

    Таким образом, подытоживая все сказанное, по библейскому слову душа есть нечто отличное от тела, отдельное и самостоятельное. Она настолько важна, что ее спасение важнее приобретения всего мира (Мк. 8, 36).

    Но чем является душа по своему существу? На этот вопрос в Библии нет прямого ответа в форме развернутого логического определения. Душа упоминается там как нечто уже непосредственно данное и известное, не требующего специального объяснения (разнообразные определения души появятся несколько позже – в трудах древнехристианских св. отцов, комментирующих и разъясняющих Библию). Но, тем не менее, и в Библии содержатся разнообразные описания души по ее собственным свойствам и проявлениям, к которым можно отнести ее сотворенность Богом, сознательность, чувствительность, эмоциональность, волеизъявление, нравственность или безнравственность и т. д. Остановимся на некоторых из них.

    Душа сотворена Богом: "жив Господь, Который сотворил нам душу сию" (Иер. 38, 16).

    Душа есть начало сознательное, связанное с сознанием и осознанием. Именно это и позволяет псалмопевцу обращаться к Богу с такими словами: "Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это" (Пс. 138, 14). Сознательность эта проявляется в процессах мышления и познания, поэтому душа является носительницей и хранительницей разнообразных мыслей, знаний и идей, как обычных, так и проистекающих от Бога: "Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя" (Пс. 118, 129).

    Душа есть начало чувствующее, связанное с позитивными и негативными эмоциями и чувствами. Она любит (Песн.П. 1, 6), благоволит (Ис. 42, 1; Мф. 12, 18), отвращается (Зах. 11, 8), гнушается (Лев. 26, 15), ненавидит (Пс. 10, 5), изнывает (Втор. 28, 65), огорчается (1 Цар. 22, 2), печалится (Плач. 3, 51), скорбит (1 Цар. 1, 10) и т. д. О душе праведника сказано, что она "будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него" (Пс. 34, 9). В нее Бог вселяет бодрость (Пс. 137, 3), утешения (Пс. 93, 19). И только в Боге находит душа настоящее успокоение (Пс. 61, 2).

    Далее душе человеческой приписываются в Библии различные желания, стремления, намерения, действия, словом, – вся активная желательно-волевая сторона человеческой жизни. Словосочетания "желание души" или "душа желает" часто употребляются в Писании, при этом душе приписаны желания и стремления весьма разнообразные, как добрые, так и плохие:

    – "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41, 2);

    – "Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время" (Пс. 118, 20);

    – "И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша" (Ис. 26, 8);

    – "Душа нечестивого желает зла" (Прит. 21, 10);

    – "Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их" (Ос. 4, 8).

     

    Душе принадлежит деятельность и согласная, и несогласная с нравственным законом. При этом в душе человека весьма возможно и нередко бывает колебание и раздвоенность, отчего и деятельность его становится непостоянной и неустойчивой. Это – "двоедушный" человек (Иак. 4, 8), человек с "двоящимися мыслями", который "не тверд во всех путях своих" (Иак. 1, 8). Противоположностью двоедушным людям являются люди прямодушные, которые обладают непорочностью и правдой: "непорочность прямодушных будет руководить их" (Прит. 11, 3), "правда прямодушных спасет их" (Прит. 11, 6).

    Деятельность согласная с нравственным законом ведет к преуспеянию и спасению души, безнравственная – к ее расстройству и гибели:

    – "Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой" (Прит. 16, 17);

    – "Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет" (Прит. 19, 16);

    – "Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых" (Пс. 18, 8).

    – "Только берегись и тщательно храни душу твою" (Втор. 4, 9);

    – "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою" (Прит. 21, 23);

    – ап. Иоанн пишет Гаию: "молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя" (3 Ин. 1, 2).

     

    При этом хранение и защита души находится в Божьих руках:

    – "Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша" (Пс. 32, 20);

    – "Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих" (Пс. 96, 10);

    – "Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь" (Пс. 120, 7);

    – "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти..." (Пс. 32, 17-19);

    – "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12, 10).

     

    Хотя выражение "грех души" встречается в Библии только в одном месте (Мих. 6, 7), тем не менее в других местах говорится о том, что грех вредит душе:

    – "согрешил против души твоей" (Авв. 2, 10);

    – "И ныне так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: зачем вы делаете это великое зло душам вашим..." (Иер. 44, 7);

    – "Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18, 4; см. также: Иез. 18, 20);

    – "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26).

     

    Из того, что грех вредит душе, а Бог ей помогает, возникают мысли о спасении, погублении и очищении души:

    – Господь Бог через пророка Иезекииля обращается к лжепророкам: "Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?" (Иез. 13, 18);

    – Давид о будущем Божием праведнике (Христе): "Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет" (Пс. 71, 13);

    – Иисус Христос вопрошал фарисеев: "должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?" (Мк. 2, 4);

    – "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28);

    – "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20);

    – "веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ" (1 Пет. 1, 8-9);

    – "и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей" (Чис. 15, 28);

    – "очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1, 22).

     

    Когда речь идет об очищении и сбережении души, иногда могут возникать вопросы по поводу понимания евангельского изречения о том, что "кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (Лк. 17, 33). Понятно, что речь здесь идет не о том, что душу не надо беречь, ибо "Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9, 56), а о том, как это нужно делать правильно. Это становится понятным из анализа соответствующих параллельных мест: "любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 25), "сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10, 39), "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25), "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35). Таким образом, правильно сберегать душу можно только с помощью Бога и ради Бога, а пытающийся это сделать ради себя самого останется ни с чем.

     

    Таким образом, обобщим все сказанное о душе, она по изображению Библии есть во всех отношениях важнейшее начало в человеке, из-за чего часто душею называют и всего человека целиком (как в Ветхом, так и в Новом Заветах). Душа есть проявляющееся в дыхании и кровообращении жизненная сила, с удалением которой человек умирает. Она принципиально отлична от тела и сохраняется после его смерти. Она является сознательной, она мыслит, чувствует, желает, действует и несет в себе добрые или плохие плоды своих действий.

     

    ДУХ

    Употребление слова "дух" (евр. руах, греч. πνευμα, лат. spiritus) в Библии многоразлично.

    Основное этимологическое значение еврейского "руах" – дыхание, дуновение, в каком смысле это слово несколько раз и употребляется в Библии:

    – Иов обращается к Господу: "Вспомни, что жизнь моя дуновение" (Иов. 7, 7); он же жалуется: "душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих" (Иов. 7, 15);

    – "болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания" (3 Цар. 17, 17);

    – о языческих идолах: "есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их" (Пс. 134, 17); похоже и у пророка Аввакума: "Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? ... Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет" (Авв. 2, 18-19).

    Часто слово "руах" употребляется и в значении ветра:

    – "Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1, 6);

    – Господь Бог ходил в раю во "время прохлады дня" (Быт. 3, 8), дословно "во время ветра дневного", т. е. вечером, когда в воздухе ощущается прохладный ветерок.

    Среди разных значений греческого слова πνευμα также существуют похожие значения, такие как "дыхание", "дух жизни", а также "ветер", "дуновение" (Вейсман. 1991, стб.1015). Безусловно, это совсем не случайно. В разных культурах происходил языковой поиск адекватных внешних метафор для выражения такой сложной и неуловимой внутренней реальности, как дух. И такое природное явление как ветер, в качестве первого приближения вполне подходило на эту роль: из всего вещественного воздух казался чрезвычайно легким, подвижным, проникающим всюду, но при этом недоступным для зрения, неосязаемым, почти неуловимым, бесплотным. В силу таких свойств ветра название его "дух" имело отрицательный смысл и прилагалось ко всякому бытию или существу невидимому, невещественному, бестелесному, начиная от духа человеческого и вплоть до Духа Божия. По словам самого Иисуса Христа: "Бог есть дух" (Ин. 4, 24). И в библейском контексте, в силу этого, дух (и Дух) противополагаются плоти и телу:

    – "дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39);

    – "египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух" (Ис. 31, 3);

    – "И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть" (Быт. 6, 3);

    – "тело без духа мертво" (Иак. 2, 26);

    – "я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас" (1 Кор. 5, 3); "ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами" (Кол. 2, 5);

    – "незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом…" (1 Кор. 7, 34) и т. д.

    Переходя к другим значениям библейских выражений "дух", "духовный", "в духе", можно заметить, что они используются в Ветхом и Новом Завете (особенно у ап. Павла) так часто и разнообразно, что имеют характер и антропологический, и психологический, и этико-богословский (Киприан (Керн). 1996, с.79). При этом можно выделить три основные группы их значений: 1) разумное начало в человеке, 2) разумные бесплотные существа – духи; 3) действие Св. Духа и самое лицо Св. Духа. Поскольку собственно антропологическим является только первое значение, то более подробно мы остановимся именно на нем, лишь кратко указав основные положения и некоторые примеры двух последних значений.

    Выражения Дух Божий, Дух Господень, Святой Дух постоянно используются в Библии, начиная с первой главы Бытия и оканчивая последней главой Откровения Иоанна Богослова: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2); "И Дух и невеста говорят: прииди!" (Откр. 22, 17).

    Во-вторых, название "дух" прилагается к разумным бесплотным существам, сотворенным таковыми Богом, – духам (и к добрым, и к злым). О добрых духах, ангелах, говорится, что они "суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. 1, 14).

    Упоминаются и духи злые, нечистые, которые сеют зло между людьми и прельщают их:

    – "И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху" (Суд. 9, 23);

    – "от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 Цар. 16, 14; ср.: 1 Цар. 16, 23; 18, 10; 19, 9);

    – "И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли" (Зах. 13, 2);

    – "И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их..." (Мф. 10, 1);

    – "И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий" (Мк. 2, 11);

    – "Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все" (Деян. 5, 16) (кроме того, см. также: Мк. 1, 23; 7, 25; 9, 25; Лк. 4, 33; 6, 18; 8, 29; Деян. 8, 7; Откр. 18, 2 и др.).

     

    Словом "дух" в антропологическом контексте обозначается в Библии животворное начало в человеке, отличное от тела и даже противоположное ему, начало сознательно-разумное, проявляющиеся в мыслях, чувствах, желаниях и действиях.

    Человеческий дух сотворен Богом, Который хранит его и спасает:

    – Бог не только распростер небо и основал землю, но и образовал дух человека внутри него (Зах. 12, 1);

    – "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7);

    – по Иову Бог даровал ему жизнь и милость, и Божье попечение хранило его дух (Иов. 10, 12);

    – "Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет" (Пс. 33, 19);

    – в руку Бога предает свой дух псалмопевец (Пс. 30, 6);

    – дух радуется о Боге (Лк. 1, 47).

     

    Человеческий дух является высшей инстанцией в человеке:

    – "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1 Кор. 2, 11);

    – "Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца" (Прит. 20, 27).

    Но и человеческий дух может быть встревожен (3 Цар. 21, 5), уныл (Пс. 142, 4). Он может изнемогать (Пс. 141, 3), находится в стеснении (Иов. 7, 11). И более того, Бог попускает ради свободы человеческой шатание и ожесточение духа даже по отношению к Себе:

    – "Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи?" (Иов. 15, 13);

    – "и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим" (Пс. 77, 8);

    – "Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою [землю], потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне" (Втор. 2, 30).

     

    Человеческий дух плоти и костей не имеет (Лк. 24, 39), т. е. он нетелесен, невещественен и нематериален. Но при этом он животворит тело, ибо оно без духа мертво (Иак. 2, 26).

    Самостоятельность духа проявляется особенно отчетливо там, где речь идет о смерти или о возвращении к жизни:

    – "И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему..." (Быт. 35, 29);

    – "Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух" (Иов. 13, 19);

    – "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою..." (Пс. 145, 4);

    – о дочери начальника синагоги: "и возвратился дух ее; она тотчас встала" (Лк. 8, 55);

    – о Самсоне: "и возвратился дух его, и он ожил" (Суд. 15, 19).

     

    ДУХ И ДУША

    Библейское употребление слов "дух" и "душа" имеет много схожего, так что некоторые авторы говорят о параллелизме этих понятий, близком к синонимии. Например:

    – "Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей" (Иов. 7, 11);

    – "Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде" (Ис. 26, 9).

     

    Хотя в некоторых библейских текстах можно встретить и некоторое разделение души и духа:

    – "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5, 23);

    – "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).

    При этом возникает важный вопрос: какое разделение души и духа имеется в виду в Библии – структурное, функциональное, или какое-либо еще? Это зависит от целостного взгляда на всего человека как такового, от ответа на вопрос об общем его составе. В силу важности этой проблемы, она рассмотрена отдельно. Кроме того библейская антропология получила свое дальнейшее раскрытие и объяснение в святоотеческих трудах, к анализу которых мы сейчас и перейдем.

    ЛИТЕРАТУРА

    Августин Аврелий. О Троице. Вступ. статья и прим. А. А. Тащиана. – Краснодар: Глагол, 2004. – (Серия "Патристика. Тексты и исследования").

    Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – М., 1991.

    Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла // Учение церкви о человеке. Богословская Конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. (интернет-издание). – Текст в формате pdf.

    Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). – Клин: Христианская жизнь, 1997.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996.

    Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2001.

    Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – /Серг. Посад/, 1994.

    Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

    Сильвестр (Малеванский) еп. Опыт православного догматического богословия. 3-е изд. Т. 1-3. – Киев, 1898.

    /Смирнов С. И./ Значение слова "плоть" (σαρξ) в вероучительной системе св. ап. Павла // Богословский вестник. 1912, № 6, с. 308-352 (2-я пагин.) (опубликовано под псевд. "С."). – Текст в формате pdf.

    Спраул Роберт. Основы христианского учения. Пер. с англ. – СПб.: Шандал, 2003.

    Троицкий С. В. Христианская философия брака. – М.: Путь, 1995.

    /Феодор Студит/. Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. В 2-х т. – СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907-1908.

     

     

    Страница добавлена 10.05.2011.
    Последнее обновление 01.01.2022.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .