. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Традиции русской педагогической школы и современность

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Антоневич А. В.

    ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ

     

    В наше время вопросы взаимосвязи воспитания и духовных традиций допускается лишь в специальных вопросах религиозной работы с детьми. Считается, что педагогика должна быть отделена от религии. В ХVIII и ХIX в. педагогика постепенно отошла от религии, а во второй половине XIX в. стала отрываться и от философии, всецело связываясь с наукой о ребенке (педологией). Все это уже в ХХ в. привело кризису русской педагогики. С. И. Гессен пытался связать педагогику с "философией ценностей", но его

    – 79 –



    философский идеализм оказался несостоятельным и однобоким, к тому же он "...последовательно разворачивает педагогику, основанную на философии баденской школы неокантианства. Гессен использовал методы трансцендентализма, цель образования видел в регламентации моральных норм и вовсе отвергал национальное образование, как особый вид образования. Это бесчувствие Гессена к национальному своеобразию образования было следствием его философского мировоззрения. Если такая стратегия образования заимствуется современной педагогикой, то естественно, здесь проявятся практические следствия фундаментальных установок соответствующей философии" 1. Для устранения однобокости такого подхода необходимо восстановление связи педагогики с религией и философией, с отечественными традициями.

    Еще Аристотель создает целостное учение о человеке, соединяя философские, натуралистические и религиозные знания, но вся дальнейшая история показывает разделённость в той или иной мере этих трех сфер культуры. Главные причины этих отклонений – натурализм, рационализм и злоупотребления в "свободном" воспитании 2.

    Если Аристотель заложил основу, то христианская антропология и педагогика, вобрав в себя все лучшие откровения о человеке античной философии, выработала всем своим историческим опытом образец целостного учения о человеке.

    Современная цивилизация отстраняется от религии, боясь потерять свободу, которую будто бы стесняют религиозные ограничения и запреты. Этот предрассудок труднопреодолим, но внимательно прислушаемся к словам опытного философа и богослова, представителя русского зарубежья ХХ века: "Христианство именно и принесло на землю весть о максимальной свободе и неприкосновенности человеческой личности..." 3.

    __________________

    1 А. А. Корольков. Духовная антропология. СПб., 2005. С. 142.

    2 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 6.

    3 Арх. Киприан Керн. Тема о человеке и современность. // Православная мысль, 1948, вып. 6, Париж. С.130.

    – 80 –



    Автономизм в педагогике и натурализм ведут к вере в рациональное переустройство жизни (влияние эпохи Просвещения). Идеи же свободного воспитания опираются лишь на творческие силы ребенка. Но, очевидно, что личность не развивается сама из себя, а зависит и связана со сверхэмпирическими силами. Хотя личность и неповторима, но она находит себя лишь в общении с людьми, с ценностями, с Богом. Поэтому нельзя идею личности объявить последним принципом педагогики. Личность как самоцель – абсурдна. Лишь Абсолют может быть целью. Нужно изучать личность, но в связи с Абсолютом в ее всеохватной целостности; где сходятся антропология, философия, религия 1.

    Трансцендентализм не решает этой проблемы, ибо отрицает религиозный реализм и легко переходит в религиозный имманентизм, в простую риторику о Боге. Поэтому трансцендентализм есть безрелигиозная философия, некая высшая форма позитивизма. Его вера в человека безгранична, безгранична вера в силу души. И в этом слабость трансцендентальзма в педагогике. Смысл педагогики нельзя сводить к имманентным внутренним силам.

    Современная педагогика чуждается религиозного обоснования, ибо до сих пор боится авторитарной системы, насилия над свободной мыслью. "Они (педагоги. – А. А.) сознают, что их первое призвание – охранять свободу ребенка, свободу раскрытия им своей индивидуальности... Но охрана свободы в развитии ребенка вовсе не противоречит религиозному обоснованию педагогики, а, наоборот, только в нем и получает надлежащий свой смысл" 2.

    Положительное влияние западного секуляризма заключается в вере в творческую силу человека, в историю и прогресс. Вера в человека в Западной культуре, секулярной по существу, секулярной даже в самой Церкви, есть не что иное, как воскресение забытой истины о человеке, выработанной еще каппадокийскими отцами Церкви, а затем Григорием Паламой.

    Реформы Петра I способствовали возникновению самостоятельной светской культуры, не имеющей связи с церковным сознанием.

    _______________

    1 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания... Цит., C. 11.

    2 Там же. C. 15.

    – 81 –



    Церковь попала во внешнюю зависимость от государственной власти, что сказалось на обмирщении национального сознания: идеал "Святой Руси" заменяется идеалом "Великой России". Но Петр I дал только начальный импульс "просвещенству". Его реформы не принесли столько роковых последствий для России, сколько их искажения после его смерти. Если при Петре I дворянство служило в обороне страны, способствовало и участвовало в образовании общества, то уже со второй половины XVIII в. эти обязанности отошли, а привилегии увеличились. Привилегии отделили высшее общество от народа: оно ничего не делало и пребывало в праздности, которая и определила его умы, сформировала их уродливые формы 1. Чтобы заполнить праздность и пустоту жизни, дворянство стало использовать чужие знания чужой культуры. Отсюда спрос на эстетические развлечения (в царствование Елизаветы). Сначала немецкое культурное "пленение", затем французское. Развитие таких вкусов стимулировало потребность в образовании, к нему приспособленному.

    Екатерина II, продолжая дело Петра I, для насаждения образования западного, учредила "Новый Устав сухопутного шляхетства (1766 г.), куда вошли предметы гражданского права и художественные; а также прочие искусства: логика, математика, физика, и т. д. К этой программе образования должны были приспосабливаться и казенные школы, а от них – и частные. В программу школ входило краткое изложение наук: Закон Божий, математика, история, мифология, геральдика и т. д.

    Вот выписка из Указа от 12 января 1755 г. об учреждении Московского Университета: "В Москве у помещиков находится на дорогом содержании великое число учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют; многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю жизнь свою препровождали" 2. Сама

    __________________

    1 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 книгах . Т. 3. М., 1993. С. 340.

    2 Там же, с. 346.

    – 82 –



    Екатерина II увлекалась французской литературой, переписывалась с Вольтером; предлагала Д' Аламберу воспитание своего сына Павла, и даже после отказа его, купила у Дидро огромную библиотеку за 15 тыс. франков. При Екатерине при знатных домах французский гувернер сохранил свою монополию, но это были гувернеры "второго привоза", более образованные, чем немецкие. Екатерина пригласила тогда швейцарца Лагарпа (ярого республиканца) для воспитания сына Павла 1.

    Влияние французского Просвещения побудило восстание против порядка, традиций. Подражание западным образцам отучало самостоятельно мыслить 2. В таких условиях складывалась русская интеллигенция: ее образованность обособилась от религиозности 3.

    Если европеец сохранял обычно свою национальную особенность, то русскому человеку приходилось, напротив, почти уничтожить свою народную личность. Как не вспомнить здесь слова К. Д. Ушинского, знаменующего новый, общественный этап в истории русской педагогической мысли, последовавший за этапом церковным (до XVIII в.) и этапом государственным (XVIII – первая пол. XIX в.): " Всякий индивид так органически связан с тем народом, к которому принадлежит, что, удовлетворяя в его образовании истинным потребностям народа, мы вместе с тем удовлетворяем полнейшим образом его индивидуальным потребностям, и наоборот" 4.

    Социально-педагогические идеи К. Д. Ушинского противостояли монополии государства в сфере образования, он призывал к пробуждению национального сознания русского общества. Глубоко

    _________________

    1 Там же. C. 350.

    2 "Такое действие просветительной литературы обнаружилось и появлением новых типов в составе русского общества, которых не заметно было при Елизавете. Отвлеченные идеи, общие места, громкие слова. ... под этими украшениями сохранилась удивительная черствость, отсутствие чутья к нравственным стремлениям" (Там же. С. 353).

    3 "Чем более высокомерно ведет себя образованный человек по отношению к народу, прежде всего к крестьянству, тем менее он принадлежит подлинной интеллигенции, его можно причислить лишь к "образованщине," если воспользоваться словом А. И. Солженицына" (Корольков А. А. Указ. соч. С.133).

    4 Ушинский К. Д. Педагогическая антропология. М., 2002. Т. 2. С. 392.

    – 83 –



    верующий человек, христианин по духу, он считал главной ошибкой образования отстранение его от общества, что "в деле общественного воспитания подражание одного народа другому ведет непременно на ложную дорогу" 1. У каждого народа особенная идея воспитания, "особенный идеал человека", соответствующий народному характеру. 2. Но Ушинский не призывал к замкнутости: "нужно отовсюду брать полезное" 3. Он считал, что новую русскую школу надо строить на научных основаниях (физиология, психология, философия, история, педагогика, и т. д.), а главное – на основе потребностей русской жизни, т. е. прикрепить школу к русской почве. Не педагоги, не педагогика, а сам народ и его великие люди развивают педагогику.

    В области реформы школы К. Д. Ушинский опять же отстаивал идею, что школа должна отображать запросы народа, страны; что чиновник – не воспитатель et vise versa 4.

    Н. И. Пирогов, русский хирург с европейской славой, много поработавший и на ниве педагогики, к концу жизни пришел к убеждению, что отход от национальной традиции, от христианских идеалов и норм поведения, увлечение внешним знанием, подражанием ведет к раздвоению души человека, к лжи и лицемерию. Пирогов приводит слова ап. Павла: "Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю; но еже ненавижу, то содеваю" (Рим. 7:15). Так же и у нас в жизни постоянно появляется опасность казаться, а не быть. Нужна духовная борьба за "быть" 5.

    _________________

    1 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т.1. М.-Л. 1948. С.47.

    2 "Мы... усваиваем те и другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим устраивать наше народное образование. Редко даем мы себе отчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила" (Там же. C. 256-257).

    3 Там же. C. 396.

    4 "Проводить чужие идеи невозможно: нужно создать среду для обитания русской педагогической мысли. Среда эта – литература педагогическая, журналы" (Там же. C. 526).

    5 "А на публичных экзаменах выставляется напоказ знание, которого истина и значение ничем столько не оценяются, как скромностью. Все эти искусственные и натянутые попытки т. наз. развития ума и сердца развивают только преждевременно двойственность души человека, еще не окрепшую в борьбе с самим собой. Они довершают то, что и без них начинают слишком рано общество, школа и, увы, сам родительский дом" (Пирогов Н. И. Быть или казаться // Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М., 1953. С. 98).

    – 84 –



    Взрослые не хотят ни "умалиться", ни "обратиться и быть как дети", но, считая себя наставниками, заставляют ребенка "развиваться", казаться взрослым и жить в мире взрослых. А между тем: "наше школьное общечеловеческое образование не имеет никакой связи с реальным направлением общества" 1.

    Даже этот краткий обзор показывает, что русская педагогическая мысль, несмотря на внешние преобразования и реформы, по внутреннему устремлению продолжает тяготеть к своим национальным корням, что духовное и патриотическое в ней не терпят разрыва; и при наличии такого разрыва она чутко отзывается на него, пытаясь восстановить целостность.

    Мотив свободного воспитания, проявившийся с особой силой в ХХ в. имеет корни в просвещенстве, в вере в "естественный свет души". Там, где ребенок нуждается в духовной поддержке, на него оказывается интеллектуальное воздействие и развиваются лишь социальные навыки. Ребенок вырастает моральным материалистом. В школьном возрасте действие просвещенства губительно. Современная безрелигиозная культура должна быть освещена верой в Бога. Идея нейтралитета культуры – губительна 2.

    Современная школа держится просвещенством, но ее нечем заменить, ибо идея церковной культуры не разработана. Опасна внутренняя секуляризация школы, т. к. внешняя, как ни странно, мобилизует духовные силы, объединяет их.

    Сейчас происходит возрождение православной культуры в России и славянских странах и чтобы это возрождение было подлинным, а не внешней имитацией духовности, необходимо освящение всей жизни, и в первую очередь – воспитания. Для этого мы должны восстановить реальную связь нашего современного бытия с православной духовной традицией и русской национальной культурой. Это есть величайшая и трудная задача нашей эпохи.

    _________________

    1 Там же, с. 167.

    2 Там же, с. 162.

    – 85 –



     

     

    © А. В. Антоневич

     

    Издание:

    Антоневич А. В. Традиции русской педагогической школы и современность // Просвещение в России: Традиции и вызовы нового времени. СПб., 2009, с. 79-85.

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология (текст приводится с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 05.02.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .