. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 32.
    О добровольном.

    В то время, как невольное – двояко: одно – по причине неведения, другое – по причине насилия, – добровольное – противоположно тому и другому. Ведь, оно происходит ни по причине насилия, ни по причине неведения 1). Конечно, не по насилию бывает то, начало чего – в самих (действующих лицах), ни по неведению, раз не остается неизвестной ни одна из частностей, посредством которых (совершается) и в которых (состоит) действие. Итак, соединяя то и другое, мы определяем произвольное как то, чего начало 2) находится

    _______

    1) Ср. И. Дамаскин, ibidem, стр. 104 по рус. пер.

    2) У Дамаскина в соответствующем месте добавлено: "т. е,, причина".

     

    – 151 –




    в самом (действующем), знающем все частности 3), в которых состоит действие 4).

    Но спрашивается: добровольно ли то, что происходит по природе, как, например, пищеварение и возрастание? Это представляется ни добровольным, ни невольным. Ведь, добровольное и непроизвольное относятся к тому, что в нашей власти (от нас зависит), тогда как пищеварение и возрастание – не в нашей власти. Отсюда, если даже известны нам все частности 5), то вследствие того, что они 6) не в нашей власти, они ни добровольны, ни невольны 7). Действия же, происходящие под влиянием гнева и вожделения, как показано, добровольны. Действительно, если эти действия правильны, они одобряются, а если погрешительны 8, порицаются или ненавидятся; притом, за ними следует удовольствие или печаль, и начало их 9) – в самих (людях): от них, ведь, зависело не поддаваться легко страстям. Затем, подобные действия исправляются путем привычки. Кроме того, если они непроизвольны, то ни одно из неразумных животных, ни дети, не делают ничего добровольно 10): но на самом деле это не так. Мы видим, ведь, что они добровольно приступают к пище, а не по принуждению, потому что они стремятся (к ней) сами по себе, и не в неведении 11), потому что пища известна им 12). По крайней мере, при виде пищи они испытывают удовольствие и стремятся (к ней) как к чему-то

    _______

    3) Τα καθ' έκαστα – иначе: "все в отдельности".

    4) Это определение, как и вообще главные мысли всей настоящей главы, заимствовано Немезием у Aristot. Eth. Nicomach., III, 3.

    5) Т. е., упомянутых процессов питания и роста. Вм. μη άγυοουμεν в Ant., у Gall, и некторых других стоит просто άγνοοϋμεν, без отрицания. Но мысль от этого почти не изменяется. Matth. замечает, что физические процессы как не зависящие от нашей власти (воли) не могут быть названы ни добровольными, ни невольными, независимо от того, знаем мы или не знаем все частности или подробности этих процессов (Var. lectiones, p. 275).

    6) Т. е. указанные процессы.

    7) В лат. Ant.: "то нельзя сказать, что мы поступаем добровольно или непроизвольно ".

    8) Иначе – ошибочны.

    9) Т. е. – производящая причина.

    10) См. Aristot., Op. cit. III, 3.

    11) Т. е. не по неведению (второй вид непроизвольных действий: см. начало главы).

    12) Т. е., к ней они стремятся как к чему-то известному.

     

    – 152 –




    известному 13) и если не достигают (не получают) – огорчаются. А признаком добровольного достигнутого служит удовольствие, недостигнутого же – огорчение (печаль), из чего ясно, что у них есть добровольное вожделение и гнев 14): ведь, среди (во время) удовольствия бывает и гнев 15). Кроме того, кто не согласен, что действия по гневу и вожделению 16) добровольны, тот уничтожает нравственные добродетели. Ведь, эти последние состоят в умерении страстей 17). Если же страсти непроизвольны, то непроизвольны и добродетельные действия 18), – потому что и они происходят сообразно страсти. Но никто не назовет непроизвольным действие по разуму и выбору, по собственному стремлению и побуждению, при знании всех частностей 19). Между тем, было показано, что и начало (таких действий) – в самих (делающих); следовательно, они добровольны.

    Так как мы многократно упоминали о выборе и о том, что в нашей власти 20), то необходимо поговорить и относительно выбора.

    _______

    13) Греч.: ώς έπί πράγμα γνώριμον – буквально: "как к предмету известному".

    14) Буквально: "что они имеют (т. е. вызывают) добровольно"... и т. д.

    15) Иначе: "даже во время удовольствия возможен (бывает) гнев". Латинский перевод этого места неточен.

    16) Т. е., под влиянием гнева и вожделения (чувственного пожелания).

    17) Ср. Aristot. Ethic. Nicomach. II, cap. 5 и 6; ср. Stob. Eel. II, 6: ηθική δ' εστίν αρετή μεσότης παδών (по Domansk. Op. cit., S. 139), По Клименту Александрийскому, содержание добродетели с отрицательной стороны полагается как и у стоиков, в апатии (απάθεια), бесстрастии, или "состоянии бесстрастного тождества" (Stromata IV, 6; ср. VI, 14).

    18) Буквально: "действия по (κατά) добродетели", соответствующие (лат. congruentes) добродетели.

    19) Буквально: "когда известно все в отдельности".

    20) Лат. Ant. – "что в нас положено" (in nobis est situm).

     

    – 153 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .