. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 13.
    О способности помнить 1).

    Μνημονευτικον есть причина и источник 2) памяти и воспоминания. Память, по определению Оригена 3), есть

    _______

    1) Общее название: Περί τόύ μνη μονευτικού – De memoria. У св. Дамаскина глава 20-я (Op. cit.) с тем же заглавием представляет сначала буквальное воспроизведение XIII главы трактата Немезия, а дальше – довольно близкий к тексту перифраз.

    2) Буквально "хранилище", ταμεΐον.

    3) Matth. (Var. lectiones, p. 202) вместо Оригена ставит здесь имя Аристотеля на основании D. 1, хотя такого определения памяти буквально нет и у Аристотеля. Впрочем, аристотелевские определения памяти здесь ближе подходят: см. особенно определение в De memoria et reminisc. cap. 2, pag. 717 (в конце).

     

    – 108 –




    представление (φαντασία), оставленное каким-либо чувством 4), проявляющимся в деятельности, а по определению Платона 5) – сохранение воспринятого и чувством, и мышлением 6). В самом деле, душа воспринимает чувственное через посредство органов внешних чувств и (таким образом) возникает мнение 7), а умопостигаемое – через посредство ума и образуется понятие 8). И таким образом, всякий раз, как она сохраняет образы (τύπους) и того, о чем 9) составила мнение, и того, что постигла мышлением, говорится, что она помнит. Но здесь Платон говорит, по-видимому, не о мышлении (созерцании) в собственном смысле, а о размышлении 10). Действительное, чувственное удерживается в памяти само по себе, а мыслимое 11) – по ассоциации (с ним), так как память о том, что мыслится (των διανοητών), возникает из предшествующего представления 12); собственно же умопостигаемое (τα κυρίως νοητά) мы помним тогда, если что изучили или узнали; о сущности же этого памяти мы не имеем, потому что восприятие умопостигаемого возникает не из предшествующего представления, но из научения или прирожденного знания 13). Если же

    _______

    4) У Дамаскина здесь добавлено και νοήσεως (и мышлением).

    5) Определение Платона в "Филебе" стр. 33 Е – 34 В.

    6) Буквально: "сохранение и чувства, и мышления", т. е., знания, полученного посредством внешних чувств из опыта, и путем мыслительной деятельности (точнее, по Платону, созерцания, νοήσεως ).

    7) Δόξα, иначе – представление, по Платону – неистинное и недействительное знание о предметах внешнего мира, основанное на субъективных и недостоверных показаниях внешних чувств.

    8) Νόησις, поскольку оно здесь противополагается δόξα, может означать, по Платону, действительное знание, созерцание идей. По связи речи νόησις переводят в данном случае словом "мышление" (пер. А. Бронзова – И. Дамаскин "Точное изложение..."), но и наш перевод (более точный) не противоречит этому, так как понятие есть продукт мышления, а по Платону идея – продукт чистого созерцания.

    9) Т. е., "тех вещей, о которых"... и т. д.

    10) Ού τήν κυρίως νόησιν, άλλα την διανόησιν. Διανόησιζ – мышление, посредствуемое эмпирическим материалом (ср. выше: примеч. 18-е к гл. III.

    11) Вместо τά νοητά (в отличие от κυρίως νοητά) в D. 1., А. 2 и А. 3 стоит яснее – τα διανοητά.

    12) Закон смежности представлений в сознании по отношениям (ассоциациям) пространства или времени. Мысль – очень ясно проведенная у Aristotle в De memoria et reminiscentia, cap. 1, pag. 715.

    13) Φυσικής εννοίας; иначе – из врожденных понятий, по Платону – идей. См. ниже прим. 19.

     

    – 109 –




    словом "помнить" мы обозначаем то, что прежде видели или слышали, или узнали другим каким-либо образом, а прежнее относится к прошедшему времени, то очевидно, что памяти подлежит бывшее и исчезнувшее, соединенное (смежное) во времени 14). Хотя память касается отсутствующего, но, конечно, не вызывается отсутствующим 15).

    Воспоминание бывает тогда, когда память прерывается забвением. Воспоминание есть восстановление ослабленной памяти 16). А происходит это ослабление 17) вследствие забвения; забвение же есть утрата памяти 18), но – или навсегда, или на время; в последнем случае и бывает воспоминание. Есть еще и другой род воспоминания, относящегося не к забвению знаний, приобретенных посредством внешних чувств и мышления, но к прирожденным понятиям (φυσικων εννοιων). Врожденными же называем те понятия, которые присущи всем без научения (от природы), как, например, идея бытия Божия 19). Такое воспоминание Платон называет воспоминанием идей 20). А что такое идея, об этом мы скажем впоследствии 21).

    _______

    14) Так определяется объект памяти и закон смежности во времени у Aristot. De memoria et reminiscentia, cap. 1, p. 714 и cap. 3, p. 618 sqq.

    15) Эта мысль служит предметом обстоятельного исследования у Аристотеля в De memoria et reminiscentia, где 2-я глава имеет такое заглавие "Разрешение недоумения, каким образом происходит память об отсутствующем".

    16) Ср.: Aristotle, Op. cit., cap. 3, pag. 718.

    17) Έξίτηλος может означать еще исчезновение; мы переводим здесь (как и в предыдущем предложении) ослабление – применительно к учению новейшей психологии, не признающей абсолютного забвения, хотя, впрочем, Немезий допускает его, как видно из дальнейшего.

    18) Ср. Platon в Pbaedon'e, cap. 20, p. 75 Ε: λήθη-επιστήμης αποβολή, а в Pbileb. pag. 33 Ε: εστί γαρ λήθη μνήμης έξοδος. Между прочим, в лат. Ant. здесь вместо αποβολή (потеря) стоит amissio (ослабление).

    19) Φυσικοί έννοιαι напоминает стоическое κοιναί έννοιαι, общие понятия, присущие всем, но не врожденные. О тех и других см. в прилож. словаре.

    20) Учение Платона о знании, как припоминании, с особой ясностью изложено в "Меноне" 81 С-86 С; ср. "Федон" 72 Е-76 С. Ср. Philopon, Op. cit., pag. 288, 5 sqq.

    21) Исполнения этого обещания в книге Немезия мы не находим; однако, это еще на дает достаточных оснований думать, что трактат Немезия не сохранился целиком.

     

    – 110 –




    Итак 22), способность представления передает мыслительной способности восприятия внешних чувств 23); способность же мышления, или рассудок, приняв и обсудив это, отсылает способности памяти. Органом последней служит задний желудочек головного мозга, который называют еще мозжечком 24), и находящаяся в нем (т.е. в мозгу) "психическая пневма".

    А так как 25) мы признали началом и корнями ощущений передние желудочки головного мозга, способности мышления – средний (желудочек), а памяти – задний, то необходимо доказать, что это действительно так, чтобы не казалось, что мы без всякого разумного основания верим сказанному 26). Наиболее достаточное доказательство этого заимствуется из самой деятельности частиц (мозга). Действительно, если каким-либо образом повреждаются передние желудочки головного мозга, то

    _______

    22) Здесь Немезий, несколько отступая от предмета речи, рисует цельную картину интеллектуального психического процесса на основании рассмотренных выше отдельных элементов его.

    23) Неясное выражение – τά φαινόμενα (внешние явления) передано точнее у Дамаскина: διά τών αίσθήσεων αντιλαμβανόμενον (т.е. то φανταστικον) τών υλών (материальные предметы), Damasceni, Op. cit., Basileae, 1548 an., pag. 137.

    24) Греч, παρεγκεφαλίδα καί παρεγκρανίδα (синонимы) означают заднюю часть головного мозга. В лат. Ant. оставлено без перевода. В лат. пер. у Дамаскина по изд. Basileae, 1548 an. стоит "occipitium" (буквально: "затылок"). На этом, между прочим, Дамаскин заканчивает главу о памяти, опуская дальнейшие рассуждения Немезия.

    25) У Con. здесь начинается 7-я глава 4-й книги: "Quo pacto variis modis laedantur sensus interiores"... etc.

    26) У Gall, читаем здесь замечание: "Наес apud Galenum habentur in lib. de oculo". Это подтверждает и издатель Охоn. в своих annot., pag. 392 по изд. Matth. Действительно, дальше Немезий приводит доказательства из данных галеновской патологии. О том же рассуждает Гален и в De locis affect. IV, 1 (см. Domanski, Op. cit. S. 90, прим. 3). Св. Григорий Нисский, допуская зависимость деятельности разумных сил души, в частности, ума, от телесных состояний и приводя те же галеновские доводы из данных патологии, все-таки настаивает, что "бестелесная природа не объемлется какими-либо местными очертаниями" ("Об устройстве человека", глава 12); ср. выше: примеч. 8 к XII главе на стр 102. Расстройство ума и даже сумасшествие – φρενΐτις, – о котором дальше рассуждает Немезий по Галену, по мнению св. Григория Нисского, не могут служить доказательством того, что органом или местопребыванием мыслительной силы служит головной мозг ("Об устроении человека", глава 12, стр. 113 по рус. пер., Москва, 1861 г.).

     

    – 111 –




    затрудняется деятельность внешних чувств, но способность мышления еще остается неповрежденной; когда же страдает один только средний желудочек – нарушается правильность мышления, а органы чувств сохраняют свои природные ощущение. Если же страдают и передние, и средний желудочки, то расстраивается рассудок вместе с внешними чувствами. А когда страдает мозжечок 27), то исчезает одна память, тогда как деятельность внешних чувств и мышления нисколько не повреждается. Если же вместе с передними желудочками страдают от чего-либо 28) и средний, и задний, то одновременно расстраиваются и ощущения, и рассудок, и память, причем, и все живое существо подвергается опасности погибнуть. Это бывает очевидно при многоразличных болезнях и припадках, особенно же при сумасшествии. Действительно, некоторые из страдающих этой болезнью, при расстройстве одной только мыслительной способности, вполне сохраняют внешние чувства. Таким именно Гален 29) изображает одного сумасшедшего, который – во время работы у него некоего шерстоделателя (ткача) – встал 30) и, схватив стеклянные сосуды, стремительно приблизился к окнам и спросил присутствующих, называя каждый сосуд по имени, не желают ли они, чтобы сосуды были брошены вниз; когда же присутствующие изъявили свое согласие, он, прежде всего, бросил поодиночке все сосуды, а затем спросил присутствующих – не желают ли они, чтобы был брошен и ткач; когда же те, приняв это за детскую шутку, сказали на этом основании, что желают, он, схватив ткача, бросил его сверху вниз. Этот сумасшедший был здоров внешними чувствами: ведь он знал (различал), что вот это – сосуды, а то – ткач, но рассудок у него был расстроен 31). Иные же увлекаются пустым представлением (призраком), думая, что видят то, чего на самом деле не видят 32), тогда как об остальном рассуждают здраво: у них бывают повреждены только передние желудочки

    _______

    27) В лат. Ant. "задний желудочек".

    28) Буквально: "если... приключится что-нибудь (πάθη τι)"... и т. д.

    29) Galen i, De locis affectis, cap. II.

    30) У Галена в соответствующем месте добавлено: άπό τής κλίνης (с кровати).

    31) Буквально с греческого: "но он болел мыслительной способностью".

    32) Другой пример, указывающий на ненормальную деятельность внешних чувств, – именно – на галлюцинации.

     

    – 112 –




    (мозга), в то время как средний остается здоровым. Вообще, теми страданиями, каким подвергается каждый член (орган), затрудняются его функции; живое существо становится неспособным к той именно деятельности, исполнять которую от природы предназначен страдающий член, как, например, боль ноги препятствует нам гулять, потому что эту деятельность исполняет нога.

     

    – 113 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .