. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Григорий Палама св.

    Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

     

    Иудеи праздновали законную Пасху: перехождение из Египта к земле Палестинской; празднуем и мы Евангельскую Пасху: перехождение нашего естества во Христе от смерти к жизни, от тления в нетление. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различие, уясняющее насколько лучше праздников того Ветхого Законоположения – предметы наших торжеств? Но так как человеческое слово не может достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвечное и предсущное Божие Слово, человеколюбиво соединившееся и обитавшее с нами, ныне делами явило предмет праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо ныне мы празднуем преведение в Нем нашего естества, не из подземных сфер на землю, но – от земли на небо небес, и затем – к Престолу Того, Кто владычествует над всем. Потому что сегодня Господь не только был посреди Учеников Своих, но и отошел от них в то время, как они смотрели. Он вознесся на небо и вошел в самое Святое Святых, и воссел одесную Отца, выше всякого начала и власти, всякого имени и чести, как в нынешнем, так и в будущем веке известной и называемой. Как имели место многие воскрешения прежде Воскресения Господа,

    _______

    *) Homilia XXI: colonna 276-285. In Ascensionem Domini Dei et Salvatoris nostri Iesu Christi in qua monstratur quomodo impletum sit Legale Sabbatum. P. Gr: t: 151, col. 276-285:

    – 215 –



    так были и многие вознесения до Его Вознесения. Ибо Дух восхитил и Иеремию Пророка, и Ангел – Аввакума; особенно же среди других, как пишется, был восхищен на колеснице огненной – Илия. Но и хоть не перешел границу земли; и это было только неким перемещением, вознесением каждого из них, которое восхищало от земли, и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшие, снова возвращались в землю и все умирали. Но как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им ктому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он – Бог над всем. И это и была "явленная гора Божия", как говорит Исаия (2, 2), и на вершине всех разумных гор – "дом Божий" – Тело Владычнее. Ибо не Ангел, не человек, но Сам Господь плотию пришел и спас нас, став ради нас подобным нам и, в то же время, неизменно пребывая Богом . Как, когда Он сошел, Он не изменил Своего обитания, но снизошел, так и восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше, воспринятое Им естество. Ибо, воистину, там Богу подобало представить первородным из мертвых наше естество, как некое начало первородных от лица всего рода.

    Поэтому из всех бывших воскресений и вознесений, ни одно мы не празднуем так, как – Воскресение и Вознесение Господа, ибо тех других (воскресений и вознесений) мы и не являемся и не будем участниками. И от них мы получаем не большую пользу, как только ту, что они приводят к вере в Воскресение и Вознесение нашего Спасителя, которых мы и являемся и все будем участниками. Потому что они являются Воскресением и Вознесением человеческого естества (воспринятого в Воплощении Господом нашим Иисусом Христом), и не только человеческого естества (как такового), но – и верующих во Христа и каждого обнаруживающего, чрез дела, веру. Ибо то, что было сделано, – ради нас сделал Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожил, Он прожил ради нас, показывая нам путь, ведущий в самую жизнь; и то, что пострадал во плоти – пострадал ради нас, исцеляя наши страсти; и ради нас воскрес и вознесся, уготовляя нам Воскресение в нескончаемом веке: ибо все участники этой жизни подражают, насколько

    – 216 –



    это возможно, совершению на земле Его домостроительства. Началом же этого подражания является Святое Крещение, являющееся образом Погребения и Воскресения Господа; серединой – добродетельная жизнь и управление жизни по Евангелию; а завершение – выражается в победе над страстями, путем духовных подвигов, которая производит жизнь беспечальную, неразрушимую и небесную, как и Апостол нам говорит: "Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете" (Рим. 8, 13). Итак, те, кто живут сообразно Христу, подражают Его жительству во плоти; каждый из них умрет в свое время, поскольку и Он умер во плоти, и согласно ей *) – они воскреснут, сообразно Ему, прославленными и нетленными; однако, не теперь, но когда придет время; кроме того они и вознесутся, как и говорит это Павел: "Восхищени будем", вещает он, "на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем" (1 Фес. 4, 17).

    Видите ли: как каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа? Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресение и Вознесение и возведение, и начало воскресения и вознесения каждого из верующих, приводя сегодня имеющие быть прочитанными евангельские слова: "Воскрес Господь ста посреде учеников Своих". Почему же Он стал посреде их, и сшествовал с ними? – "Извед их вон до Вифании", говорит Евангелист, и – "воздвиг руце благослови их" (Лк. 24, 50). – Для того, чтобы показать Себя совершенно здравым и невредимым; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крепкими; и, тут же, раны, оставшиеся от гвоздей, руки – совершенно такие, какие были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, может быть, и следы от ударов – представляя в удостоверение Спасительной Страсти. Мне кажется, что словами: "Ста посреде Учеников", Евангелист являет, что Он утвердил их в вере в Него самым Своим явлением и благословением. Ибо не только Он стал посреди их всех, но и посреди сердца каждого из них, и утвердил в вере, так что о каждом сердце

    _______

    *) Т. е. воскресшей плоти Господней.

    – 217 –



    можно сказать оное псаломное слово: "Бог посреде его и не подвижеся" (Пс. 45, 5). Ибо от того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Стал же посреди них и сказал им: "Мир вам" – это сладкое, искусное и обычное для Него приветствие. "Мир" имеет двоякое значение: есть мир, который мы имеем по отношению к Богу, являющийся, главным образом, плодом благочестия; и мир, который мы имеем по отношению друг к другу, который рождается вследствие евангельских наставлений; оба (этих мира) преподал Господь в едином приветствии Своем. И как Он заповедывал им делать, когда впервые послал их говоря: "В оньже аще дом внидите, глаголите: мир дому сему" (Лк. 10, 5), так и Сам Он делает; войдя в дом, в котором они были собраны, подобным же образом, Он преподал мир. Но так как Он видел, что они были потрясены неожиданностью и невероятностью видения; потому что говорится, что они подумали, что видят дух, и что то, что они видят – привидение, то вот Он Сам возвещает им волнение их сердца, и показывает им, что Он – Тот Самый, Кому и до Страстей и Воскресения они говорили: "Ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает" (Ин. 16, 30), удостоверяя их чрез испытание и осязание; потому что, когда Он увидел, что они восприняли истину, Он утверждает их еще и чрез сие испытание: немедленно (после того) как (преподал) им мир, Он предложил принять участие в их еде. Ибо – "еще не верующим", говорится, "и чудящимся", но не от сомнения, а – "от радости", – рече им: имате ли что снедно зде? Они же даша Ему рыбы печены часть, и от пчел сот. И взем пред ними яде" (Лк. 24, 40, 42).

    Его тело имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пишу прежде Страстей *). Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но – божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются

    _______

    *) Латинский текст: "Прежде Воскресения".

    – 218 –



    в пище для своего существования. Вкусил рыбы печеной часть и от пчел сот, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество – которое – подобно образу жизни рыбы, плавающей в жидкости страстной и полной услаждений жизни – Божие Слово присоединило Самому Себе по ипостаси, и божественным и неприступным огнем Своего Божества очистив от всякого страстного состава, сотворило его пламеновидным и участником Божества. Не только же состав, который Он восприял ради нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним, Он обожествляет тем, что делает его участником того огня, который Господь пришел воврещи на землю. Наше естество также подобно и пчелиным сотам: оно заключает в себе разумное делание, подобно тому как в сотах заключается мед. Но еще большее подобие сему представляет всякий верующий во Христа: ибо как мед собран в соты, так он имеет в душе и теле сокровищественную благодать Божественного Духа. Вкушает же от них Господь: потому что приятной бывает для Него снедью – спасение каждого из участников Его естества; вкушает же Он не все, но – "от пчел сот", т. е. – некую часть, ибо не все уверовали. И не Сам он вземлет эту часть, но – то, что Ему дается Учениками, ибо и Ученики приводят Ему только уверовавших, отделив их от неверующих. И, вот, вкушая от рыбы и от пчел сот пред Своими Учениками, Господь напомнил им Свои слова, которые Он говорил им прежде, идя на страдание, представляя и ныне, что Он говорил истину, ибо как Он предсказал, – так и исполнилось. И Он отверз их ум разуметь Писания, и познать, что как было написано, так и сбылось, и что так подобало – по безграничному океану человеколюбия – чтобы Единородный Сын Божий ради людей стал человеком, был явлен и принял свидетельство свыше Отеческим гласом и явлением Божественного Духа, привел к вере и удивлению Своими необыкновенными делами и словами, терпел зависть и был предан людьми, ищущими не Божию славу, но человеческую, был распят и погребен, и восстал от мертвых в третий день, и чтобы было проповедано во имя Его покаяние и отпущение грехов, начав проповедь с Иерусалима; и чтобы они были проповедниками и свидетелями того, чего они были очевидцами и служителями Кого; обещая подать им свыше обетование Отчее, т. е. Духа Святого, Он

    – 219 –



    повелевает им сидеть в Иерусалиме, пока не облекутся силою свыше.

    После же того, как Господь возвестил Своим Ученикам спасительные догматы, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и воссел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (т.е. нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола. Так как Апостолы не переставали взирать на небо, то Ангелы, явившись, возвестили, что Он снова приидет с неба таким же образом, как они Его видели (возносящегося). Ибо и Сам Господь (это) предрек, и Даниил впервые предсказал: "Видех", говорит, – "яко Сын Человеч идый бяше на облацех небесных" (Дан. 7, 13). Господь же (сказал): "Узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных" (Мф. 24, 30). Тогда Ученики, поклонившись пренебесному Владыке, сюда снисшедшему и онебесившему землю, и вознесшемуся с того места, куда Он (снова) приидет, и соединившему находящееся долу с находящимся горе, и составившему Единую Церковь во славу Своего человеколюбия – небесную и в то же время земную, – радуясь возвратились в Иерусалим, и были всегда в Церкви, имея ум на небе, радуясь и благословя Бога, и приготовливая самих себя к приятию пришествия Божественного Духа. Это же, братие, как бы кратко суммированное, является состоянием (всех) призванных Христом, именно: пребывать в молениях и молитвах, и иметь душевное око, подобно Ангелам, устремленным к Пренебесному Владыке; радоваться и благословлять Его непорочным образом жизни, и таким образом ожидать Тайну Его Пришествия, согласно (псалмопевцу), говорящему Ему: "Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне" (Пс. 100, 2). Это же возвещая, и великий Павел сказал: "Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус" (Фил. 3, 20; Евр. 6, 20). Этому убеждает и Корифей Апостолов – Петр: "Препоясавши чресла помышления вашего", говорит, "трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым" (1 Пет. 1, 13). "Егоже не видевше любите..." (ст. 8). Это же и Господь говорит: "Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии, и вы подобии человеком

    – 220 –



    чающим Господа своего, когда возвратится" (Лк. 13, 35,36) *). Таким образом, и Субботу Он не разорил, но исполнил, явив воистину благословенную Субботу: день более великий, чем день (простого) покоя от телесных дел и поэтому она имеет сугубое благословение: ибо, отдыхая от земных и вместе с тем бесполезных дел, мы пребываем в Боге, с непостыженной надеждой ища небесных и неизреченных вещей.

    В Ветхом Завете Суббота была единственным таковым днем седмицы, почему неразумным иудеям и казалось, что Господь нарушил законную Субботу; Он же говорит: "Не приидох разорити Закон, но исполнити" (Мф. 5, 17). Как же Он не разорил эту Субботу, но исполнил согласно этому Закону? – Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днем и ночью, и Он заповедал всегда бодрствовать и бдеть, говоря: "Будете готови: яко воньже час не мните, Сын Человеческий приидет" (Мф. 24, 44). Для желающих всецело Ему покориться, Он сотворил все дни благословенными Субботами и, таким образом, Он не разорил, но исполнил этим и Закон **). Вы же, опутанные житейскими делами, если отстранитесь от алчности и от ненависти друг к другу, – и будете стараться истинствовать ***) и быть целомудренными, – то и вы сделаете каждый свой день Субботой, тем, что не будете делать зла ****). Когда же наступит день более спасительный *****), чем другие дни, подобает быть свободными и от безупречных дел и слов, и выдержанно пребывать в храме Божием, и отдать слух и разумение тому, что читается и поучению, и с сокрушением предаться молению и песнопениям Богу, ибо таким образом вы исполняете Субботу, живя согласно Евангелию Божественной Благодати, и простирая духовное око к сидящему превыше небесных кругов со Отцем и Духом – Христу, Который сотворил нас сынами Божиими, усыновленными не одним наименованием,

    _______

    *) Возможно, что здесь некоторая часть текста затеряна.

    **) Греч. текст дает основание для перефразы, которую находим в латинском переводе: "Не разорил, но исполнил Субботу, и через Субботу – Закон".

    ***) Слово обозначает не только говорить истину, но и вести всю жизнь согласно истине.

    ****) Оригинал: "в неделании злых вещей".

    *****) Т. е. праздничный день.

    – 221 –



    но общением Божественного Духа, Самой Плотию и Кровию Его, тесно соединившихся в отношении Бога и друг друга.

    Итак, сохраним, чрез неразрушимую любовь, это единение в отношении друг друга; будем всегда взирать на Родителя горе: ибо мы уже не от земли – земные, как первый человек, но – таковы, как Второй Человек – Господь с небес; каков земной – таковы и земные, каков небесный – таковы и небесные. Как мы носили образ земного, так будем носить образ и Небесного, и сердце имея горе к Нему, будем созерцать это великое чудо: наше естество со-вечнующее духовному пламени Божества; и отбросив обычай кожаных риз, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем в Земле Святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь уверенность, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять, и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света, трисолнечного и единоначальнейшего Сияния, Которому всякая слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    – 222 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .