. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Семенов Валентин Евгеньевич

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

     

    В процессе трансформации российского общества в 1990-х годах понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Реакцией по преодолению упущений в воспитании стало постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". В июле 2005 г. появился новый правительственный документ об аналогичной программе на 2006 - 2010 годы и вышла сама программа [1].

    Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Отвечая на эти вопросы, сошлемся на результаты социологических исследований, проведенных сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) СПбГУ под руководством автора данной статьи. Изучалась молодежь, представляющая ее основные социальные группы (старшие школьники, студенты, работающие молодые люди), прежде всего в Санкт-Петербурге, в возрасте до 30 лет (1).

    Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера (см. табл.). В целом, первые пять ценностей молодежи совпадают с данными исследователей, полученными в других регионах страны (см., например, результаты опросов в Екатеринбурге и других городах Урала) [3].

    Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно.

    Источники: Данные социологических исследований, проведенных сотрудниками НИИКСИ СПбГУ: С.-Петербург, 2002, выборка 639 чел.; С.-Петербург, 2003, выборка 857 чел.; Ленинградская обл., 2005, выборка 834 чел.; С. -Петербург, Москва и города провинции, 2006, выборка 705 чел. (Отчет по научно-исследовательским проектам НИИКСМ СПбГУ, 2006).

    Произошла замена "героев труда" "идолами потребления" (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

    Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления "уравниловки", то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают "бешеные" деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

    Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, "духом времени" и "формами жизни" (В. Шпрангер). Современная петербургская молодежь более всего ценит деятельность врача (65%), что означает, прежде всего, ориентацию на здоровье свое и близких; ученого (48%), т.е. ориентация на науку, познание, учебу в высшем учебном заведении; предпринимателя (33%), что в современных российских условиях выражает стремление к деньгам и престижу. Затем следуют творческая деятельность художественной интеллигенции в широком смысле (28%) и только потом -такие основополагающие виды деятельности, как труд инженера (19%) и рабочего (18%). Исследование в четырех петербургских вузах (2005 г.) показало, что по престижности лидируют профессии экономиста (37% опрошенных) и юриста (36%), замыкают список профессии учителя и рабочего (по 1%). Вместе с тем, по общественной значимости рейтинг профессий уже иной - на первых местах медицинский работник (45%) и учитель (36%). Старшие школьники в Петербурге, как показало исследование, предпочитают экономические (экономист, бухгалтер, финансист и т.п.) и технические (в сфере машиностроения, электроники, информатики и т.п.) специальности, педагогическую профессию выбирают всего 2,6% опрошенных, в первую очередь девушки.

    Героизм и герои всегда были важнейшими ценностями в любом обществе и государстве. Молодым петербуржцам задавался открытый вопрос о "герое нашего времени". Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои вроде есть, но не ведают, кто они). Таковы плоды дегероизации и развенчивания "всего и вся" в последние 15 - 20 лет. Лишь три личности упоминались чаще всего, хотя и они получили небольшой процент голосов: Президент России Владимир Путин (его назвали 5% опрошенных), трагически погибший актер Сергей Бодров-младший (2%) и министр МЧС Сергей Шойгу (1%). Исследование, проведенное среди молодежи Ленинградской области, выявило аналогичную картину: 81% опрошенных не сумели назвать современных героев, 4% назвали президента В. В. Путина.

    Несмотря на то, что религиозная вера среди основных ценностей у петербургской молодежи находится на последнем месте (в условиях ограниченного выбора - не более 3 - 4 главных ценностей ее выбирает меньшинство, см. табл.); в ответах на прямой вопрос о религиозности верующими называют себя более половины молодых петербуржцев (53%) и молодежи Ленинградской области (61%). Среди верующих свыше 90% причисляют себя к православным. Как свидетельствуют наши данные, 48% петербургской молодежи положительно относятся к возможности преподавания в школе основ православной культуры (ОПК), 24% относятся к этому отрицательно, остальные 28% затрудняются ответить. С возрастом число молодых людей, одобряющих преподавание ОПК в школе, растет, например, в возрасте старше 25 лет таковых более половины (52%).

    Примечательно, что для сознания молодых петербуржцев характерна вера в принцип справедливости в этой жизни, что является важным элементом нравственности. Они убеждены в том, что возмездие за злодеяния неизбежно. В существование возмездия, наказания за злые дела и подлость верят 75% респондентов (66% среди юношей и 83% среди девушек).

    Значимым индикатором духовно-нравственного состояния общества, особенно в настоящее время, в условиях аморализма, царящего в СМИ, является отношение к нравственному контролю над содержанием телевизионных программ. За такой контроль выступают 80% опрошенных молодых людей (среди юношей 72%, среди девушек 89%). Чаще всего за него выступают молодые люди с высшим образованием (86%), гуманитарии (88%), домохозяйки (96%), творческие работники (89%), реже - руководители (50%), военнослужащие (70%) и безработные (68%). При этом 59% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59%), а ценности семьи (22%), справедливости (8%) и веры (7%) утверждают в последнюю очередь [4].

    Судя по опросам, молодежь обладает еще существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом.

    Об этом же свидетельствует и сделанный молодыми выбор в сфере литературы и искусства. Ответы на соответствующие открытые вопросы были чрезвычайно разнообразны, назывались сотни имен людей искусства, в основном из мира литературы, кино и музыки.

    Показательно, что в области прозы и поэзии лидировали русские авторы. На первом месте был Ф. М.

    Достоевский, на втором - М. А. Булгаков и на третьем - А. С. Пушкин. Среди других классиков чаще всего называли Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, М. Ю. Лермонтова и И. С. Тургенева. Из современных литераторов чаще всего упоминали Д. Донцову и Б. Акунина - авторов оригинальных детективных романов, затем писателей В. Пелевина и В. Пикуля. Характерно, что скандально-вульгарные авторы упоминались не более одного-двух раз, в чем сознание молодежи не коррелирует с усилиями СМИ, пропагандирующих последних.

    Артистический мир был представлен, в основном, российскими и американскими актерами, причем американцев было больше, ибо американское кино царит на российском телевидении и в нашем кинопрокате. К чести петербургской молодежи, среди ее любимых певцов на первых местах были не поппевцы, а представители авторской песни и русского рока (где главное - осмысленный текст) - Виктор Цой и Юрий Шевчук. Можно сказать, что сознание молодежи "занято" представителями поп-музыки, но не в таких масштабах, как можно было подумать. И в то же время представители классических музыкальных жанров упоминаются сверхскупо. Народная музыка молодыми петербуржцами почти не упоминается. Это не удивительно, так как классическая и народная музыка крайне редко звучит на российском телевидении и радио. (Люди, программирующие российское телевидение и радио, видимо, предпочитают американские фильмы и поп-музыку).

    Из материалов исследования видно, что литературная классика сохраняется в молодежном сознании благодаря ее преподаванию в школе. Поэтому так важен полноценный школьный курс русской литературы.

    Опрос студентов весной 2006 г. показал, что важным изучение русской литературы в школе считают 89% петербуржцев, 92% москвичей, 90% ивановцев и 98% студентов в Перми. Исследование тенденций развития русской речи в 10 городах России в 2004 г. выявило мнение молодежи и в

    Данные наших исследований свидетельствуют о явных противоречиях в общественном сознании современной российской молодежи, а также о наличии значимых различий между ее разными группами.

    Так, среди петербургской молодежи оказались весьма слабо выражены типы базовой российской ментальности [6]. Неожиданным оказался тот факт, что чаще всего проявляется христианско-православный тип ментальности: 17% опрошенных - верующие молодые люди, имеющие выраженные духовнонравственные установки. Среди представителей этого менталитета преобладают 20 - 29-летние, девушки, студенты, рабочие и домохозяйки.

    К коллективистскому типу ментальности можно отнести только 9% опрошенных молодых петербуржцев (это люди, ориентированные прежде всего на коллектив и справедливость). Среди них преобладают 25 - 29летние, мужчины, рабочие и студенты-гуманитарии. Индивидуалистический менталитет присущ всего 3% опрошенных. Эти молодые люди считают себя индивидуалистами и ориентированы на деньги. К потенциально делинквентному, аморальному типу ментальности можно отнести не более 2% опрошенных.

    Таким образом, только 31% молодых петербуржцев принадлежит к представителям какой-то определенной ментальности. Более 2/3 молодежи выражают мозаично-эклектический менталитет, т.е. противоречивый неопределенный конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм, и установок. Это делает подобную молодежь конформной и подверженной внушениям, пиаровским манипуляциям.

    Исследования также показали, как молодые петербуржцы осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации и особенно воспитания. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего матери (58% опрошенных) и в меньшей степени отца (44%), затем с большим отрывом следуют друзья (24%), книги (19%), фильмы (15%), родственники (13%) и на последнем месте - учителя (12%). При этом в возрастной группе до 25 лет книги уже уступают влиянию фильмов (соответственно 12 и 15%). В то же время у петербуржцев старше тридцати лет книги по влиянию находятся на почетном третьем месте, а учителя так же влиятельны, как и друзья. Совершенно отчетливо проявляется тот факт, что значение и влияние книг и особенно школьных учителей упало именно в последние годы, то есть они утратили свою былую воспитательную роль. Книгу все чаще заменяет компьютер и телевизор с их эклектичностью и мнимым плюрализмом.

    Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Наши исследования свидетельствуют, что влияние СМИ на них признают только 7% молодых людей.

    Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое:

    телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно [7].

    В целом результаты наших исследований молодежи позволяют заключить: события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодежи.

    Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных стр. 40 предприятиях), а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются "наслаждение", "соблазн", "искушение".

    Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы порой поражают своей пошлостью и бесстыдством.

    На улицах больших и малых городов подмигивают огоньки множества казино и залов игровых автоматов, стимулирующих алчность к незаработанным, случайным деньгам; вечерами начинают действовать дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения в которых весьма мягко называются эротическими, а чаще представляют собой женский и мужской стриптиз, гомосексуальные игры, нецензурный "юмор" и т.п. Во всевозможных многотиражных изданиях можно обнаружить рекламу массажных салонов и салонов тату, завуалированную рекламу наркотиков и проституции и открытую рекламу абортов, в том числе, на самых поздних сроках. Индустрия и реклама современной моды также отличаются вульгарностью и бесстыдством.

    Но все это меркнет перед "желтой" продукцией СМИ - телевидения, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками - о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, порнографией и извращенным сексом).

    Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными новостями (как будто в стране не происходит ничего хорошего), наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.

    Особенно активно в этом плане телевидение. Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм, безответственность и бессмысленную развлекаловку (пресловутый "Дом-2"). Нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной, особенно поразительно в стране, где смертность в два раза превышает рождаемость. Как грибы-поганки на каналах ТВ размножаются передачи типа "Азбука секса", "Секс с Анфисой Чеховой", "Сексуальная революция", "Техника секса" и др. Не менее аморальными являются якобы юмористические сериалы об армии вроде "Осторожно, Задов" (о некоем чудовищном дебильном прапорщике). Все эти во многом калькированные с американских образцов юмористические передачи просто невозможны для восприятия человеком с нормальным неиспорченным чувством юмора.

    Поневоле возникает умозаключение, что деятельность отечественных СМИ подчинена странной сверхзадаче (помимо бизнеса и прибыли), а именно - оболваниванию аудитории, превращению людей, и прежде всего молодежи, в подобие римской черни, жаждущей хлеба (ныне пива) и зрелищ, т.е. в биомассу, которой можно легко манипулировать. Даже на по определению интеллектуальном канале нашего телевидения - "Культуре" идут передачи типа "Культурная революция" с нередко сомнительными и антикультурными позициями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).

    В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании дружно рекламируют под лозунгом "Be free!" ("Будь свободен!") цветные картинки и клипы с названиями вроде "Любовь брюнеток", "Лесбийские игры", "Любовь геев", "Раздень стриптизершу", "Секс с бананом" и т.д. и т.п. и так называемые "прикольные звонки": "Смех обкуренной обезьяны", "Безумство женского оргазма", "Алло, кореша звонят. Бухать пора", и т.п.

    Подобная индустрия и инфраструктура порока чудовищны и отвратительны. Их негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований. Однако многочисленные письма родителей, педагогов, ученых в СМИ, в министерства образования и культуры, в Государственную Думу и Правительство, Президенту - пока не имеют должного эффекта.

    Д. Мережковский в начале XX в. в книге "Больная Россия" писал о грядущем хаме, который сокрушит культуру и повергнет общество в хаос насилия и порока. Дальнейшие события века во многом подтвердили это пророчество. Громадных жертв и усилий стоило России преодолеть этот духовно-нравственный кризис.

    В начале XXI в. мы сталкиваемся с аналогичной, но еще дальше зашедшей ситуацией. Грядущий хам стал стр. 41 настоящим, существующим среди нас множеством. Ситуация требует неотлагательных и решительных действий. Необходимо добиваться принятия Закона об информационно-психологической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия рекламы, Закона о нравственном контроле в сфере СМИ (включая мобильную связь) в русле концепции "Доктрины информационной безопасности РФ".

    Как известно, в современной России, как минимум, 60% взрослого населения (от 18 лет) считают себя приверженцами русской православной церкви (РПЦ) [8]. Желательно, чтобы РПЦ активнее заявляла о правах православного большинства.

    Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Величайший гуманист XX в. А. Швейцер вывел четкую формулу: "как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики" [9, с. 263]. Академик Д. С. Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти петербургской молодежной газете "Смена", говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит "в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения" ("Смена", 1999, 16 сентября).

    Как представляется, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью. Не так давно появилась специализация 350523 - "Социальная работа с молодежью". Например, ее открыли в Санкт-Петербургском госуниверситете на факультете социологии, в некоторых других вузах. Думается, что комитеты по молодежной политике в регионах станут больше заниматься проблемой подготовки специалистов по работе с молодежью - тех молодых людей, которые будут работать, взаимодействовать, вступать в диалог со сверстниками (студентами, рабочими, служащими, представителями официальных и неофициальных организаций). Ибо системность подразумевает охват всех групп молодежи, а не только учащихся и студентов.

    Очевидно, целесообразно проводить конкурсы грантов для молодых (и не только молодых) журналистов и рекламистов по созданию просоциальных воспитывающих, социализирующих программ и рекламных клипов на телевидении и радио или, например, уличных стендов, где рекламировались бы и показывались достоинства, польза и красота здорового и честного образа жизни, добрых человеческих отношений, полноценного труда и творчества (первые шаги в этом направлении в стране и Санкт-Петербурге уже делаются). Частью такой воспитательной деятельности должна стать и работа с молодой семьей, утверждение ценностей и традиций дружной любящей семьи с двумя-тремя детьми.

    Это и воспитание на примерах реальных героев нашего времени, которых пока избегает показывать российское телевидение. Это и возрождение значимости честного труда и его мастеров во всех видах человеческой деятельности, а не только на эстраде и в спорте. Это поддержка инициаторов позитивной направленности, как, например, возрождение студенческих строительных отрядов или деятельность организаций дополнительного образования для детей и подростков. Пример подобной деятельности показывает также Компьютерный центр технического творчества Московского района в Санкт-Петербурге, где две тысячи подростков занимаются авиа- и судомоделированием, радио-ориентированием на местности, автовождением, дельтапланиризмом, прикладными искусствами - и все это с компьютерным сопровождением и поддержкой. Весной 2006 г. по инициативе автора в этом Центре был проведен конкурс социальной рекламы по номинациям "Экология" и "Мы против наркотиков" среди школьников от 1 до 11 класса (реклама выполнялась посредством компьютерной графики). Дети проявили гораздо большую творческую фантазию и нравственную убежденность, чем взрослые творцы аналогичной рекламы, чью продукцию можно видеть на улицах наших городов [10]. В социализации и воспитании детей, подростков и молодежи вообще можно успешно применять новые, в том числе компьютерные, техностр. 42 логии, игры, помогающие им наглядно понять и усвоить этические нормы и правила просоциального поведения [11].

    К сожалению, до сих пор остается весьма странной позиция Министерства образования и науки РФ. Так, на встрече с представителями государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Петербурге директор Департамента государственной политики в образовании этого министерства И. И. Калина в ответ на критику в адрес министерства заявил: "Министерство не дает четких ориентиров, и это так и должно быть, профессиональное сообщество должно делать такие предложения, от которых министерство не может отказаться" [12, с. 2]. То есть, по Ильфу и Петрову, "дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих". Не получая поддержки в ответ на свои обращения в указанное Министерство и прочие государственные инстанции по поводу обуздания деятельности аморальных СМИ, тоталитарных сект, инфраструктуры порока в стране, педагогическая общественность начинает создавать свои собственные просветительско-воспитательные организации. Например, в Петербурге в 2002 г. была создана межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения "Покров" под председательством ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии Архиепископа Константина, в которую вошли свыше десяти ведущих вузов города (ГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ, Университет технологии и дизайна, Университет экономики и финансов, Университет культуры и искусств, Военно-космическая Академия им. Можайского, Российская военно-медицинская Академия и др.). Ассоциация проводит не только всевозможные конференции, чтения, встречи, паломнические поездки, но и межвузовский творческий конкурс, посвященный дню святой Татианы (номинации: благодатная педагогика, христианство и философия, сочинения и рассказы, видеофильмы, духовная и фольклорная музыка, изобразительное и прикладное искусство, Интернет-проекты и др.). Совместно с телерадиокомпанией "Петербург" Ассоциацией "Покров" создан творческий коллектив "Духовное наследие", который производит и выпускает десять еженедельных радиопередач. Ассоциацией совместно с Санкт-Петербургским Собором православной интеллигенции организован общественно-экспертный совет по вопросам культуры и рекламы, благодаря деятельности которого удалось улучшить в этическом отношении положение с уличной рекламой в городе [13].

    Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.". М., 2005.

    2. Положение молодежи в Санкт-Петербурге (рук. авторского коллектива В. Е. Семёнов). СПб.: НИИКСИ, 2002; Петербургский старшеклассник юбилейного года / Под ред. М. А. Вуса и В. Е. Семёнова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003; Положение молодежи в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Е. Семёнова. СПб.: НИИКСИ, 2003;

    Семёнов В. Е., Юрков Е. Е. Русская речь в современной России: тенденции развития (по результатам социологического исследования). СПб., "Политехника", 2004; Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В. Е. Семёнова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

    3. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социол. исслед. 2006. N 6.

    4. Семёнов В. Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. N 1.

    5. Семёнов В. Е., Юрков Е. Е. Русская речь в современной России: тенденции развития (по результатам социологического исследования). СПб.: Политехника, 2004.

    6. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В. Е. Семёнова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

    7. Семёнов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995; Семёнов В. Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. N 1.

    8. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2004. Май-июнь.

    9. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.

    10. www.kctt.spb.ru

    11. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования (Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. н.). СПб., 2006.

    12. Педагогические вести. 2006. N 3.

    13. См.: "Покровский вестник".

     

     

    Издание:

    Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007, № 4, с. 37-43.

     

    Текст в данном оформлении с сайта www.xpa-spb.ru.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.12.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .