. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Козлов Максим прот. Синий чулок или белая ворона? (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Козлов Максим прот.

    СИНИЙ ЧУЛОК ИЛИ БЕЛАЯ ВОРОНА?

     

    О проблемах отцов и дочерей на страницах портала "Православие и мир" беседует протоиерей Максим Козлов.

     

    «Что за комиссия, Создатель,
    быть взрослой дочери отцом?»

    А.С.Грибоедов, «Горе от ума»

     

    Как не надо воспитывать

    Не знаю, как в отношении «комиссии», но дело это очень трепетное и, что там греха таить, нервное, лишающее спокойствия, начиная с возраста, когда девочка-отрок становится девочкой-девушкой.

    Банально звучит, но проговорить нужно: невозможно воспитать нравственные начала, если они только декларируются. А что бесконечно часто происходит?

    Мы пытаемся вложить в наших детей то, что не исполняем в жизни сами: целомудрие [2], которого в нас нет; строгость в поведении, пример которой сами не даем; отношение к тому, что можно видеть по телевидению и в интернете, которое, как наши внимательные дети замечают, последовательно родителями не проводится; учим тому, что не нужно смеяться шуткам, улыбнуться которым способны оказываемся сами.

    На уровне старшего отрочества и начала юности это — лучший способ выбить основу из-под твоих собственных детей.

    Я понимаю, это банально. Но мы, родители, должны себе это напоминать — иначе никакие психологические и педагогические методики не помогут.

    1. Горница в пентхаусе?

    Дальше, нужно избежать двух крайностей. Я не настаиваю на универсальности подобной методики, но жизненный опыт окружающих людей к этому подводит.

    Нужно понять: мы не живем в XVII веке. Как бы мне лично туда ни хотелось. Невозможно посадить дочь в горницу, даже если эта горница в пентхаусе, и заставить ее ждать Ивана-царевича, который будет первым и единственным, кого она встретит в возрасте 16-17-18 лет, выдать за него замуж и дальше жить спокойно, наблюдая за ее бесконечно счастливым браком. Красивая картинка, но не реалистичная совершенно.

    Или тогда нужно уезжать в какие-то поселки, поселения, в Сибирь или в глубину Костромской или Ярославской области, создавать некую общину вместе с единомышленниками и как-то выживать. Я знаю такие единичные опыты, но вряд ли это путь для большинства православных родителей, у которых взрослеют дочки.

    2. Синий чулок или белая ворона?

    Вторая крайность – это сказать: «Мы живем в начале XXI века, и все разговоры об особенностях поведения православных нужно принимать с сильными поправками. Все сейчас ходят с голым пупком! Почему бы и нам не вставить серьгу в нос? Конечно, длина этой юбки такова, что не вполне понятно, юбка это или шорты, но что же делать? Девочка же не может быть синим чулком!»

    В каком-то смысле, если не синим чулком (чего, действительно, не нужно), то белой вороной [4] иногда следует оказываться.

    И это навык достоинства девушки: твоя красота состоит не в прозрачности блузки; быть любимой — это не значит давать обнимать себя одноклассникам и легко приветствоваться поцелуем в щечку начиная с седьмого, восьмого, девятого класса; быть лидером и востребованной в своей среде — это не значит смотреть фильмы, которые все смотрят, и находиться в контексте тем, которые обсуждают.

    Ты сама можешь задавать эти темы и создавать этот контекст.

    3. Огонь, а не «нашизм» в глазах

    Кроме школьной среды, очень важно пытаться создавать или находить среду православных сверстников. Не с прямолинейным воспитательным посылом: «Маша и Саид в школе плохие, а Ваня и Катя на приходе хорошие». А к тому, чтобы (детям, отрокам и отроковицам, юношам и девушкам это в особенности важно) создавать некий позитивный социум, чтобы дочери знали: есть люди, с которыми они говорят на одном языке.

    Люди, с которыми они встретились в воскресенье на службе в храме, потом пошли перекусить в «Сбарро» или в «Макдональдс» и отправились гулять по Москве или поехали куда-то вместе. Им друг с другом интересно, они живут в начале XXI века, но они знают, что они православные, что это не только крестик на груди, но есть что-то, что их объединяет.

    Совсем идеально, если вы найдете такой приход, где для взрослеющих молодых людей и девушек будет найдено некоторое дело – только без грусти, без «нашизма» в глазах, без того, что «мы что-то полезное и созидательное!», а просто нормальное дело, которое бы их объединяло, которым они бы с охотой занимались.

    В качестве частного примера — меня удивило, как мою, казавшуюся мне не склонной к социальному подвигу третью дочь увлекла идея летнего лагеря [5], для которого нужно было пожертвовать значительной частью своих каникул, стать вожатой, возиться с маленькими детьми, спать в палатке и прочее, до того много готовиться и вообще довольно много неудобств потерпеть.

    Ведь всегда можно постараться увидеть, от чего глаза твоей дочери загорятся.

    4. Предупреждение мамам и папам

    Очень важно для мам: постарайтесь не начать ревновать дочерей к их возникающей юности, красоте и новой жизни. Мамам часто так хочется оставить их маленькими, более послушными, управляемыми, еще совсем не выходящими в автономное существование, где возникают другие люди, в том числе люди противоположного пола и другие авторитеты, другие притяжения.

    Но не ревнуйте их к этой жизни. Тогда вы сможете оказаться ближе, и степень проговариваемости, которая сохраняется между матерью и дочерью, будет другой.

    Отцу проще. Я как отец могу вам сказать: отец дочку свою не ревнует, когда она становится взрослой и красивой, он скорее радуется за нее, и здесь бывает проще сохранить взаимопонимание.

    И тоже — не балуйте слишком. Взрослеющую дочь легко начать баловать и потакать ей, особенно если она умная и умеет с отцом умно общаться. Важно не покупаться на «папа, я тебя люблю» и всякие подобного рода сладкие слова, а более или менее стараться видеть ее такой, какая она есть.

     

     

    Первоначальный файл с сайта st-tatiana.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .