. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коржевский Вадим иерей. О винопитии (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коржевский Вадим иерей

    О ВИНОПИТИИ

     

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    «Вот человек, который любит… пить вино», (Мф. 11;19) – говорили о Сыне Человеческом иудеи, порицая Его «невоздержанный» образ жизни. В тоже время Иоанна, никогда не употреблявшего вина, они считали одержимым бесом (Лук. 7;33). Такая позиция кажется являет лицемерный характер воздержанного образа жизни при тайном и глубоком сочувствии к невоздержанию, ибо как иначе объяснить одновременное порицание двух друг другу противоположных вещей?! Осуждение всегда обличает таящуюся в душе страсть. Далеко отринув от себя лицемерие и осуждение, давайте рассмотрим при свете Писания каково должно быть правильное отношение к употреблению напитка от лозы виноградной, созданной Богом в день третий (Быт. 1;13).

    Первенство в искусстве виноделия принадлежит праведному Ною, на собственном опыте испытавшем свойства и силу действия вина. Опьянев от вина, он сначала потерял сознание и стыд (Быт. 9;21), а когда истрезвился осудил свой поступок и поступок сына своего, во всеуслышание объявившего о срамоте отца своего  и подвергшего поруганию и осмеянию того, кто достоин был всяческого извинения и снисхождения. Ведь праведный Ной «подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина»,[1] ибо до потопа не было у человечества никакого опыта в употреблении вина. Уже впоследствии, из опыта люди узнали силу вина. Узнали, что оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга (2Ездр. 3; 18-20). Всего этого Ной не знал еще до вкушения вина. Не знал он и того, в каких случаях и в какой мере надобно принимать его. Только впоследствии люди поняли, что вино способно веселить  сердце человеческое (Пс. 103;15) и поэтому советовали давать его огорченному душой (Притч. 31;6). Узнали и о его укрепляющих свойствах для телесного организма (Песнь Песней. 2;5) и стали предписывать его употребление в качестве вспомогательного средства органам пищеварения (1Тим. 5;23). Узнав же о горячительных свойствах вина (Ис. 5;11), начали пить его во время холодов, чтобы не замерзнуть,[2] а так же в старости для возбуждения энергии охладевающего организма.[3] Из опыта так же поняли, что претерпевающим вар и зной лучше употреблять воду, как то показал Господь, источив для жаждущих в пустыне именно такой напиток (Числ. 20; 7-11). Выяснили и то, что к пылу юности присоединять жар горячительной жидкости, значит разжигать и без того горящую печь. Поэтому еще неопытную в этом деле юность стали опасливо предостерегать от неумеренного употребления вина, говоря: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5;18). Гибельное влияние вина на юности проявляет себя в разлитии чувственности, которая начинает литься через край стыдливости, выливаясь в блудные дела. Впрочем, неумеренность в употреблении вина никакому возрасту и никакому времени не полезна. Вино, как созданное Богом, само по себе благо, но приносит пользу только при умеренном его использовании (Сирах. 31;31). Рекомендуется употребление вина к облегчению в немощи телесной, но немного (1Тим. 5;23). Отрада сердцу и утешение душе — вино, но опять же умеренно употребляемое и вовремя (Сирах. 31;33). Господь изменил качества воды в свойства вина, чтобы поддержать радость вселившихся (Ин. 2;8), но нигде нет упоминаний о том, что это привело к пьянству или распутству пировавших. Этого и не мог допустить Тот, Который заповедовал следить за тем, чтобы сердца наши не отягчались пьянством (Лук. 21;34), потому что излишнее употребление вина лишает не только Царствия Божия (1Кор. 6;10), но и той радости, ради которой оно употребляется (Сирах. 31;34). У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином (Притч. 23; 29-30). Поистине плача достойны те, кто с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5;11). По причине всегдашнего опьянения они не только на дела Господа не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют (Ис. 5;12), но и не помнят деяний собственных рук. Лишая себя смысла через упоение, они уподобляются скотам несмысленным (Пс. 48;13), а порой становятся несмысленнее и самих скотов. «Ибо какое бессловесное так недостаточно видит и так недостаточно слышит, как упившийся? Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим не редко бегут, как к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров… Им представляется, что земля поднимается вверх, и горы идут кругом… У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна, потому что жизнь их есть сновидение; у кого нет одежды, кому нечего есть завтрашний день, те в упоении царствуют, предводительствуют войсками, строят города, делят деньги. Такими мечтаниями, таким обольщением наполняет сердца их кипящее в них вино».[4] Такие действия производят разве что умалишенные. Разница только в том, что последние достойны сожаления, тогда как первые всеми строго осуждаются, потому что добровольно и сознательно доводят себя до подобного состояния. В силу этого, пьянство часто именуется как «добровольное неистовство» и даже как «произвольное беснование»,[5] потому что пьяный ведет себя ничуть не лучше бесноватого. «Так же кружится, так же приходит в исступление… изливает нечистую слюну».[6] Жалкое зрелище! Но оно становится еще горше, когда мы видим как цветущего возрастом и полного телесных сил уносят на руках, потому что он не может идти самостоятельно. Что есть пьянство тогда, если не «истощение силы» и «кратковременная смерть».[7]  Опьянение обещает утешение, а сообщает мертвенное бесчувствие, так что упившиеся очи имут, и не видят; уши имут и не слышат (Пс. 113; 13-14). Чем они тогда лучше мертвецов? Не только не лучше, но и хуже! Мертвец ничего не чувствует и не делает ни добра, ни зла, а мертвецки пьяный, хотя тоже не делает добра, зато по отношению к злу становится более прежнего деятелен.[8] Жар, производимый вином, разжигает дикие пожелания и пламенные страсти, которые подобно пчелиному рою наносят бесчисленное число ран, потому что сказано, что излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сирах. 31;35). Итак, укоризненно пьянство, хотя и невинно вино  (Прем. Солом. 20;1). Не от вина пьянство, а от порочной воли. Не вино производит вред, но неумеренность его употребления. «А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе Писание, когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно».[9] Когда же Ною стало известно, что неумеренность в употреблении вина приносит только горе и огорчение, он не стал более упиваться вином. Не будь и ты между упивающимися вином и между пресыщающимися мясом (Притч. 23;20). Что пресыщение в отношении пищи, то упоение в отношении вина (1Кор. 11;21). Неумеренность в употреблении вина происходит от стремления как бы насытиться вином и утолить жажду рождаемую от вина. Идти по такому порочному кругу неразумно. Но чтобы вовремя обнаружить начавшийся обман нужно, чтобы разум, как некий архитриклин, всегда присутствовал за пиршеством и наблюдал за тем, как бы застольное удовольствие не перешло в постыдное пьянство. Пример разумного употребления вина показал нам Принявший ради нас плоть человеческую. Употребляя на трапезе вино, Он при этом всегда оставался в разуме, о чем свидетельствуют излагавшиеся Им за трапезой учения. И не только Он, но и Его ученики сохраняли трезвость, иначе бы не помнили услышанного и не могли бы рассуждать об услышанном. Хранить трезвость при употреблении вина им удавалось потому, что они пили его немного и не в чистом виде. Согласно иудейской традиции на праздничных трапезах пьянящие напитки разбавлялись водой трезвости. Этот же обычай соблюдал и Спаситель с учениками своими. Вода – жизненно необходимый продукт. Можно прожить без вина, но без воды прожить невозможно. Вино полезно в болезни и печали, а вода необходима на все случаи жизни. И если потребуется избрать из полезного и необходимого, то разумнее отдать предпочтение необходимому, а если будет нужда и возможность воспользоваться и тем и другим, то благоразумие требует к необходимому примешать немного полезного, ибо только в таком случае это будет содействовать здоровью.[10] Если же есть возможность, но нет нужды в употреблении вина, то в таком случае против вина не показывай себя храбрым, ибо не вовремя употребляемое оно дает обратный результат и вместо пользы приносит вред (Сирах. 31;29). Особенно при занятиях духовных требующих трезвости умственной излишнее употребление вина способно внести в душу плотское веселие, несвойственное тому, кто рожден водою и Духом. Источник его радости и крепости – Дух Святый. Посему Апостол, обращаясь к христианам, говорит: «Не упивайтесь вином… но исполняйтесь Духом» (Еф. 5;18). Упоение одного рода он требует заменить упоением другого рода, ибо невозможно одновременное упоение и Духом, и вином, как невозможно служение двум господам (Мф. 6;24). Невозможно упоение Духом при упоении вином, равно как и упоение вином при упоении Духом. Когда душа насыщена Духом и исполнена радости духовной, то потребность в насыщении вином исчезает сама собой. Но « если человек, находящийся под влиянием страстей, не приступит к Богу, отрекшись от мира, с упованием и терпением не уверует, что приимет некое необычайное для собственного его естества благо, то есть силу Духа Святого, и не уканет от Господа свыше в душу жизнь Божественная; то не ощутит он истинной жизни, не отрезвится от вещественного упоения».[11] Но где взять такой Божественный напиток, чтобы более не жаждать напитка от лозы виноградной?… Где та чаша, в которой хранится сие чудное питие?… И чаша и питие эти имеются единственно в Церкви Христовой. Что эта за чаша и что это за напиток?… Эта «чаша духовная, чаша спасительная, чистая чаша крови Господней. Она не производит пьянства, не производит расслабления; ибо она не изнуряет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; она производит бодрость».[12] Дает и приготовляет эту чашу Сам Господь наш Иисус Христос. В первый раз Он совершил это Тайнодействие накануне Своего Распятия, когда в последний раз вечерял со своими учениками. Во время трапезы Он взял чашу с вином, разбавленным водой и, благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26;28). «Новое вино» создается новым и необычайным способом, способом недоступным и неуразумеваемым для человеческого естества. Новым вино становится тогда, когда к нему, кроме воды подмешивается еще сила Христова, т.е. благодать Духа Святаго.[13] Такое новое вино имеет и качества новые. Оно как и прежнее вино веселит, но веселит духовно; оно так же лечит от болезней, но не столько телесных, сколько душевных; оно согревает, но не тела, а сердца теплотой любви к Богу; оно в конечном счете делает человеческое естество бесчувственным и бездеятельным, но не к добру и всему доброму, а ко злу и ко всему греховному (Рим. 6;11). Исходя из этих качеств, упоение новым вином не только желательно, но и необходимо для желающего измениться добрым изменением десницы Вышняго  (Пс. 76;11), хотя и по внешнему виду (Деян. 2;13) и по внутренним ощущениям оно сходно с упоением от вина. Ибо с внешней стороны, очи так же смотрят и не видят и уши слышат и не слышат (Мр. 4;12). Упившийся духовно так же шатается на ногах своих и старается держаться за что-нибудь руками, чтобы не упасть или лежит на одре в расслаблении.[14] О таковых с полным правом можно сказать, только в другом смысле, что они пьяны, но не от вина, — шатаются, но не от сикеры (Ис. 29;9). По внутренним действиям есть тоже характерные сходства. Например, как вино горячит и одновременно веселит, доводя до забвения всякой печали или извращая понятия о вещах, так и огонь Пресвятаго Духа согревает ум и сердце настолько, что «лице делается румяным»[15] и тело согревается настолько, что не боится зимних холодов.[16] Одновременно с этим отнимается у человека всякая печаль о грехах и каких-либо скорбных обстоятельствах, «отступают от него страх и стыд»[17] и прочие человеческие чувства и потребности, и все представляется в ином свете.[18] Только таким духовным опьянением можно объяснить всю странность поведения христианских Апостолов, подвижников и мучеников, которые, безвозмездно трудясь, обошли весь мир, получая взамен одни поношения и, пребывая в самых неблагоустроенных обстоятельствах (в голоде, холоде, наготе), чувствовали себя самыми благоустроенными или спокойно смотрели на то, как из усеченных членов их обильно текла кровь их. [19] Были и такие, которые упивались Духом Святым настолько, что не помнили себя и того, что с ними происходило и сколько времени.[20] Итак, « блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные – и устыдились; испили грешники – и забыли пути преткновений; испили пьяницы – и стали постниками; испили богатые – и возжелали нищеты; испили убогие – и обогатились надеждою; испили больные – и стали сильны; испили невежды – и умудрились».[21] Необходимо новое вино тому, кто хочет стать новой тварью во Христе (2Кор. 5;17). « Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, вследствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое, то есть, Духа Своего».[22] Он есть истинная виноградная лоза (Ин. 15;1), готовая дать всем без исключения Свое духовное вино, ибо говорит через Пророка: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль. 2;28). И действительно, все могут быть напоены одним Духом (1Кор. 12;13) через Приобщении крови Христовой, так как «пьющий кровь Христову Духом Божества напояется».[23] Надобно только пожелать этого блага и само это желание послужит тем средством, которым становиться возможным приобрести его. «Господь жаждет, чтобы Его жаждали, напоевает желающих пить; приемлет за благодеяние, если просят у Него благодеяния».[24] Имея такую к нам любовь и благорасположение, не станем предаваться нерадению. «Не видите ли, – восклицает св. Иоанн Златоуст, – с какой готовностью младенцы берут сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа ».[25] В особенности огорченному душой от действия греха и супротивника нашего должно скорей приступать к Чаше державной (Пс. 22;5) и пить из нее как бы от самого ребра Христова, приговаривая: «Наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои».[26] И никто из желающих не встретит отказа от щедрого Милосердия дающего всем и дающего даром. Щедрость Божия такова, что жаждущие могут приобретать вино без серебра и без платы (Ис. 55;1), только бы утолена была бы их жажда. Но щедрость Дающего не должна рождать бесстыдства у приступающих. Со страхом Божиим и верою приступите! –вот условие для приемлющих. Из этого следует, что к трапезе сей не допускаются те, кто не из числа учеников. Значит «кто не ученик Христов, то пусть удалится».[27] Кто же именует себя таковым пусть еще испытаем себя и внимательно рассмотрит, достоин ли он святого Причастия, ибо недостоинство приемлющего уничтожает всякую пользу приемлемого дара (1Кор. 11; 28-29). Кто же достоин? Тот кто свят, ибо святая трапеза предназначается святым! Очевидно, кто не свят тот и не достоин? Не совсем так, говорят св. Отцы. «Но кто не исповедует сокровенностей своего сердца, кто не показывает достойного покаяния в этом и в том, в чем согрешал в неведении, кто не бывает всегда в слезах и печали и не подьемлет тех подвигов, о коих мы сказали выше, вот кто недостоин».[28] Неложен Сказавший: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9, 13). Отсюда вывод: «Когда приступают к святым Тайнам грешники, как уязвленные и просящие милостыни, таких врачует и делает достойными своих таинств сам Господь».[29] Но когда приступают к сему источнику во грехах и без намерения не только оставить, но и осознать их порочность, вместо пользы получают вред и не только не исцеляются, но еще более заболевают. «От того, – говорит Апостол, – многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11;30). И это касается не только тела, через страдание которого душа может еще вразумиться,[30]  но и самой души, которая постепенно слабеет в вере, поражается неисцельными страстями и наконец совсем умирает для жизни богоугодной.[31] И объясняется это все той же неумеренностью, а главное безвременностью в употреблении «нового вина» ветхим человеком, ибо, как уже говорилось, отрада сердцу и утешение душе — вино умеренно употребляемое и вовремя (Сирах. 31;33). Ведь не вливают вина нового в мехи ветхие, так как и мехи испортятся, и вино пропадет (Мф. 9;17). Для нового вина нужны новые мехи. По слову св. Василия Великого, мехами новыми называются те, «которые со дня на день обновляются и вмещают в себе вино новое из виноградника истины». [32] Следовательно, для восприятия благодати Духа Святаго необходимо восприятие нового образа жизни по образу нового Адама Господа нашего Иисуса Христа. Воспринимается же сей новый образ жизни через добровольное согласие на принятие тех условий, которые необходимы для новой жизни во Христе, и выражается это согласие верой во Христа как Спасителя от греха и смерти. Вера – орудие восприятия благодати Божией, ибо как известно оставшиеся без Христа отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры, но не просто от веры, а от веры, действующей любовью (Гал. 5; 5-6). Это две составляющие новой жизни во Христе, с разделением которых жизнь сия угасает и замирает. Поэтому «недовольно только веровать во Христа, но необходимо, чтобы вера сия была воздействуема, хранима и как бы возгреваем любовию ко Христу». [33] Можно смело сказать, что это и есть все то, что требуется от тех кто желает попасть на брачный пир Сына Божия и вкусить вместе с Ним нового вина с новыми свойствами, способного веселить и новым веселием, которое никогда не восходило и не может когда-либо взойти на падшее сердце человеческое (1Кор. 2;9). Итак, все желающие испить вина сего, созданного и предлагаемого Самим Сыном Божиим,  верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем[34]/ Аминь.

     

     

    [1] Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12-ти томах. Т. 4. Кн. 1. Бес. 29. § 2. М., 1994. – С. 299. 

    [2] Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 2. М., 1996. С. 135.

    [3] Там же. С. 131.

    [4] Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1993. С. 246-247.

    [5] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч. 1. М. 1994. С. 476.

    [6] Там же. С. 476.

    [7]Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 253.

    [8] Св. Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн. 1. Бес. 29. С. 301.

    [9] Там же. С. 301.

    [10] Климент Александрийский. Педагог. С. 152.

    [11] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Бес. 24. § 5. М. 1994. С. 183-184.

    [12] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч. 1. С. 477.

    [13] Св. Ириней Лионский. Творения. О лжеименном знании. Кн. V Гл. 3. М.: Паломник. 1996. С. 449.

    [14] Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. М., 1989. С. 317. Св. Исаак Сирин. М.: Правило веры. 1993. Сл. 87. С. 415.

    [15] Св. Исаак Сирин. Сл. 73. С. 369.

    [16] Преп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. // Сергей Нилус. Великое в малом. С. 210.

    [17] Св. Исаак Сирин. Сл. 73. С. 369.

    [18] Св. Исаак Сирин. Сл. 58. С. 317.

    [19] Св. Исаак Сирин. Сл. 73. С. 370.

    [20] Св. Исаак Сирин. Сл. 87. С. 415.

    [21] Св. Исаак Сирин. Сл. 83. С. 398.

    [22] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Бес. 44. § 1. С. 282.

    [23] Пре. Марк Подвижник. Добротолюбие. Т. 5. Гл. 92. Свято-Троицская Сергиева Лавра. С. 415.

    [24] Св. Григорий Богослов. Т. 1. Сл. 40. С. 561.

    [25] Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 2. Бес. LXXXII . С. 827.

    [26] Псалтирь. Молитва по 19-й кафисме.

    [27] Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 2. Бес. lang=EN-US LXXXII . С. 827.

    [28] Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Сл. 75. М., 1993. С. 275.

    [29] Преп. Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Отв. 461. М., 1995. С. 303.

    [30] Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. Сл. 33. М., 1993.С. 283.

    [31] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Собесед. 22. Гл. 5. М., 1993. С. 570.

    [32] Св. Василий Великий. Творения. Ч. 1. Беседа на псалом тридцать второй. М., 1991. С. 273-274.

    [33] Экумений. // Св. Феофан Затворник. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Галатам. Гл. 5;6. М., 1996. С. 367.

    [34] Литургия Преждеосвященных Даров.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .