. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 2 (содержание)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Игнатий (Брянчанинов) святитель

    Полное собрание творений

    Т. 2

     

    Подстрочные примечания
    к заметке А. И. Герцена
    "Во Христе сапер Игнатий"

    А. И. Герцен.
    Во Христе сапер Игнатий

    Мы никогда не имели большого доверия к архиереям из саперов, нам всегда казалось, что люди, наводящие понтоны на временные реки, – скверные понтифексы А (Текст примечаний буквами см. на с. 444–445), когда идет дело о вечных понтонах, по которым души должны подыматься в райские селения. Вот, например, из саперов архиерей Игнатий 1, бывший архимандрит Сергиевской Лавры и наставитель многих

    __________

    А Текст примечаний буквами см. на с. 444-445. || 1 Архиерей Игнатий служил не в саперах, а в инженерах и был в действительной службе только полгода. [Здесь и далее примечания святителя Игнатия. – Ред.].

     

    – 432 –




    московских Магдалин 2, а ныне Преосвященный владыка Ставрополя, написал возмутительный памфлет 3 по поводу крестьянского вопроса. Цель памфлета состоит в христолюбивом доносе на архимандрита Казанской духовной академии Иоанна 4, поместившего "Слово об освобождении крестьян" (в январской книжке "Православного собеседника") Б, и в благочестивом рвении доказать, что рабство – установление божественное, святыми отцами Православныя церкви поддерживаемое, благоверными царями упроченное 5.

    Ржевуский В в подряснике уподобляет Казанскую академию и преимущественно автора "об освобождении крестьян" "волкам, являющимся в одежде овчей", восстановляющим одно сословие против другого, подкапывающим престол, алтарь и проч. 6 Потом ангельского чина сапер вступает в исторические исследования о происхождении крепостного состояния в России, доказывает, что рабство учреждено Самим Богом, что христианин должен только терпеть и не сметь даже думать об освобождении 7. Здесь полемика сосредоточилась на тексте ап. Павла (Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 20–23), где сказано: "Если ты раб – не смущайся; но если можешь сделаться свободным, тем лучше умей воспользоваться". В славянском Евангелии текст этот, как известно, искажен, сказано: "аще можеши свободен быти тем паче поработи себя". Но в русском переводе, сделанном при Александре І-м Библейским обществом и потом запрещенном, он переведен так, как его восстановила

    __________

    2 Игнатий никогда не был архимандритом Сергиевой Лавры и наставником московских дам. || 3 Игнатий не писал никакого возмутительного памфлета и никакого доноса по поводу крестьянского вопроса, а написал два циркуляра к Кавказскому духовенству в охранение от возмутительных статей, составленных искандеристами. || 4 Статьи, упоминаемые здесь Искандером, написанные в направлении Искандера, принадлежат не архимандриту Иоанну, а профессору Щапову, который свое направление демократическое высказал на деле и исключен из Казанской духовной академии, даже из духовного звания, взят под арест и содержался в Петербургской крепости. || 5 В воззвании епископа Игнатия ясно и сильно излагается необходимость уничтожения крепостного права, излагается желание, чтоб это совершилось по распоряжению правительства, а не по возгласам искандеристов, которые, прикрываясь крестьянским вопросом, как ширмою, намереваются произвести бунт и революцию. || 6 Игнатий признавал и ныне признает, что искандеризм стремится к уничтожению христианства в Отечестве и к ниспровержению Царского престола. С первых слов отзыва своего к Епископу Искандер, наругавшись имени Христову, определяет свое значение в отношении к христианству. || 7 В воззвании Епископа изложено совершенно противное учение, именно, что рабство есть следствие грехопадения человеков.

     

    – 433 –




    теперь Казанская академия, то есть "тем лучше воспользуйся" Г. К этому придрался во Христе сапер Игнатий и обвиняет академию в том, что она в угоду народу исказила слова Апостола 8. Если б архиерей был мало-мальски добросовестен, то ему стоило только заглянуть если не в греческий и латинский, то во французский или немецкий текст, – а он по крайней мере по-французски-то знает (этим языком он увещевал Магдалин), – там именно сказано так, как сказала академия. Далее архиерей восстает против прогресса, глумится над тем, что академия употребляет слово это и оканчивает апологией рабства, доказывая, что нет счастливее состояния, как крепостное право 9. Мы слышали, что на Алеутских островах и в Камчатке есть закоснелые грешники, не верующие ни в святость рабства, ни в душеспасительство розог, ни в чистоту господских изнасилований, – что бы хоть Ростовцеву Д похлопотать о переводе туда во Христе сапера Игнатия 10.

     

    __________

    8 Гнусная ложь, составляющая душу всего искандерского исступленного отзыва!. || 9 Гнусная ложь и клевета, достойные совести Искандера!. || 10 Наконец, явилось невольное признание Искандера! Ему и его партии надо упрятать Игнатия в Камчатку или на Алеутские острова. Почему? Потому что он, понимая и разоблачая их замыслы, для них очень опасен, может предостеречь тех, которых хотелось бы искандеристам возвести на эшафот.

     

    – 434 –




     

     

    Издание:

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 2. – М.: Паломник, 2001.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.01.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .