. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    944.

    /По поводу размышления: не посвятить ли свою жизнь Богу. О светских увеселениях, осуждении, борьбе с дурными привычками и других предметах/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Очень рад, что вы начали писать. Благослови Господи доброе начало.

    Обещаете писать все откровенно, без раздумываний. Добре! Это самое настоящее писание – писать все с плеча. Пишите все, и о пунктах веры, и о жизни духовной вообще, и о всем.

    Буду отвечать с полным удовольствием.

    Книжка: Что есть духовная жизнь? и проч. вам нравится. Рад. Она коротко все содержит. Подобная ей книжка: Путь ко спасению,.. или Очерк аскетики... В этой тоже сказано, но поширьше.

    Чувствуете позыв посвятить всю жизнь свою Господу; а решиться на то боитесь. Посвятить жизнь свою Господу – не оставлено на выборе, а есть неотложный долг христианский. И когда говорится

     

    – 8 –




    посвятить жизнь Господу; то разумеется не часть какая, а все, все проявления жизни душевной и телесной, и самая легкая мысль, и самое простое движение телом. Когда крестимся, то отрицаемся сатаны и всех дел его… т. е. всего, что не угодно Богу; и сочетаваемся Христу – верою и обетом угождать Ему строгим исполнением всех Его заповедей. Это и есть посвятить жизнь свою Господу. Следовательно, вам нечего уже теперь выбирать, или раздумывать решением на это. Решение уже сделано от вашего лица. А вам предложит не выбор, а исполнение.

    Потрудитесь просмотреть след. места Писания: 1 Кор. 6, 19. 20. Вы не свои, пишет Апостол, ибо вы куплены дорогою ценою. И вот вывод из сих слов: посему прославляйте Бога в телесах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии, т. е. силы души и тела должны быть посвящены Богу. Ни себе, ни миру никакой уступки не позволяется. В другом месте это выражается так: едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Свидетельствуя о том, как это у самого Апостола совершалось, говорит он: уже не я живу, но живет во мне Христос (Галат. 2, 20).

    Так видите как? А вы раздумываете и упираете ногами. Вы – раба купленная бесценною кровью. Зачем? Чтобы живя не себе жить, а умершему за вас и воскресшему Господу (2 Кор. 5, 15). Ни одной маленькой жилочки не осталось у вас своей. А вы всею своею особою распоряжаться хотите. Вы бунтовщица! Вы похитительница чужой собственности!

    Можете только сказать: да ведь не я давала обет в крещении?!! Все одно; хоть не вы, но он ваш, – и Господь таким его имеет. И на основании того, что он ваш, вам с момента крещения усвоены все

     

    – 9 –




    блага воплощенного домостроительства; с вас снята кара прародительская; вы прияли новое рождение, по коему есте дщерь Божия, не по имени, а действительно (Иоан. 1, 12. 3). Вы прияли благодать и дар Святаго Духа, который действовал в вас и теперь действует; вы питались телом и кровью Господа; вы обогащены светом ведения, добрыми правилами и расположениями; вам принадлежат и неизреченные обетования впоследствии на земле, и паче в другой жизни. Вы не можете отвергать, что все сии блага видите в себе, сознаете их и осязаете, и не можете не чувствовать, что они воистину великое благо. А как оно вам досталось? Не иначе как потому, что Господь обет, за вас произнесенный в крещении, принял за ваш собственный обет. Ибо если бы этого не было, вы ничего бы и не получили. Из сего извольте увидеть, как хорошо, что за вас дали тогда в самом начале жизни такой обет, и увидевши взывать: слава Богу, что тогда дали за меня обет! И слава Богу, что милостивый Господь принял его в такой силе, как бы я сама его дала. Ибо под этим условием было освящено тогда же семя жизни, и из него раскрылась жизнь пока такая, как теперь есть, и имеется возможность раскрывать все более и более, все в том же духе пока станет древом широковетвенным и многоплодным. Полагаю, что вы с радостью приняли все прописанное, и со всем согласились. Теперь спрошу вас: за что же это вам такая милость? Так, ни за что, ни про что, даром? Нет не даром. Даром устроен нам только образ спасения, или воплощенное домостроительство. Спасете же каждого, ни одного, не совершается даром. В спасении каждого неотложно участвуют решения собственной воли его. И на

     

    – 10 –




    основании сих решений, на них и вслед за ними приходит благодать и строит свое. Это же решение лежит и в основе того, что дается каждому вследствие крещения, хотя оно совершается еще в младенчестве. Только решение в то время приемлется в силу не настоящее, а будущее, то решение, которое всякий крещенный в младенчестве, пришедши в возраст, когда он способен бывает сознать себя и свое положение и дает и от своего лица, или сознательно и самоохотно повторяет обет: отрицаюсь сатаны и сочетаюсь Христу Господу. Ради такого решения будущего Господь дает все блага духовные в самый акт крещения и в последующее время. Ожидает Господь, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение изреченное за него восприемниками, и в следствие того считает его, как бы оно изречено было самим крещаемым, в младенчестве.

    Этому следовало бы совершаться в первую исповедь. Оно так и бывает по форме; но самое дело не всегда сходится с тем моментом; а иногда сходится, иногда нет. Приходит после и произносится. Но всяко приходит и совершается внутри, в духе, в сердце.

    Обращаюсь к вам. Вы чувствуете позыв посвятить себя Господу. Это значит, что все ваше внутреннее настроение жаждет произнести: отрицаюсь сатаны, и сочетаюсь Христу. Жаждет душа ваша исполнить то, что так долго ожидал от вас Господь, за что доселе Он так обильно изливал на вас благодать Свою, к чему направлялось все, все, что было в вас доселе, это плод всего предшествовавшего.

    Вы конечно давно сознали себя христианкою и

     

    – 11 –




    полюбили христианство, и жили в сей любви; но то было полусамостоятельно, течением жизни навеянное, без борьбы. А теперь вам предлежит это сделать вполне самостоятельно, с борьбою, с отвержением того, что с другой стороны предлагает вам мир и князь его. Сознаете ли, что князь мира предлагает вам: все сие дам тебе, если падши поклонишься мне. Если сознаете, то вместе сознайте, что к вам подступил момент жизни самый решительный, это быть или не быть вам настоящею христианкою. Не извольте же легко отнестись к сему моменту. Войдите в рассмотрение дела, чтобы поступить, как разумная христианка, а не как бабочка, порхающая по цветам – балы, театры.

    Я очень рад, что вы это высказали; извольте все обдумать, и все, что вам по сему случаю придет, пишите без утайки. Я разумею все возражения, без коих не обойтись.

    Не подумайте, что вам следует решиться на самую мрачную жизнь. Совсем нет. Всем, что подает Господь, всеми благами можно пользоваться, помазавши голову маслом, и лицо умывши. Но всем – не как попало, не спустя рукава, а по христиански. Вот это: по-христиански вам предложит теперь определить, когда вам надо будет разделить часть Христову от части князя мира в пользовании одними и теми же благами. Все это мы передумаем…

    Это главное, что я хотел вам прописать, дело первой важности.

    Теперь понемножку о прочем. "В прошлую зиму, говорите, до упаду навеселилась и, пришедши домой, благодарила Бога за веселье". Отчего не

     

    – 12 –




    повеселиться? и Господа надо благодарить за все. Но мне думается, что после увеселений лучше поступать так, как поступал Иов. Дети его веселились каждый вечер. А он утром приносил за них жертву Богу в очищение, говоря: не погрешили ль они чем-нибудь. Вот и вам тоже после веселья надо делать. Во время развеселости мысли не знают куда заносятся, и слова текут, как ручей дождевой, куда попало; ибо нет русла. А ведь Господь близ, и все видит, и все на счет берет. Потому после развеселости лучше молиться: прости мне Господи если нагрешила мыслями и словами. Собираетесь пуститься в светскую жизнь, и как видится, со всех ног. У вас есть матушка, которая знает эти дела прекрасно, и может вам служить руководительницею самою благонадежною. Ее слушайтесь, и ни на волос не отступайте от ее предписаний и указаний. В этом должна состоять ваша мудрость пред лицом света.

    Вы хотите покружиться, но не закружиться. Если будете слушать матушку, то может быть успеете в этом. Но сомнительно. Дух светской жизни действует как угар. Все входит и входит, не чуется. А потом вдруг в глазах позеленеет, и об земь. И оглянуться не успеете, как закружитесь. Нет, собирайтесь лучше и в свете быть, и быть солидною, главное не танцевать.

    Не удерживаетесь от осуждения. Старайтесь навыкнуть, и навыкнете так, что будете видеть смешное и не надсмеетесь. Есть же ведь такие, которые этого не делают, люди светские. Но тут нужно различать – пусторечие или празднословие, от греха осуждения, в коем кроется злорадство и зложелание. Это последнее есть собственно осуждение.

     

    – 13 –




    "Трудно бороться с дурными привычками". Трудность не есть невозможность. Начинайте бороться и боритесь, прорвется, осудите себя и полагайте не поддаваться. Понемножку и отвыкнете. Только беритесь за дело не шутя.

    Мудрое слово сказали вы: "мне хотелось бы не жалеть себя". Это жаление – источник всех неисправностей, всех поблажек себе и опущений должного. Оттого у Господа стоит на первом к Нему шагу: да отвержется себе. Но беритесь, трудитесь, боритесь, молитесь, и успеете. Без труда, делания и переделывания никто не успевал в добре.

    Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, – добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный – другое. Что они одно это спиритская выдумка.

    Как вы думаете об умершей сестрице, возможно и очень возможно. И то возможно, что она к вам приходит на зов. Она отошла чистою и верующей искренно. Прямо к Божией Матери. Но если вы будете кружиться на балах, то сестрица не будет к вам приходить. И будет на вас серчать.

    "Родители ее не заслужили такого наказания, что всех детей лишились". Это не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей и самих родителей. Мы слепы, и не видим сего, а не видевши ропщем, и хульно о Боге думаем, будто Он не прав. А Он все устрояет наилучшим образом.

    Хорошо, что молитвы на память знаете, и что прочитываете их со вниманием. Просите Господа, чтобы дал вам всегда молиться со вниманием и чувством. И сами своим усилием старайтесь так молиться, и навыкнете.

    Заучиваете шестопсалмие. Добре. Читайте псалмы

     

    – 14 –




    в Псалтири, и какой псалом понятен и падает на сердце, тот заучивайте. Когда прогуливаетесь, или идете куда, мысли разбредутся не знать куда. Берите лучше какой-нибудь псалом, и читайте его с размышлением, и вопросами, что то значит, что это.

    Все пересмотрел. Потрудитесь вникнуть в писанное в начале. Пишите все. Я вижу, что вы порядочная ленивица, и только сваливаете все на недостаток времени. Впрочем не стесняйте себя. Пишите когда охота. Матушке вашей усердное благ желание, и глубокое уважение.

    Спасайтесь!

    Ваш богомолец

    Е. Феофан.

    14 декабря 1884 г.

     

     

    – 15 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .