. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    692.

    /Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизни/

    /Письма к Н. М./

    К Н. М.

    Милость Божия буди с вами!

    Вот теперь яснее, что у вас там деется. – По переселении вашем в Москву, окружавшие вас искусители не поимели на вас влияния. Это великая милость Божия. Благодать Божия не дала сердцу вашему ни на волос податься в ту сторону. – Что говорил сын по этому случаю, думаю, говорил потому, что его подучали родные ваши, – что вы не послушали ни его, ни родных, хорошо сделали, тут исполнение вашей молитвы: имиже веси судьбами.

    Сердце ваше потребовало сделать какое-либо добро, и вы сделали его. Оно незаметно для вас принесло вам много добра душевного. Слава Богу! Не устраняйтесь от таких случаев. В них Господь обращается к вам, – чтоб потом и воздать вам здесь же. – Речь по этому случаю вашего дух. отца не умею понять. – Не смотрите на его слова.

     

    – 147 –




    Ваш духовник отказывает руководить вас. Это добросовестно с его стороны. – Уважьте его желание, и взыщите руководителя. Но как он не желает, чтоб вы совсем от него отдалились, то и с ним говорите о духовном, чему он всегда рад, как вы говорите. Духовные дела ведите по указаниям руководителя, а исповедь и причащение у него имейте.

    Но куда обратиться за руководителем?! Если внимание к вам отца А. А. состоит в связи по времени с отказом вашего дух. отца от руководства, то мне приходит на мысль признать указанием Божиим сей случай на руководителя. Обратитесь к О. А. – мне думается, что это будет хорошо для вас. – Но смотрите сами.

    Ваш дух. отец изъявил неудовольствие, зачем вы приняли, что предложено было вам Афонцами. – Отказавшись от руководства, ему уже не следует вмешиваться в ваши дела. – Но и без сего вы ничего худого не сделали в этом обстоятельстве.

    Мне очень приятно слышать, что книги мои какую-нибудь пользу доставляют. Я большой грешник, а молиться ленив, и на другие подвиги не падок, так читающие помолятся и умилостивят Бога. – Обратите внимание на письма к разным лицам. Они начаты так, а потом пошли все к одному лицу, и пришлось говорить много такого, что и для всех пригоже, – может быть и для вас пригоже что найдется.

    Вы любите молиться внутренней молитвой и желаете научиться ей. – Молитесь усерднее и научитесь. Читайте книги – о молитве. Есть сборник – о трезвении и молитве... Тут собраны великие учители как молиться. И себе перенимайте. – Вы говорите, что стараетесь всегда памятовать о Господе и все для Него делать. Это

     

    – 148 –




    прекрасное преддверие успеха в молитве. Пекитесь о сем всячески. Око Божие зрите утвержденным над сердцем вашем и туда в него зрящим, это не даст никакому духу приближаться к сердцу. – Внимание к Господу с вниманием к сердцу неразрывны. Одно другому помогает.

    Причащаться часто – очень благоплодно, и делайте так. Кто вам мешает? – Любите сидеть дома. Прекрасно. Есть правило старцев: сиди в келлии и она всему тебя научит. В келлии велят отцы – молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю, госпожою над собою и над всеми делами своими, а далее над мыслями и чувствами. Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.

    Выходить ли? – Выходите, но только в церковь, и еще на дела неотложные, но вот найдете руководителя и с ним все порешите. Он же скажет вам и как быть с праздноречивыми посетителями.

    Я писал вам назначить время для разных духовных занятий, а теперь говорю, делайте, что захотите, только в праздности не сидите.

    Молитва Иисусова не спеется. Трудитесь, – и благопоспеется. – Внимание при сем держите в сердце, и к Господу любовь благоговейную приводите в движение.

    Молитва – на устах при просыпании есть след хорошего сновиденья. – Это хорошо.

    Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. – Коренная прелесть есть – думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен

     

    – 149 –




    сей – первым врагом своим. – Не давайте ему засесть внутри, – иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.

    Благослови вас Господи всяким благословением.

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    Если вздумаете писать, всегда приписывайте адрес.

    30 ноября 1892 г.

     

     

    – 150 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .