. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Христианское определение понятия и феномена личности

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зенько Юрий Михайлович

    ХРИСТИАНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ

    В русском языке слово 'личность' появилось не ранее второй половины XVII века, первоначально оно было образовано как отвлеченное существительное к имени прилагательному 'личный', обозначавшему: принадлежащий, свойственный какому-нибудь лицу (Виноградов В. В. Из истории слова "личность" в русском языке до середины ХIХ века // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. 1946, с.11). До этого же были такие слова: 'человек', 'людин', 'душа', 'существо', которые имели больше родо-видовой, чем конкретно-личностный характер /там же, с.10/. Это было связано с тем, что сознанию древнерусского человека до XVII века было чуждо понятие о единичной конкретной личности, преобладала же ориентация на "мы", коллективность и общинность сознания.

    В европейских языках аналогом понятия личности считают латинское слово persona и производные от него понятия (англ. personality, нем. Personlichkeit). Но корни и история образования латинской персоны связаны не столько с лицом, сколько с маской и личиной. Вполне вероятно, что по своему звучанию и непосредственному этимологическому происхождению понятие персоны восходит к имени бога смерти – Перзу (Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978, с.41) и используемой при этом церемониальной маски. Механизм же и способ происхождения латинского слова персона аналогичен греческому понятию 'просопон' (προσωπον). Дело в том, что это слово было первоначально заимствовано из театрального быта, где оно обозначало не столько 'лицо', сколько 'личину' – маску, театральную роль, характер персонажа. Интересно, что театральные, карнавальные, обрядовые маски восходят к единому древнегреческому прототипу – маске участников дионисических мистерий (Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999, с.239). Таким образом, слово "просопон" указывало не на самостоятельную личность, а на образ, личину, мняющуюся в зависимости от возникающих нужд.

    Подобное словоупотребление было характерно в грекоязычной среде во время земной жизни Иисуса Христа, и в Новом завете именно это греческое слово находится там, где в русском переводе стоят слова, связанные с лицом: 'лицо', 'лицемерие', 'лицеприятие', 'лично', 'личном' и т. д. В частности, это так и в том единственном новозаветном месте, где говорится собственно о личности: "на личность ли смотрите?" – вопрошал ап. Павел к коринфянам (2 Кор. 10, 7). При этом, как не трудно заметить, во многих этих местах данное словоупотребление имеет достаточно негативный оттенок, что как бы определялось самим характером этого понятия. Поэтому, неудивительно, что когда в христианском богословии встал вопрос о выборе термина для обозначения Божественной Личности, слово 'просопон' не было избрано в качестве такового (хотя за ним и до сих пор осталось значение лица человеческого и, даже, Лица божественного). Древнехристианская богословская мысль обратилась к другому, до этого не столь широко употребляемому, понятию – 'ипостась' (ύπόστασις). И в этом был достаточный момент новизны, который нужно было специально обговаривать и иногда, даже, отстаивать, что и сделало христианское богословие на протяжение первых веков своего существования. Но это было принципиально, ибо в отличие от поверхностного и внешнего характера слова просопон, понятие ипостась имеет глубинно-внутренний смысл, обозначая дословно то, что "находится в основании": ипостась – υποστασις = υπο ("под") + корень στα ("стояние", "нахождение").

    Что касается русского слова личность, которое по механизму и способу своего образования более схоже с персоной, а не ипостасью, то это, как нам кажется, частично компенсируется полисемантичностью этого понятия, которое может соотносится не только с лицом и личиной, но и с ликом (который принадлежит изображаемым христианским святым). Таким образом, в русском слове личность можно выделить несколько уровней: высший, связанный с ликом у святых – как обращенность к небу, к Богу; средний – лицо, выражающее социальный аспект – как обращенность к другим людям; и низший – личина – как обращенность вниз, к земле и плотскому. С личностью-ипостасью, больше всего, конечно же, связан высший уровень.

    Но что же такое, с христианской точки зрения есть сама личность? Выделим наиболее важнейшие, с нашей точки зрения, ее характеристики.

    Во-первых, по отношению друг к другу и по отношению к миру, личности-ипостаси определяются через свою самостоятельность и отдельность: "...ипостаси не находятся друг в друге, но каждая – особо и порознь, то есть, поставлена отдельно сама по себе... Ибо они и отделяются местом, и различаются по времени, и отличаются по уму и по силе, и по наружности, то есть, форме, и по состоянию, и темпераменту, и достоинству, и образу жизни, и по всем характеристическим особенностям; более же всего отличаются тем, что существуют не друг в друге, но – отдельно" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ростов н/Д., 1992, с.24). С этой точки зрения совершенно неверно говорить о слиянии различных личностей, будь то, например, личности мужа и жены (которые живут "душа в душу"), либо личности человека и Бога.

    Во-вторых, с христианской точки зрения отвечать на вопрос "что есть личность?" так же неправильно, как и на вопрос "что есть истина?". Дело в том, что Истина есть не "что", а "кто" – Иисус Христос (Ин. 14, 6) и Личностью (с большой буквы) является Бог. Тогда, если сравнивать такие понятия, как личность, индивидуальность и природа, можно определить их следующим образом. Личность – это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же – это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии. Природа отвечает на вопрос "что?", индивидуальность – на вопрос "как?", личность – на вопрос "кто?". Личность есть субъект действий, индивидуальность – способ осуществления действий, природа – то, что содержится в действии.

    И здесь возникает интереснейший феномен: идея Бога как всесовершенной Личности необходимо и безусловно связана с самосознанием человека, с идеей его собственной личности. И тогда происходит следующее: "смутна, не определенна идея собственной личности, – смутна и идея Личности бесконечной; ясно, определенно и отчетливо сознается человеком особность собственной его личности и ее свойства, – ясно, определенно возникает представление особности и главных свойств Личности бесконечной" (Снегирев В. А. Психология. Харьков, 1893, с.600). Таким образом, третьим важнейшим свойством личности является то, что несмотря на то, что она ограничена в условиях этого мира, но по своей внутренней сущности она соотносится с самим Богом. Но при этом, начало личности не развертывается в нас во всей полноте того, что ей дано, – начало личности в нас неполно и ограниченно. По существу, понятие личности завершается только в идее Абсолютной Личности. С этой точки зрения понятна и разрешима дилемма между наличным бытием человека и возможным его духовным ростом: “Человек уже является личностью, но вместе с тем еще должен вырасти "в меру возраста Христова"” (Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с.126). Только со Христом, после Христа и во Христе стала открываться человечеству тайна о личности, почему христоцентризм и является не только важнейшим положением христианской антропологии, но и важнейшим, если не основным, атрибутом личности. Только в Христе истинные личности и бывают. Пока человек не отдаст себя Ему, он не сможет обрести своего истинного "я".

    Поэтому в теоретическом плане неверно понимать личность только как индивидуальность, с ее индивидуально-неповторимыми (биологическими, психологическими и социальными) свойствами. Неповторимость христианской личности совсем в другом: "Не свойства индивидуальной природы, но только личное отношение каждого человеческого существа к Богу – вот в чем неповторимость человеческой личности; отношение же это утверждается Духом Святым и осуществляется благодатью" (Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.571). Тогда для человека важно не только общение с другими людьми, но и общение с Богом, ибо личность абсолютной своей зрелости достигает лишь в личном общении с Личностью Абсолютной – с Богом. Более того, в тех случаях, когда с социальной точки зрения некоторые люди личностями не являются (умалишенные, дети дебилы, дети, не получившие человеческого воспитания), с христианской точки зрения все они могут иметь личное общение с Богом, а значит, все-таки быть личностями. С христианской точки зрения личность есть фундамент, на котором выстраивается все остальное: психологическое, социальное, культурное и т. д. При этом отсутствие каких-то верхних этажей не означает отсутствия самой личности. С точки же зрения академической психологии личность является постепенно формируемым и довольно поздним социально-психологическим образованием, которым обладают преимущественно взрослые, психически здоровые люди.

    В-пятых, личность есть не только реализация заповеди о любви человека к Богу, но здесь также важна и реализация второй заповеди – о любви к своим ближним (Матф. 22, 39). Таким образом, христианская антропология не пренебрегает и социальным, как сказали бы психологи, аспектом личности, но при этом не выпячивая его и не делая его самодовлеющим. Здесь можно определять личность как "бытие в общении": "Эта формула предполагает как уникальность, незаменимость каждого индивидуального человека, так и понимание того, что уникальность не тождественна изоляции, обособленности человека, изначально призванного Богом к жертвенному соучастию в жизни других, а точнее – к участию в общей жизни" (Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, 2004, с.14). Подлинное человеческое бытие не эгоцентрично, не замкнуто само на себе. Человек не является лицом, личностью, пока он, по образу Троицы, не обращен лицом к другим, не смотрит им в глаза и не позволяет им смотреть в свои. Человек реализует себя как личность не в качестве изолированного индивидуума, но только поскольку он воспринимает и приветствует других в качестве личностей. При этом человек использует дарованную ему разумность и словесность, реализует свой творческий потенциал.

    И в самое заключение приведем итоговое определение личности со всеми ее основными свойствами и атрибутами: личность-ипостась есть глубинное основание человеческой природы, сотворенное по образу Божию, по образу Иисуса Христа; она есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, раскрывающий дарованный ему образ Божий и стремящийся к подобию Божию – через любовь к Богу и другим людям.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. Христианское определение понятия и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. СПб.: СПбАППО, 2006, с. 108-112.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .