ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Целостность человека

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

     

    Под действием благодати Божией, подаваемой через таинства, человек преобразуется внутренне, воссоединяется и становится целостным:

    – "От прикосновения руки /Бога/ ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.316); похоже он пишет и о духовной молитве: "Находясь в этом устремлении к Богу, молящийся внезапно соединяется сам с собою... Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезапно соединяются во едино о Господе. Так как соединение произошло о Господе, произведено Господом, то оно есть вместе и соединение человека с самим собою, и соединение его с Господом" (там же, с.220);

    – "Целостный человек. Это человек слившийся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума... грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек "исцеляется", становится целым, самим собой, целостным" (христ.: Иустин Попович архим. 1999, с.109); "Дух Святой – собиратель личности" (там же, с.107).

    Целостность проявляется не только по отношению ко всему человеку, но и по отношению к отдельным силам души. Например, – органам чувств: "Когда пятерица чувств подчинена четырем главнейшим добродетелям и хранит всегдашнюю им благопокорность, тогда естество тела... не мешает колесу жизни двигаться безмятежно. Когда же оно так движется, тогда силы наши не восстают одна против другой, но страстная часть похотения и гнева согласуется с мысленною, и ум, восприняв естественную свою державную власть, из четырех главных добродетелей устрояет себе колесницу, а трон из служебной пятерицы, и, победив тиранствующую плоть, вземлется четвероконно восхищаемый на небеса и, представ Царю веков, венчается венцом победы..." (Ч. 2: Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница. 1900, с.161).

    Целостность и собирание воедино органов чувств, являются лишь одним из условий собирания всего человека как такового. Это собирание себя Дионисий Ареопагит называл симптиксисом, συμπτυξς (Позов. Т. 1. 1967, с.39). Процесс этот сложный и длительный, и, конечно же, он не может обойтись без помощи Божией. И к самому человеку приложимы слова Иисуса Христа: "Кто не собирает со Мной, тот расточает" (Мф. 12, 30; Лк. 11, 23).

    Целостность и собирание души важно и для дела молитвы: "Бог не имеет нужды, чтоб молились уста или язык. Служение Богу требует, чтоб помыслы, вся крепость и сила души, весь ум, нерассеянно напряжены были к Богу" (христ.: Ефрем Сирин. Т. 3. 1994, с.33).

    Целостность связана и с согласием души и тела:

    – "Кто посредством добродетели и ведения, водворил согласие между телом и душою, тот сделался цитрою, храмом и свирелью Божиею; цитрою, – потому что мудро соблюл гармонию добродетелей; свирелью, – потому что посредством Божественных созерцаний принял вдохновение Духа; храмом, – потому что чрез умственную чистоту соделался жилищем Слова" (христ.: Максим Исповедник. 1835, ч. 2, с.23-24);

    – "Видишь ли ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, их стройное течение и жизнь, видишь ли чудный строй всего творения? И в твоем существе, в твоей душе и в теле – да будет всегдашний строй и гармония всех сил – при постоянном повиновении законам Творца и Промыслителя" (Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1991, с.65).

    Все сказанное о целостности человеческого существа и собирании души реально достигается в монашестве. Здесь нужно вспомнить, что само название монаха, происходит от греческого слова "монас" (μονος) и обозначает единственность и единство. Поэтому монахом является не только тот, кто уединился от других людей (как это обычно представляют), а тот, кто стал единым, целостным через стяжание Духа Святого.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659