НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Благодать

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    БЛАГОДАТЬ

    – ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ***
    – БЛАГОДАТЬ И СВОБОДА ВОЛИ ***

     

    ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Благодать совершенно необходима для человеческого спасения, так что "без помощи ее, мы не можем ни обратиться к Богу, ни веровать во Христа-Спасителя, ни совершать истинно-добрых, духовных дел" (христ.: Макарий (Булгаков). Т. 2. 1993, с.239).

    Слово благодать – евр. хэсэд, греч. χαρις – имеет два главнейших значения. Оно означает: 1) свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; 2) силу Божию, которой совершается спасение человека (Лепорский. 1995, с.332).

    В широком смысле этого слова, "благодать – это все, что раскрывает присутствие Бога в мире, делает его реальным, проливает на него свет и открывает его тайну" (христ.: Евфрасия игум. 1984, с.70). По библейскому слову, "каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4, 7).

    Кроме того греческое χαρις и латинское gratia выражали в древности и до сих пор выражают понятие об особых чувствованиях или душевных состояниях христианина (христ.: Янышев. 1906, с.328). К таковым можно отнести: сочувствие, благоволение, благорасположенность, и частнее: с одной стороны – милость, милосердие, благотворительность, с другой: благодарность и благоугождение (там же, с.329). В Ветхом Завете слово благодать, применялось преимущественно к внутреннему настроению разумных существ относительно других лиц и к свойствам самого Бога в Его отношении к людям и означало благоволение, милость, милосердие (там же, с.330).

    Испытывать пути, какими действует на человека благодать Божия, не в силах никакой человек: "Дух, идеже хощет, дышит, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако всяк человек, рожденный от Духа" (Ин. 3, 8), говорит Христос. Но субъективный, психический процесс, совершающийся во всяком возрождающемся человеке, можно приблизительно описать (Ч. 2: Триодин. 1911, с.212).

     

    Благодать дается человеку через таинство крещения:

    – "В божественных ложеснах, т. е. в священной купели, всецело совершенную божественную благодать приемлем мы туне" (христ.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.309);

    – "Всякий, православно крестившийся, получил таинственно всякую благодать. Удостоверяется же в сем, по мере исполнения заповедей" (христ.: Марк Подвижник. 1911, с.37). "Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет" (там же, с.39). "Благодать непрестанно пребывает с человеком, и от юного возраста вкоренилась в нем, как закваска проникла его... и эта едина есть благодать, но действует она многообразно, как хочет, промышляя о пользе человека" (там же, с.194). Но при этом: "Но если и по Крещении содержимы грехом, то это не потому, чтобы несовершенно было Крещение, но потому, что мы нерадим о заповеди, и пребываем в сластях по собственному нашему произволению" (там же, с.76). "Благодать в нас совершенная, но мы не совершенны, по причине мысленных недостатков. Также и Святое Крещение в нас совершенно, а мы в нем не совершенны" (там же, с.92);

    – "Крещением мы приемлем Святого Духа; а поелику Он именуется и Духом Божиим и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца и Сына... (христ.: Марк Подвижник. 1911, с.95);

    – благодать "с самого того момента, как приемлем крещение, сокровенно начинает пребывать в самой глубине ума (духа), утаевая присутствие свое от самого чувства его. Когда же начнет кто любить Бога от всего произволения (сердца) своего, тогда она неизреченным некиим словом беседует к душе чрез чувство ума, часть некую благ своих сообщая ей" (христ.: Диадох. 1900, с.51).

     

    Стяжание и хранение благодати связано со смирением, верой и чистотой сердца:

    – "Основание христианства есть сие, чтоб человек, сколько бы дел правды не совершал, не успокаивался на них, и не почитал бы себя за нечто великое, но был бы нищ духом. И если сделается причастником благодати, чтобы он не подумал, что достигнул чего-либо, и чтобы не возомнил о себе, что он великий человек, и чтобы не начинал учить" (христ.: Марк Подвижник. 1911, с.199);

    – "Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он – причастник благодати; то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и уничиженною, и себя нищим по Духу и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того. Если и знамения творит он, – не должно ему верить" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.129).

    – "мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию" (Киприан Карфагенский. 1891, с.92);

    – "Благодать – не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производима будучи духом посредством любви" (христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.208);

    – "Благодать Его /Бога – З.Ю./ во всякое время часто посещает сердца наши, и если находит себе успокоение, то вошедши постоянно обитает в душе; если же не находит чистого сердца, тотчас отступает... И когда благодать приходит посетить нас, встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, и тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно; и разве только светоносною своею сладостию производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, и чтобы, таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее" (христ.: Ефрем Сирин. Т. 1. 1993, с.206);

    – "Какие же есть признаки, которые показывали бы, что получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и состраданием, с любовию к ближним чистою и нелицемерною и верою в Бога несомненною и твердою..." (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.153-154); и в другом месте: "когда получит благодать Божию, то найдет себя сокрушенным, смиренным, себе внимающим, умиленным и кающимся о всех худых делах, какие наделал прежде" (там же, с.161).

     

    Важно не только стяжать благодать, но и сохранить ее:

    – "Благодать приемлющие бывают как зачавшие и непраздные Духом; но бывает, что они отметают божественное семя или чрез падения или от того, что овдовевают от Бога по причине общения с врагом... (христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.182);

    – "Многие удостаивались получить благодать, но получив ее, отпали; ибо не сохраняли со страхом того, что получили" (христ.: Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.152).

     

    Способы действия благодати описаны в святоотеческих трудах в разных образах:

    огня: "От принятия таинств всегда получается благодать, – и бывает в нас; но не всегда тотчас и внедряется. Кто как следует подготовился, у того внедряется, а кто не подготовился, у того не внедряется, хотя бывает внутри. Тут тоже бывает, что в печи, когда разжигают огонь. Дрова накладены, вложена и поджожка. Но пока огонь не займется в дровах, дотоле они и поджожка – друг подле друга; а когда займутся, тогда огонь поджожки переходит в дрова, и продолжает занимать их полено за поленом, пока не займет всех. Мы – сырые дрова" (христ.: Феофан Затворник. 1995, с.459-460);

    закваски: "Благодать непрестанно сопребывает, укореняется и действует как закваска в человеке с юного возраста, и сие, сопребывающее в человеке, делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как бы единою с ним сущностию; однакоже, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в иные времена свет сей возжигается и сияет более, иногда же умаляется и меркнет..." (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.68-69);

    пчелы, мастера ремесленника: "Как пчела тайно выделывает сот в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкость. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает; а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске: так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела; и тогда соделается видною красота души" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.143).

     

    Благодать сопребывает в людях, обучая и воспитывая их:

    – "не бывает времени, когда бы благодать не сопребывала и не была укоренена в человеке... будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.424);

    – "сама божественная благодать обучает людей, особенно монахов, тому, как действовать по воле Божией..." (христ.: Исаия авва. 1996, с.170);

    – о Божиих праведниках: "Божественной благодати, многоразлично в них изменяющейся и уразноображивающей себя, угодно бывает как бы воспитывать и упражнять душу, чтобы совершенною и самою чистою представить ее небесному Духу" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.422);

    – "Благодать вначале обыкновенно озаряет душу своим светом с сильным того ощущением; а когда успехи в духовно-христианской жизни подвигнутся вперед, тогда она большей частью неведомо для боголюбивой души свои совершает в ней таинства" (христ.: Диадох. 1900, с.46).

     

    Действие благодати многоразлично и охватывает как душу, так и тело:

    – "благодать в своем просвещающем действии переходит далее в материально преобразующую и пременяющую, и душа, как более всех тварей сродная Богу, но слабейшая, объемлется сильнейшею ее благодатью и воспринимается в нее" (христ.: Алексий (Дородницын). Т. 1. 1913, с.22);

    – "Душа, сподобившаяся стать причастницею божественной благодати, будучи сама освящена, по естественному последствию, освящает и тело свое; потому что союзя и содержа тело, она находится во всех членах его; почему благодать Св. Духа, как усвояет себе душу, так усвояет и тело ее. Впрочем пока душа находится в теле, Всесвятый Дух не проявляет в этом теле всей своей славы" (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.54).

    Здесь же уместно заметить, что истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всего психофизического состава человека (Киприан (Керн). 1996, с.152). Такое же, одухотворяющее, отношение аскетики и к этому грешному миру. Он должен быть очищен и просвещен благодатью Божией. По словам афонского старца находящиеся в миру имеют большую благодать, ибо, где умножилось беззаконие, преизобилует благодать. "Господь изливает на вас большую милость, чтобы удержать вас в своей любви" (христ.: Иерофей (Влахос). 1993, с.64).

     

    БЛАГОДАТЬ И СВОБОДА ВОЛИ

    Благодать Божия не отнимает у человека его воли, которая просто необходима для соучастия самого человека в деле его очищения и воссоздания. Без истинного понимания этого важнейшего положения невозможно правильное духовное развитие, что в конечном итоге может привести к ереси. Так, например, у пелагиан вместо двух сил, содевающих наше спасение, Божией и человеческой, осталась одна человеческая сила, которая вместе с объективными дарами Божиими (gratia legis, gratia Christi) и заняла место благодати, как силы Божией, вспомоществующей нам в содевании нашего спасения во Христе (Катанский. 1902, с.327).

    Это злоупотребление прежде всего заметил и обличил блаж. Августин. Вместе с тем он был поставлен в необходимость сузить понятие о благодати и, не отрицая ее "многообразия", должен был выдвинуть на особенно видное место идею благодати, как особой силы Божией, а именно благодати Св. Духа. Но преувеличив степень ничтожества и повреждения первородным грехом человеческих сил и ничего им не предоставив, кроме полной греховности, он все дело человеческого спасения отнес к действию единой вседейственной благодати Божией. И опять осталась одна содевающая наше спасение сила, но только не человеческая, как у пелагиан, а Божия. Гармонического сочетания той и другой не оказалось и у бл. Августина (там же, с.329).

    Для того, чтобы проследить различные точки зрения на благодать в христианстве, сделаем небольшой исторический обзор этой проблемы, воспользовавшись содержательной и подробной работой А. Л. Катанского "Учение о благодати Божией в творениях св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина" (СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902).

    Св. Ириней Лионский, первый из отцов много рассуждавший о домостроительстве человеческого спасения во всей его широте, сразу же наметил тот путь, по которому шло раскрытие учения о благодати Божией в течение всего древнейшего святоотеческого периода до бл. Августина (Катанский. 1902, с.62).

    Ириней Лионский: 1) представил замечательное выяснение относительного порядка богооткровения и действий лиц Св. Троицы для спасения человека; 2) первый раскрыл учение о завершительном действии Третьей Ипостаси Св. Троицы, Духа Св. на всем пространстве истории мира и в частности в деле усвоения человеку спасения Христова; 3) выдвинул и широко развил идею воссоздания воплотившимся Сыном Божиим всего, падшего в Адаме, рода человеческого и Духом Божиим – каждого отдельного человека, спасаемого во Христе; 4) в соответствии с широким созерцанием всего домостроительства Божия о человеке, понятие о благодати соотносится у него с широким библейским контекстом; 5) не собственно человеческим силам приписывается воссоздание человека, но воссозидание его "творит Бог", Высочайший Художник, а человек не более как глина в руках Его; 6) намечается процесс усовершенствования христианина после принятия крещения, впрочем, в довольно общих чертах (там же, с.74-75).

    Тертуллиан: 1) подобно св. Иринею, он много размышлял о совокупном действии Сына-Слова и Духа Божия в творении и промышлении вообще и спасении человека в частности; 2) совместное действие Сына-Слова и Духа Св. до искупления переходит в более раздельное представление о совершении нашего спасения Сыном Божиим, не без Духа Св. и об усвоении человеку искупительного дела Христова Духом Святым; 3) дается полное и весьма ясное понятие о состоянии человека падшего и о степени его падения; 4) действие Духа Св. освятителя изображается как "сочетание" Его с нашим духом для укрепления и восстановления последнего (там же, 1902, с.90).

    Киприан Карфагенский: 1) выясняется отношение между благодатию Христовою и благодатию Св. Духа; 2) освящающее действие Духа Св. вводится в общее понятие благодати, при широком, однако, объеме этого понятия; 3) хотя прямое выражение "благодать Св. Духа" не используется, но то же самое понятие обозначается наименованиями: "благодать духовная, небесная" или просто "Дух Св., небесный" и т. п.; 4) приписывал в деле спасения несравненно большую роль благодати, чем человеческим силам, настаивая, впрочем, на совместной их деятельности в охранении полученного дара Божия (там же, с.103).

    Климент Александрийский: 1) заметно разграничение благодати: предначинающей (влечение Отца), продолжающей или совершающей (Сына, воплотившегося Слова) и завершающей (Св. Духа, "однако не без Спасителя нашего"); 2) есть некоторое стремление усвоить последней наименование благодати в тесном смысле этого слова; 3) весьма ясно и решительно выражена мысль о неприкосновенности нашей свободной воли и о необходимости содействия наших сил вспомоществующей нам благодати; 4) не до конца ясны его представления относительно взаимодействия благодати и воли в начале процесса спасения (там же, с.112).

    Ориген: 1) разграничены, насколько возможно, сферы действия Лиц Св. Троицы в процессе спасения человека; 2) определены сравнительно точно начало и значение деятельности сил человеческих в деле спасения; 3) вместе с утверждением совокупного действия силы Божией и сил человеческих указаны сравнительная их ценность и значение в созидании и охранении спасения; 4) сделан важный шаг к раскрытию учения о благодати, как силе по преимуществу (хотя не исключительно) Духа Святого "освятителя" (там же, с.135).

    Василий Великий: начатое в трудах предыдущих отцов раскрытие учения о Духе Св., как нашем освятителе, завершено в трудах св. Василия Великого, в его формулах, что в благодати Св. Духа нам даруется благодать Сына и Отца, что Христа мы воспринимаем только в Духе, что только в Духе мы приводимся Христом к Отцу, что Дух есть преимущественный, хотя и не исключительный, освятитель наш, что благодать Духа Св. есть сила освящающая и что следовательно можно называть ее благодатью в тесном смысле слова (там же, с.169).

    Григорий Богослов: 1) особенно останавливается на учении о первородном грехе; 2) подробно обращается к выяснению учение о предваряющей благодати; 3) подводит итог совместным действиям благодати и человеческих сил в деле спасения (там же, с.184).

    Григорий Нисский проливает обильнейший свет на святоотеческие представления о таинственном акте возрождения человека в крещении и последующего преуспения и развития по образу Христа Спасителя, в Духе Христовом (там же, с.207).

    Пр. Макарий Египетский пошел еще далее Григория Нисского (в полном, впрочем, с ним согласии) в изъяснении таинственных действий благодати Божией в душе человеческой, уже возрожденной св. крещением. Великий египетский подвижник не оставил, можно сказать, ни одного вопроса не разъясненным относительно остатков греха в человеческой душе, действия в ней благодати, содействия человеческой воли и взаимоотношения этих трех двигателей души в процессе содевания христианином спасения (там же, с.208). Макарием Египетским завершился в сущности круг древнего святоотеческого раскрытия учения о благодати в до-августиновский период.

     

    На основании всех вышеизложенных древнеотеческих изъяснений можно привести формулу догматического учения о благодати Божией, составленную и изложенную по возможности буквально словами самих св. отцов и учителей:

    1) Благодать Божия, в сущности единая, разделяется, по образу ее действия на человека на благодать Бога Отца и Сына и на благодать Духа Св. Первая – влечение Отца и руководство, просвещение Сына – действует на всех достойных и недостойных; вторая – содействие, вспомоществование Духа Св., как благодать высшая – только на достойных;

    2) Первая благодать – Отца и Сына, основываясь на предварительном отпущении Богом Отцом грехов всех людей, во Христе Искупителе, и потому действуя на всех, призывает всех без различия и может быть названа призывающей;

    3) Человек, как предмет действия благодати, есть существо глубоко поврежденное и в теле и в душе грехом прародительским. Дело благодати Божией очистить, возродить и воссоздать всю человеческую природу и в частности человеческую волю, без уничтожения, однако, ее свободы и потому – при соучастии самого человека в деле воссоздания;

    4) Влекущая ко спасению во Христе благодать действует на человека сначала отвне различным образом: через знакомство с Св. Писанием, через окружающую христианскую среду и другими способами;

    5) Но действуя на хотение человека, призывающая благодать не принуждает волю, испытует произволение и ждет склонения его. Когда последует это склонение, начинает действовать особенная благодать, – благодать Св. Духа. Однако для полного озарения Духом, для полноты веры, нужно особое действие благодати в крещении и миропомазании;

    6) В крещении водою и Духом (крещении и миропомазании) совершается благодатию очищение человека от грехов, возрождение (в крещении водою), воссоздание, усыновление, укрепление в вере и доброй воле (в крещении Духом);

    7) Корень зла крещением не совершенно уничтожается. Зло в виде навыков остается в воле, отсюда является необходимым дальнейшее действие благодати на человека, дальнейшая ее помощь и содействие;

    8) Окончательное воссоздание, претворение души человека, при деятельном соучастии его воли, совершается благодатию в течение всей последующей жизни после крещения (там же, с.320-324).

    Таким образом, вся жизнь христианина есть его постепенное и непрерывное возрождение (см. отдельно).

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659