НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
  • ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Ю. М.

    ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО

    ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

     

    Введение

    (1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций.

    Тема 1

    Психология и христианство за рубежом (2 часа)

    Основные проблемы взаимоотношения психологии и христианства в Европе и США. Религиозно-психологические взгляды Вильгельма Вундта и Вильяма Джемса. Психология и христианство в США и Европе. Отношение к христианству современных западных психологических учений. Критика проникновения в психологию оккультных и псевдодуховных учений.

    Тема 2

    Психология и христианство в России: основные работы, авторы и темы с 1724 г. по настоящее время (2 часа)

    Взаимоотношение христианства, философии и психологии в XVIII веке. Психология религии и религиозная психология в XIX веке. Психология и христианство в начале XX века. Октябрьская революция и уничтожение духовной психологии в России. Атеистичность советской психологии. Современная психология и христианство. Возможность и необходимость возвращения психологии к своим христианским корням.

    Тема 3

    Органы чувств в христианстве и сенсорные модальности в психологии (2 часа)

    Учение о ведущих сенсорных модальностях в психологии. Иудаизм, греческая религия, ислам с точки зрения учения о ведущих сенсорных модальностях. Христианское учение об органах чувств. Сенсорные различия в католицизме, православии, протестантизме, старообрядчестве. Святоотеческое учение об охранении и очищении органов чувств. Христианство и современные проблемы сенсорной экологии и сенсорной культуры. Библия об органах чувств.

    Тема 4

    Психологический и религиозный анализ феноменов "схемы тела" (2 часа)

    Общенаучные и частнопсихологические представления о "схеме тела". Сравнительный анализ иудаизма, греческой религии, ислама по отношению к феномену схемы тела. Использование феноменов схемы тела в практике современных сект, деструктивных культов и "духовных" школ. Критика оккультных феноменов с точки зрения православного учения о сердце.

    Тема 5

    Психические состояния в христианстве и психологии (3 часа)

    Психические состояния в психологии. Виды и типы психических состояний. Измененные состояния сознания в сектах и деструктивных культах. Внутренний религиозный опыт в христианстве и религиозные переживания. Лестница душевно-духовных состояний. Христианский и психологический анализ сна и сновидений. Христианство о благодатных и безблагодатных состояниях. Православное учение о прелести. Душевные состояния и самопознание христианина.

    Тема 6

    Психология молитвы (3 часа)

    Молитвенное делание в христианстве. Психология молитвы. Виды и типы молитв. Молитва Господня. Иисусова молитва. Психология и психотехника молитвы в исихазме. Три ключа внимания и молитвы. "Сядь в уединенном месте...": сердце и молитва. Молитва и психотехнические приемы ее делания. Прелесть при молитве.

    Тема 7

    Личность в христианстве и психологии (4 часа)

    Христианское учение о Личности Божественной и личности человеческой. Сопоставление понятий личности-ипостаси (ύπόστασις), лица-просопон (προσωπον) и сущности-усии (ούσία). Сотворение человека по образу Божию. Жизнь человека как путь от образа к подобию Божию. Общепсихологическое понятие личности. Личность, как носитель сознания; направленность личности. Самосознание личности. Жизненный путь личности. Самобытность и оригинальность христианской концепции личности по отношению к психологии.

    Тема 8

    Православное учение о душе (4 часа)

    Креационизм, генерационизм и традуционизм о способе происхождения души. Основные силы и души: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия). Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей. Основные свойства и атрибуты души: самостоятельность, духовность, нетелесность, бессмертие. Критика идеи предсуществования душ (Ориген) и других неправославных концепций.

    Заключение

    (1 час) Подведение итогов курса. Дальнейшие перспективы соотношения психологии и христианства. Современная психология и соблазн мистики и оккультизма. Психология и христианство: возвращение психологии к своим историческим и духовным истокам.

    Практика

    (2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

     

    Общий объем курса – 26 часов, 13 спаренных лекций.

    Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.

    Материал по темам 2-5 и литература по курсу представлены в авторской монографии "Психология и религия" (СПб.: Алетейя, 2002); по теме 8 – в книге "Элементы православной психологии" (СПб.: Речь, 2005; в соавторстве с Л. Ф. Шеховцовой).

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

     

    Тема 1.

    Вундт В. Гипнотизм и внушение. СПб., 1893.

    Вундт В. Миф и религия. СПб., 1910.

    Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.

    Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.

    Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (М., 1910).

    Джемс У. О человеческом бессмертии. М., 1901.

    Джемс У. Психология. 8-е изд. Пг.: Наука и школа, 1922.

    Ла Грассери Р. де. Психология религии. СПб., 1901.

    Макшеева Н. Мистика в освещении современных французских психологов // Христианское обозрение. 1914, № 5, с.226-239.

    Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев, 1913.

    Allport G. The Individual and his Religion. New York, 1960.

    Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York, 1970.

     

    Тема 2.

    Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777.

    Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881.

    Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858.

    Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903).

    Зенько Ю. М. Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 год // Его же. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002, с.19-96.

    Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с.82-164.

    Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души. СПб., /1768/.

    Кандорский И. М. Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М., 1796.

    Кашменский С. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.

    Феофан Авсенев архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в "Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии...". Киев, 1869. Нумерация отдельная).

     

    Тема 3.

    Виссарион (Нечаев) еп. Грехи чувств. М., 1888.

    Виссарион (Нечаев) еп. О телесных действиях при богослужении. 3-е изд. М., 1895.

    Ефрем Сирин. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.189-191.

    Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.

    Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М.: Прогресс, 1977.

    Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

    Мерло-Понти М. Око и дух. Пер. с франц. М.: Искусство, 1992.

    Основы сенсорной физиологии. Под ред. Р. Шмидта. Пер. с англ. М.: Мир, 1984.

    Седзабуро Кимура. "Люди зрения" и "люди голоса" // Человек и мир в японской культуре. М., 1985, с.248-251.

     

    Тема 4.

    Ананьев Б. Г., Торнова А. И. Сенестезия и схема тела // Советская невропсихиатрия. Т. 6. 1941, с.555-562.

    Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. 1987, № 2, 3-36.

    Василий (Кривошеин) архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах // Журнал московской патриархии. 1986, № 4, с.67-68.

    Елисеев В. А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. 2-е изд. М., 1997, с.104-111.

    Меерович Р. И. Расстройства "схемы тела" при психических заболеваниях. Л., 1948.

    Смирнов В. М., Шандурина А. Н. Таламо-париетальная система и ее участие в механизмах схемы тела // Эволюция функций теменных долей мозга. Л., 1973, с.126-166.

    Тхостов А. Ш. Топология субъекта // Вестник Московского университета. 1994, № 2, 3-13.

     

    Тема 5.

    Второй международный семинар "Особые состояния сознания. Тестирование психофизиологических феноменов" // Парапсихология и психофизиология. 1993, № 1, с.3-8.

    Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Философия. 1991, № 6, с.47-55.

    Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.

    Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1908.

    Магнитский В. Религиозные чувствования. Пг., 1914.

    Овсянико-Куликовский Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Ч. 1. Одесса, 1884.

    Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. М., 1971, с.58-81.

    Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания как резервы человеческой психики // Психиатрическая эндокринология. М., 1988, с.118-119.

     

    Тема 6.

    Антоний Сурожский митр. Беседы о молитве. СПб.: Сатисъ, 1996.

    Борис (Плотников) архим. О целебной силе молитвы. СПб., 1899.

    Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.300-302.

    Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о молитве умной, сердечной и душевной // Его же. Творения в семи томах. Т. 2. М., 1993, с.202-232.

    Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Введен. Оптина Пустынь, 1991 (1-е изд.: Казань, 1881; 2-е изд.: Казань, 1883; 3-е изд.: Казань, 1884; 5-е изд., доп.: Париж, 1989; Загорск, 1991; М.: Сов. Россия, 1992; Минск, 1995; Коломна, 1995; М., 1998; М., Киев: София, 1999).

    Платонов В. Психология молитвы. СПб., 1913.

    Умное делание. О молитве Иисусовой. Сост. игумен Харитон. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998 (Троице-Сергиева Лавра, 1992; Сердоболь, 1936).

    Феофан Затворник еп. Четыре слова о молитве и трезвении. М., 1882 (6-е изд.: М., 1912).

     

    Тема 7.

    Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.

    Виноградов В. В. Из истории слова "личность" в русском языке до середины ХIХ века // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. 1946, с.10-12.

    Зенько Ю. М. Жизнь человека: опыт междисциплинарного описания // Жизнь человека. Материалы конф. СПб., февраль 1997 г. СПб., 1997, с.13-15.

    Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).

    Кессиди Ф. Х. Был ли древний грек личностью? // Труды Тбилисского университета. Философия. 1989, т. 292, с.135-138.

    Климков О. C. Психология аскетизма и целостность личности // Психология XXI века. Сборник тезисов. СПб., 2000, с. 24-26.

    Клитин А. Личность Божества и дистелеология мира. Одесса, 1909.

    Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1).

    Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.

    Фатеев А. Н. Что нового внесло христианство в созидание идеи личности и ее прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков, 1906.

    Хоружий С. Проблема личности в православии // Здесь и теперь: Философия, литература, культура. 1992, № 1, с.94-106.

    Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб.: СПбУПМ, 2000.

    Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47.

     

    Тема 8.

    Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. М., 1912 (Голос церкви. 1912).

    Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).

    Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.

    Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.

    Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.

    Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).

    Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. Пермь, 2002.

    Кашменский С. прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.

    Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).

     

    Заключение.

    Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.

    Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ // Психология и христианство. М., 1995, с.23-24.

    Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.

    Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с.67-69.

    Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.

    Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, с.265-318.

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

    Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер., Христианская Перспектива в Психологии, 1995.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

    Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.

    Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.

     

     

    Последнее обновление файла: 04.10.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659