ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: мировоззренческие, антропологические и психологические аспекты

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Ю. М.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:
    мировоззренческие, антропологические и психологические аспекты

    ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

     

    Введение

    (2 часа) Общий план курса; индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций (для самостоятельной работы над рефератами); методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий.

    Тема 1

    Мировые религии в контексте мировоззренческой типологии (2 ч.)

    Общая структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений: атеизм, материализм, пантеизм, деизм, политеизм, монотеизм. Краткая характеристика каждого из типов мировоззрения, их разновидности. Буддистский политеизм. Исламский монотеизм. Монотеизм и христианское учение о Св. Троице.

    Тема 2

    Христианство (8 часов)

    Христианское мировоззрение о Боге, мире и человеке. Бог как творец мира и человека. Христианская космология: концепция сотворения мира Богом "из ничего". Христианская антропология: человек как образ Божий. Библейское и святоотеческое учение о человеке. Анализ первоисточников – Ветхий и Новый завет (в русском переводе с некоторыми древнееврейскими и древнегреческими параллелями). Основные христианские конфессии: католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество. Внутренние богословские и антропологические особенности христианских конфессий. Некоторые неадекватные стереотипы в восприятии христианского вероучения.

    Тема 3

    Ислам (5 часов)

    Основные и дополнительные направления в исламе: сунниты и шииты; мутазилиты, ханифиты, шафииты, маликиты и ханбалиты; ваххабизм, бабизм и бахаизм; шииты, исмаилиты, карматы, ассасины, друзы. Мистическое направление в исламе – суфизм. Исламское учение о Боге, мире и человеке. Свойства, качества и имена Аллаха. Аллах как творец неба, земли и человека. Отсутствие библейской идеи о сотворении человека по образу Божию. Взаимная критика ислама и христианства. Анализ первоисточников – Коран (в русском переводе).

    Тема 4

    Буддизм (5 часов)

    Буддистское учение о мире, человеке и первопричине мира. Мир как иллюзия, буддистское учение о дхармах. Учение о карме, освобождении, нирване и об отсутствии субстанционального "Я". Проблема первопричины мира в буддизме. Критика буддизма христианством. Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ламаизм. Чань- и дзен-буддизм и современный Запад. Анализ первоисточников – Сутры, Дхаммапада, Бардо Тодол (в русском переводе).

    Тема 5

    Мировые религии: сравнительный анализ (6 часов)

    Буддизм, христианство и ислам: конфронтация, индифферентизм или диалог? Христианство, ислам и буддизм на Западе. Россия в контексте взаимоотношений христианства, ислама и буддизма (ламаизма). Измененные состояния сознания в христианстве, исламе и буддизме. Буддистский имперсонализм и современные проблемы деперсонализации и дегуманизации.

    Заключение

    (2 часа) Подведение итогов курса. Проблемы и сложности в соотнесении мировых религий. Географические и геополитические аспекты мировых религий. Взаимоотношение мировых религий как основная проблема современности.

    Практика

    (2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

     

    Общий объем курса – 32 часа, 16 спаренных лекций.

    Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.

     

     

    Литература

     

    Тема 1. Мировоззренческая типология.

    Боголюбов Н. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899.

    Букина И. Н. Психология атеизма. Л.: Знание, 1975.

    Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450.

    Владимирский Ф. Психология атеизма // Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с.29-33.

    Грот Н. Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885.

    Гюйо М. Безверие будущего. СПб., 1908.

    Кудрявцев-Платонов В. Д. Чтения по философии религии // Его же. Сочинения. Т. 2. Вып. 3. Сергиев Посад, 1892, с.1-509.

    Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный университет, 1995.

    Сильвестр (Малеванский) еп. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // Труды Киевской Духовной Академии. 1865, №№ 2, 8.

    Христианство, атеизм и современность. Сборник статей. 2-е изд. Париж, 1969.

     

    Тема 2. Христианство.

    Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (любое синодальное издание).

     

    Алексий патр. Московский и Всея Руси. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.

    Антоний митр. Сурожский. Тело, дух, душа: целостность человеческой личности // Московский психотерапевтический журнал. 2002, № 2, с.113-121.

    Бочарев А. С., Чернышев А. В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет Православия, 2003.

    Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997, с.67-91.

    Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.

    Вадим Коржевский иерей. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии. М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004.

    Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450.

    Владимирский Ф. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев: Тип. Почаево-Успен. лавры, 1904.

    Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Человек. 1993, № 2, с.80-96).

    Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.

    Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.

    Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб.: СПбАППО, 2005, с.105-110.

    Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.

    Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).

    Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).

    Лоргус Андрей свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М.: Граф-пресс, 2003.

    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991.

    Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Дух, душа, тело. /М./, /1994/.

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).

    Несмелов В. И. Наука о человеке. 2-е изд. В 2-х т. Казань: Центр. типогр., 1898-1907 (переизд.: СПб., 2000; т. 1 – Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.205-521; т. 2 – Там же. Т. 2. М., 1997, с.5-333).

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

    Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Изд. "Христианская жизнь", 2004.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

    Русская религиозная антропология. Антология. Сост., общая ред., пред. и прим. Н. К. Гаврюшина. В 2-х т. М.: Моск. дух. акад., Моск. филос. фонд, 1997.

    Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с.118-126.

    Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.

    Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005.

     

    Тема 3. Ислам.

    Коран. Пер. и коммен. И. Ю. Крачковского. М., 1990.

    Аль-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремиться придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. 3-е изд. – М.: Рос. фонд "Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2000.

    Ахметова Ш. Женщина в исламе // Земля сибирская, дальневосточная. 1992, № 7/8, с.44-45.

    Дроздов В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: СПбГУ, 1995.

    Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

    Ибн-Сина. О душе // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV веков. М., 1961, с.219-260.

    Ионова А. И. Концепция личности в современном исламе // Вестник РАН. 1993, № 1, с.18-61.

    Кирабаев Н. С. Проблема свободы воли в учении Аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979, с.3-11.

    Климович Л. И. Ислам и женщина. М., 1958.

    Коблов Я. Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Казань, 1905.

    Остроумов Н. Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира // Православный собеседник. 1871, № 2.

    Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Мудрость песков: Беседы о суфизме. В 2-х т. М., 1993.--

    Трименгем Д. С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.

    Смирнов Ф. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Казань, 1893.

    Фирдуоси М. Секс и ислам. 2-е изд. Казань, 1993.

    Флорова Е. А. Человек – мир – Бог в средневековой исламской культуре // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.144-155.

    Шукуров Ш. Совершенный Человек и богочеловеческая идея в Исламе // Совершенный человек. Сборник. М., 1997, с.72-110.

     

    Тема 4. Буддизм.

    Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. с санскрит. К. Бальмонта. М.: Изд-во М. В. и С. В. Сабашниковых, 1913 (переизд.: М., 1990).

    Буддизм: Словарь. Под общей ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992.

    Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова. Ответственный редактор Ю. Н. Рерих. – М., 1960.

     

    Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989.

    Абаев Н. А., Нестеркин С. П. Человек и природа в чаньской (дзенской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983, с.57-72.

    Бежан С. свящ. Психология буддизма. Харьков, 1913 (Вера и разум. 1913).

    Введенский А. И. Буддийская нирвана. М., 1901.

    Говинда Лама. Психология раннего буддизма; Основы тибетского мистицизма. Пер. с англ. СПб., 1993.

    Дзен-буддизм. Сборник. Бишкек: Одиссей, 1993.

    Дзен-буддизм и психоанализ. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

    Дюранов А. А. Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме. Автореф. дис. к. филос. н. Л., 1989.

    Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе "Тибетской книги мертвых". Пер. с англ. Львов-Киев: Инициатива, Вист-С, 1998.--

    Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.121-133.

    Михалев А. А. Отношение "мир – человек" в хинаяне и махаяне // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.134-143.

    Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Пер. с англ. Томск: Водолей, 1993.

    Нурбахил Д. Психология суфизма. М., 1996.

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Нирвана: последний кошмар. Беседы по притчам Дзен. Челябинск, 1994.--

    Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Психология эзотерического; Корни и крылья: Беседы о дзен. М., 1992.--

    Пятигорский А. М. Знак типа личности в буддийской психологии // Историко-филологические исследования. М., 1967, с.473-481.

    Пятигорский А. М. О психологическом содержании учения раннего буддизма // Труды по востоковедению. 1. Тарту, 1968, с.170-212.

    Самохвалова В. И. Дзенский психотренинг: механизмы перестройки сознания // Путь к себе. 1991, № 14.

    Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002.

    Солонин К. Ю. "Отсутствие мыслей" и чань-буддийское учение об уме // Метафизические исследования. Вып. 7. СПб., 1999, с.67-81.

    Судзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. Бишкек, 1993, с.3-468.

    Торчинов Е. А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун-ми "О началах человека" (Юань жэнь лунь) // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.140-152.

    Фромм Э., Судзуки Д. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1997.

    Цзун-ми. О началах человека (Юань жэнь лунь). Разделы о Хинаяне и Махаяне // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.152-158.

    Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47.

    Штейнер Р. Перевоплощение и карма // Его же. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997, с.63-68.--

    Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2-х ч. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995 (СПб., 1909).

    Эпитавела А. Ч. Космос, бог и человек в буддийской философии. Автореф. дис. к. филос. н. М., 1994.

    Юнг К. Г. Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых" // Тибетская книга мертвых. СПб., 1993, с.7-25.--

    Якоб-Гаврилова Е. Нирвана. Из области буддийской психологии. СПб., 1909.

     

    Тема 5. Сравнительный анализ.

    Берс А. А. Христианское вероучение и буддизм // Вера и разум. 1902, № 8.

    Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1986.

    Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству. СПб., 1874.

    Забияко А. П. Психологические особенности восточных религий. М.: МГУ, 1989.

    Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002.

    Концевич И. М. Православие и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.105-119.

    Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1).

    Красницкий И. Буддизм и христианство // Вера и разум. 1904, № 15-16; 1905, № 2,4-5,7,13; 1908, № 16-17,19,22-23; 1910, № 5-6.

    Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996.

    Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.25-64.

    Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.

    Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М.: Знание, 1991.

    Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).

    Позднева С. П. Б.П. Вышеславцев о "потаенном сердце человека" в христианстве, индуизме и буддизме // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. Сборник. М., 1995, с.25-26.

    Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002.

    Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1997 (Orientalia).

    Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. 2-е изд., испр. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

    Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. М.: Энигма, 1997.--

    Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.--

     

     

    Последнее обновление файла: 04.02.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659