НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
  • ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ: основные работы, авторы и темы

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Ю. М.

    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
    основные работы, авторы и темы

    ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

     

    Введение

    (2 часа) Общий план курса; индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций; методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий.

    Тема 1

    Методология историко-психологического исследования (2 часа)

    Персоналистический подход. Отраслевой подход. Школы и направления в психологии. Антропологический подход. Борьба идей в психологии. Развитие психологии в историческом контексте. Психология и экономика. Психология и политика. Психология и культура. Психология и религия. Психология и христианство. Христианские корни психологического знания.

    Тема 2

    Современное состояние психологической науки (4 часа)

    Основные психологические отрасли и их краткие характеристики: общая и экспериментальная психология, психофизика и психофизиология, социальная и культурно-историческая психология, возрастная и педагогическая психология, инженерная психология и психотехника, зоопсихология и др. Основные психологические школы и направления. Западные школы: структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ. Христианская и православная психология: этапы становления и развития.

    Тема 3

    Становление психологии как самостоятельного научного направления (2 часа)

    Экспериментальные исследования в психофизике: Э. Вебер, Г. Фехнер. Психофизиологические исследования Г. Гельмгольца. Экспериментальная психология В. Вундта и Г. Эббингауза. Первая психологическая лаборатория. Становление дифференциальной психологии – измерение психических личностных особенностей. Развитие психологических методик и тестов. Диагностика умственного развития по А. Бине и ее дальнейшее развитие. Становление и развитие психологии развития: С. Холл, Э. Мейман, Э. Клапаред, Д. Болдуин, К. Бюлер, М. Мид и др. Становление и развитие зоопсихологии, социальной и культурной-исторической психологии.

    Тема 4

    Предыстория развития психологии как самостоятельной науки (2 часа)

    Психологическое знание в философском контексте. Психологические темы у европейских философов XII-XIX вв.: Роджер Бэкон (ок.1214-1292), Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716), Джон Локк (1632-1704), Джордж Беркли (1686-1753), Давид Юм (1686-1753), Иммануил Кант (1724-1804). Психологическое знание в древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. Плотин и неоплатонизм. Психологическое знание в контексте христианского богословия. Психология и христианство.

    Тема 5

    Психология, христианство и философия в России в XVII–XVIII веках (2 часа)

    XVII в.: психология в Киево-Могилянской академии, Московской славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Общая характеристика XVIII в. Основные персоналии: В. Н. Татищев (1686-1750), Я. П. Козельский (ок.1730-), В. Т. Золотницкий (1741-), Д. С. Аничков (1733-1788), Н. И. Новиков (1744-1818), архиеп. Феофан Прокопович (1681-1736), митроп. Михаил (Десницкий) (1762-1820). Основная психологическая тема: бессмертие души. Христианская психология и философская антропология. Место "Науке о душе" Ивана Кандорского в психологической, богословской и философской литературе XVIII в.

    Тема 6

    Психология, христианство и философия в XIX веке (4 часа)

    1) Персоналии первой половины века: Д. М. Велланский (1774-1847), П. М. Любовский, И. И. Юрьевич (1788-), архиеп. Иннокентий (Борисов) (1800-1855), И. М. Скворцов (1795-1863), В. Н. Карпов (1798-1867), А. И. Галич (1783-1848), архим. Феофан (1810-1852), О. М. Новицкий (1806-1881), В. Ф. Одоевский (1803-1869), Н. А. Зубовский (1816-1886);

    2) Персоналии второй половины века: И. Я. Шульгин (1815-1871), Ф. А. Голубинский (1797-1854), еп. Гавриил (Кикодзе) (1825-1896), С. Н. Кашменский, П. Д. Юркевич (1827-1874), К. Д. Ушинский (1824-1870), И. М. Сеченов (1829-1905), М. И. Владиславлев (1840-1890), И. А. Чистович (1828-1893), В. Д. Кудрявцев-Платонов (1828-1891), К. Д. Кавелин (1818-1885), Н. Н. Страхов (1828-1896), С. Гогоцкий (1813-1889), Н. Я. Грот (1852-1899), М. М. Троицкий (1835-1899), А. К. Гиляревский, П. Я. Светлов (1861-), В. А. Снегирев (1842-1889), В. С. Серебренников, Л. М. Лопатин (1855-1920), И. М. Гобчанский (1869?-1899), В. И. Несмелов (1863-1937), А. И. Введенский (1861-1913), Г. И. Челпанов (1862-1936);

    3) Основные темы: западное психологическое влияние и его последствия; становление отечественной психологии и ее секуляризация; Московское психологическое общество и религиозные темы; психология и религия в журнале "Вопросы философии и психологии".

    Тема 7

    Психология, христианство и философия в России в начале XX века (2 часа)

    1) Персоналии: П. П. Соколов (1863-1923), В. М. Бехтерев (1857-1927), И. П. Назарьев (1849-), В. Ф. Чиж (1855-1936), А. А. Крогиус (1871-1933), Д. Н. Овсянико-Куликовский (1853-1920), А. Ф. Лазурский (1874-1917), Н. А. Бердяев (1874-1948), В. В. Зеньковский (1881-1962), С. Л. Франк (1877-1950);

    2) Основные темы: духовная психология и Психологический институт им. Л. Г. Щукиной; религиозно-психологические темы на Первом и Втором Всероссийских съездах по педагогической психологии; борьба с идеалистической психологией на Первом и Втором Всероссийских съездах по психоневрологии; психология и марксизм.

    Тема 8

    Развитие психологии в России в советское время (4 часа)

    Борьба за материализм в советской психологии. Основные школы советской психологии. Деятельностный подход А. Н. Леонтьева (1903-1979). Культурно-исторический подход: С. Л. Рубинштейн (1889-1960), Л. С. Выготский (1896-1934). Учение об установке – Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Комплексный подход к психике и к человеку Б. Г. Ананьева (1907-1972). Московская и ленинградская психологические школы.

    Тема 9

    Основные психологические темы русской религиозной и философской мысли (2 часа)

    Душа: ее субстанциональность, происхождение, основные силы и свойства. Взаимодействие души и тела. Современное учение о схеме тела. Учение о сердце в святоотеческой традиции. Хранение души и органы чувств. Современное психологическое учение о сенсорных модальностях. Взаимоотношение понятий души, психики, сознания и поведения в настоящее время.

    Тема 10

    История зарубежной психологии (14 часов)

    Становление психологии в США. Стенли Холл (1844-1924). Эдвин Старбэк (1866-1947), Джемс Леуба (1868-1946), Джорж Коу (1861-1951), Джеймс Пратт (1875-1944). Психология и теология. Пастырская психология.

    Психология и религия в Европе в конце XIX века. Психологические международные конгрессы. Г. Лебон, Т. Рибо, Т. Флурнуа, де Ла Грассери, Г. Гефдинг, П. Жане, Г. Т. Фехнер.

    Психоанализ и его основатель, Зигмунд Фрейд (1856-1939). Эрих Фромм, Эрик Эриксон, Вильгельм Райх, Альфред Адлер. Современный психоанализ и религия.

    Аналитическая психология Карла Густава Юнга (1875-1961). Оккультные и антихристианские положения концепции К. Юнга. Современная аналитическая психология.

    Гуманистическая психология. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Отношение современных представителей гуманистической психологии к религии.

    Трансперсональная психология: Станислав Гроф, Чарльз Тарт, Кен Уилбер и др. Идеи восточных религий в трансперсональной психологии.

    Нейролингвистическое программирование: Р. Бэндлер и Д. Гриндер. Современные последователи НЛП.

    Логотерапия Виктора Франкла. Человек в поисках смысла. Психология в концентрационном лагере. Логотерапия и христианство.

    Другие современные психологические направления: архетипическая психология, онтопсихология, гештальт-терапия, психосинтез и др.

    Основные
    выводы

    (2 часа) Дореволюционная отечественная психология, как наука о душе и как духовная психология. Советская психология – как психология без души и как бездуховная психология. Расцвет духовной психологии в России в конце прошлого и начале нашего века. Совместимость духовной психологии и экспериментальных методов исследования. Проблема личностного и духовного самоопределения современных психологов-профессионалов.

    Заключение

    (2 часа) Наше время – как время искания и соблазнов. Современная психология и философия и соблазн мистики и оккультизма. Антидуховные тенденции в западной и отечественной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы.

    Семинарские занятия

    (4 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

    Общий объем курса – 48 часов, 24 спаренных лекций (укороченный вариант – 24 часа, 12 спаренных лекций).

    Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.

    Материалы по основным темам и общая литература по курсу представлены в первой главе авторской монографии "Психология и религия" (СПб.: Алетейя, 2002) и в статье "Трехвековой диалог психологии и религии в России" (Христианское чтение. 2000, № 19).

     

    Литература

    Тема 1.

    Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

    Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

    Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. – М.: Рос. педагог. агентство, 1997.

    Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. – М.: Мир, Академический прект, 2005.

    История психологии в лицах: персоналии. Ред.-сост. Л. А. Карпенко. – М.: Per Se, 2005.

    Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

    Кольцова В. А., Медведев А. М. Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал. 1992, № 5, с.3-11.

    Материалы 2-й межрегиональной научной конференции по истории психологии, Н. Новгород, 4-6 октября 2005 г. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2006.

    Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии. Пер. с англ. – М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

    Сонин В. А., Шлионский Л. М. Классики мировой психологии: Биографический энциклопедический словарь. – СПб.: Речь, 2001.

    Сто великих психологов. – М.: Вече, 2004.

    Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1998.

    Энциклопедия истории психологии. В 5-и т. Под ред. Е. С. Романовой и др. – М.: Школьн. книга, Моск. учеб., 2001 (Т. 1: Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. 2001; Т. 2. Ч. 1-2: Развитие психологических знаний в эпоху Средних веков и в начале Нового времени. 2003-2004; Т. 3. Кн. 1: XIX век. 2005).

    Якунин В. А. История психологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001.

    Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985.

     

    Тема 2.

    Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.

    Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.

    Воловикова М. И., Махнач А. В. Психология, психотерапия и христианство ("Круглый стол") // Психологический журнал. 1995, № 1, с.176-178.

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

    Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер. Христианская Перспектива в Психологии, 1995.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Гос. изд., 1940 (СПб.: Питер, 2000; либо любое другое переиздание).

     

    Тема 3.

    Бине А. Механизм мышления. Одесса, 1894.

    Вундт В. Гипнотизм и внушение. СПб., 1893.

    Вундт В. Миф и религия. СПб., 1910.

    Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.

    Фехнер Г. Т. Книжка о жизни после смерти. Пг.: Новый человек, 1915.

     

    Тема 4.

    Аристотель. О душе // Его же. Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М., 1976, с.369-448.

    Асмус В. Трактат "О душе" // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. – М., 1976, с.50-62.

    Бобров Е. А. Психологические воззрения древних греческих философов. 2-е изд., испр. и доп. – Варшава, 1910.

    Владиславлев М. И. Психология Плотина // Журнал министерства народного просвещения. 1868, № 7, с.1-54.

    Герасимов В. М. Философия политической психологии в учении Аристотеля. – М.: МААН, 1999.

    Зеленогорский Ф. А. Учение Аристотеля "О душе" в связи с учением Сократа и Платона. – СПб., 1877.

    Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Психологические воззрения в античную эпоху. Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1984.

    Платон. Федр. Пер. А. Н. Егунова. Ред., вступ. ст., коммент. Ю. А. Шичалина. – М.: Прогресс, Гнозис, 1989.

    Платон. Сочинения. В 3-х т. – М.: Мысль, 1968-1972.

    Плотин. О бессмертии души // Его же. Сочинения. – СПб., М., 1995, с.619-645.

    Плотин. О сущности души. Трактат первый и второй // Его же. Сочинения. – СПб., М., 1995, с.613-618.

     

    Тема 5.

    Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. /М./, 1947.

    Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777.

    Большакова В. В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., 2001, с.56-81.

    Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. М.: Изд-во "Рос. педагог. агентство", 1997.

    Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души. СПб., /1768/.

    /Кандорский Иван прот./ Вольнодумец, убеждаемый в несправедливости его рассуждений, в истине бессмертия души, и в любви евангельской веры. М., 1811 (2-е изд.: М., 1824).

    /Кандорский Иван диакон./ Лекарство для болящей души, или Правила, открывающие путь к достижению царствия небесного. М., 1799.

    /Кандорский Иван диакон./ Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М., 1796.

    /Кандорский Иван диакон./ Образование духа и сердца в Непрестанном Богомыслии. М., 1799.

    Козельский Я. Философические предложения. СПб., 1768.

    Линькова Н. П. Н. И. Новиков и его место в истории русской психологии. М., 1963.

    Новиков Н. И. Предуведомление // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.176-182 (первон.: Утренний свет. 1777, окт.).

    Рассуждение о бессмертии души // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.218-228.

    Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887.

    Человек, наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.244-248 (первон.: Покоящийся трудолюбец. 1784, ч. 2).

     

    Тема 6.

    Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. /М./, 1947.

    Велланский Д. Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812.

    Велланский Д. Физиологическая программа о внешних чувствах, внутренних действиях мозга и наружных очертаниях головы. СПб., 1819.

    Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881.

    Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858.

    Галич А. Картина человека (опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий). СПб., 1834.

    Зубовский Н. Психология. СПб., 1848.

    Карпов В. Вступительная лекция в психологию // Памяти В. Н. Карпова. Сборник. СПб., 1868, с.1-41.

    Кашменский С. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.

    Колбин А. Д. Психологические воззрения А. И. Галича. Автореф. дис. М., 1953.

    Любовский П. Краткое руководство к опытному душесловию. Харьков, 1815.

    Новицкий О. М. Руководство к опытной психологии. Киев, 1840.

    Скворцев И. Записки по нравственной философии // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии.... Киев, 1869.

    Феофан Авсенев архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в "Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии...". Киев, 1869. Нумерация отдельная).

    Чистович И. Курс опытной психологии. 5-е изд. СПб., 1896 (4-е изд.: СПб., 1889; 3-е изд.: СПб., 1884; 2-е изд.: СПб., 1876; 1-е изд.: СПб., 1868).

    Шульгин И. Душа человеческая с ее главными свойствами и способностями. Вильно, 1859.

    Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М.: Правда, 1990, с.69-103.

    Юрьевич И. Краткое начертание метафизики. Ч. 2. Пневматология или о существах чувствующих и мыслящих. СПб., 1825.

    Тема 7.

    Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.

    Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903; // Вера и разум. 1902-1903).

    Зеньковский В. В. Об иерархическом строе души // Труды Рус. Нар. ун-та в Праге. Т. 2. 1929, с.235-250.

    Пятикрестовский А. О душе. М., 1903.

    Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. М., 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).

    Франк С. Л. Философия религии В. Джемса // Русская мысль. 1910, № 2.

    Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.

    Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Круг, 1994 (6-е изд.: М.-Пг., 1918; 1-е изд.: СПб., 1900).

    Челпанов Г. Мозг и мысль // Мир Божий. 1896, №1.

    Челпанов Г. Об экспериментальном исследовании высших умственных процессов // Вопросы философии и психологии. 1909, кн. 1(96).

    Челпанов Г. И. Социальная психология или "условные рефлексы"? М., 1926.

     

    Тема 8.

    Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

    Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

    Ананьев Б. Г., Палей И. М. О психологической структуре личности // Проблемы личности. Т. 1. – М., 1969, с.39-50.

    Анспак Я. И., Плотниек И. Э. Развитие психологической науки в Латвии. Рига, 1972.

    Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. – М.-Л.: Госуд. изд., 1928 (3-е изд.: Л., 1926;2-е изд.: М.-Пг., 1923).

    Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Педагогика, 1982-1984.

    Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

    Котова И. Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов-н/Д., 1994.

    Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Л.: Госуд. изд-во, 1925.

    Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977 (М., 1975).

    Мерлин В. С. Психология индивидуальности. – Воронеж, 1996.

    Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.

    Психологическая наука в социалистических странах. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981.

    Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

    Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Его же. Проблемы общей психологии. 2-е изд. – М., 1976, с.243-381.

     

    Тема 9.

    Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. М., 1912.

    Василий (Кривошеин) архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах // Журнал московской патриархии. 1986, № 4, с.67-68.

    Виссарион (Нечаев) еп. Грехи чувств. М., 1888.

    Владимирский Ф. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев: Тип. Почаево-Успен. лавры, 1904.

    Владимирский Ф. Психология атеизма // Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с.29-33.

    Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.

    Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.

    Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88.

    Михаил иером. Психология таинств // Миссионерское обозрение. 1902, нояб., с.559-579.

    Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. М., 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).

    Стопановский Н. Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма. Чернигов, 1910.

    Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Круг, 1994 (6-е изд.: М.-Пг., 1918; 1-е изд.: СПб., 1900).

     

    Тема 10.

    Анцыферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974.

    Бэндлер Р. Магия в действии: (Практические аспекты использования нейро-лингвистического программирования. М., 1995.

    Вундт В. Гипнотизм и внушение. СПб., 1893.

    Вундт В. Миф и религия. СПб., 1910.

    Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.

    Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1992.

    Гуггенбюль-Крейг А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. Пер. с нем. СПб.: Б.С.К., 1997.

    Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.

    Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (М., 1910).

    Джемс У. О человеческом бессмертии. М., 1901.

    Джемс У. Психология. Изд. 8. Пг.: Наука и школа, 1922.

    История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

    Матвеева Н. В. История зарубежной психологии. – Великий Новгород: НовГУ, 2000.

    Нолл Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Юнга. Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998.

    Реан А. А. Идеи христианства в "психологии смысла" и логотерапии В. Франкла // Психология и христианство. М., 1995, с.68-69.

    Табрум А. Г. Религиозные верования современных ученых. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Творческая мысль, 1912.

    Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личного роста. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперс. ин-та, 1998.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

    Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. Сборник. М.: Ренессанс, 1992.

    Фромм Э. Догмат о Христе. Бегство от свободы. Пер. с англ. М.: Олимп, 1998.

    Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1998.

    Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, Львов: Инициатива, 1998 (Киев: 1994).

    Юнг К. Г. Попытка психологического истолкования догмата о Троице // Его же. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1995, с.5-108.

     

    Основные выводы.

    Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.

    Братусь Б. С. Российская психология на перепутье // Начала христианской психологии. М., 1995, с.31-56.

    Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

    Гуманистические проблемы психологической теории. Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995.

    Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.

     

    Заключение.

    Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.

    Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ // Психология и христианство. М., 1995, с.23-24.

    Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? М.: Новая книга, Ковчег, 1998.

    Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224.

    Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161.

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Б. В. свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

    Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер. Христианская Перспектива в Психологии, 1995.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.1-1-

    Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.

     

     

    Последнее обновление файла: 04.02.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659