ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Исаева М. В. Цветовая символизация священных объектов в иконописи

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Исаева М. В.

    Цветовая символизация священных объектов в иконописи

     

    Поиск способов иконического изображения трансцендентного характеризуется раскрытием двух сторон сущности в искусстве — духовной и душевной. Телесность бывает, согласно христианской философии, материальной, плотской, душевной и духовной. Созерцание идей, умозрение, есть созерцание особой — душевной, либо духовной сущности этих идей. Со вторым родом нематериальной телесности сопряжено чувство красоты в иконописи.

    Чувственность — одна из черт телесности, ею устанавливается реальность материального или духовного мира, сила бытия. Ее остается только принять или констатировать. Есть чувственность внешняя, сопряженная с восприятием материальных вещей. И есть чувственность внутренняя для созерцания идей. Обе они у человека предполагают друг друга, на них основано искусство. Тенденция изобразительности обусловлена плотско-душевной чувственностью, а тенденция выразительности — душевно-духовной чувственностью. Идеальное и реальное разделимы только в мышлении, но не в действительности.

    Идеи не только знают себя, но и чувствуют. Идея ощущает себя в красоте. Тем самым она любит самое себя. Во влечении материи к собственной форме — идее — коренится основа искусства. Искусство есть таинственное преодоление материи идей. Искусство просветляет материю идей, создает новую святую телесность. Экстраполируя концепцию изобразительности и выразительности на творчество художника, можно определить характер создаваемого им искусства. Если художник более духовен, то он стремится изображать предельные внутренние глубины, а если нет, то — внешние, через телесные характеристики.

    Цвет — наиболее семиотическое явление в культуре, в том числе, в изобразительной. «Цвет можно трактовать как символ, намекающий на то, что порой не может быть показано, будь то образ Бога, высших космических сил или потустороннего бытия» [1]. Знаковая функция цвета ярко прослеживается в изображении сакральных сущностей. «Сакральное» здесь понимается как «близость к абсолюту» (Богу), «пронизанность какого-либо человеческого феномена светом абсолюта» [2].

    Цветовые символы применяются для выражения сакрального мироотношения людей. Особенно интересно в этом ключе цвето-категориальное выражение идей Абсолюта, Бога. Для этой цели в иконописи использовалось и используется нетленное золото. Золото — суверен среди цветов. Золото символизировало и божественное начало, и Христа, и солнце, и царя, и вечный свет.

    Золотой цвет имел разное концептуальное использование в Московской, Псковской, Новгородской иконописных школах.

    В целом анализ всего цветового решения задачи изображения и выражения святых начал в рассматриваемых школах позволяет сделать вывод: каждая школа открыла собственное неповторимое видение божественного мира. Тем не менее, все эти школы объединяет общее стремление работать с цветовыми структурами как с системой общих понятий. Тот или иной цвет применялся для передачи глубинной философской сущности священного мира, нес сложную символическую нагрузку. Весьма значительный вклад в прояснение цветовой символизации внес П.А. Флоренский. В его учении о первосимволах раскрывается эссенциальное значение цвета. У Флоренского цветовая символика выражает три следующих момента:

    Бытие в себе, Бога в себе — здесь преобладает цвет красный и белый. Именно из света, по мнению мыслителя, происходит красный цвет, цвет божественной любви, и белый цвет, цвет божественной мудрости.

    Логос в мире, обнаружение жизни символизируют голубой и желтые цвета. Это символы духа мудрости.

    Зеленый цвет символизирует действие [3].

    П.А. Флоренский показал, что основная характеристика иконописи — метафизика света. Изображаемое на иконе произведено светом, а не совещено источником света. Если в дохристианском искусстве преобладающее значение имело осязание, то в христианской культуре — свет и его видение. «Иконопись изображает вещи, как производимые светом, а не освещенные источником света», — подчеркивал П.А. Флоренский [4].

    В иконописных произведениях мы видим лики — явленные: образ Божий и Самого Бога. Благодаря иконам мы видим не изображение, а саму Богоматерь. Икона позволяет совершить восхождение от образа к первообразу. Икона представляет собой свет духовной сущности. А потому лобызание икон, каждение перед ними, возжигание свеч и лампад, по сути есть «преступное идолопоклонство» [5].

    Учение П.А. Флоренского о цвете весьма актуально, его популяризация и развитие позволяет включить в гносеологию новый раздел о человеческом разуме — раздел об умном цветосозерцании, цветовом мышлении. Философия как любовь к мудрости тогда дополнится любовью не только через слово, но и через свет.

    Концепция знаковой функции цвета и света в выражении разного рода сакральных сущностей подтверждается анализом визуально-цветового языка икон Феофана Грека, Андрея Рублева, современной иконописи.

    Подобный анализ фресок собора Спаса Преображенья в Новгороде выявляет, других икон, созданных в новгородский период творчества Феофана Грека, приводит к следующему выводу: иконописцу удается с помощью такого выразительного средства, как яркий насыщенный цвет и его сочетания, донести до нас глубинную сущность явлений, которые невозможно передать во внешних предметных формах. В Новгороде Феофан Грек писал в ярких, насыщенных цветах, но лики святых полны внутреннего страдания, суровы.

    После новгородского наступает новый этап в творчестве Феофана Грека — московский. Среди упоминаемых летописями московских работ этого автора сохранилась лишь одна — Деисусный чин Благовещенского собора. Символическое значение цветовых сочетаний иконы Преображенье Спасо-Преображенского собора в городе Переславль-Залесский, икон Спаса Богоматери, апостолов Петра и Павла, в Благовещенском соборе, для которых характерна более спокойная цветовая гамма, даже приглушенная, как бы разбавленная серой краской, позволяет сделать вывод, что перед нами другой, неземной мир, и икона выступает посредником между материальным и духовным мирами, что позволяет, в свою очередь, говорить об индивидуальном философско-цветовом решении автора.

    Именно цвет, тон, контраст и их сочетания, являются теми первостепенными семиотическими средствами, которыми иконописец передавал предельные философские идеи. Цвет играет здесь такую же роль, как слова и предложения в книге, рождая сложные образы в нашем сознании. Иконы Феофана Грека относятся к духовному искусству и к высшему типу его проявления — гармонии изобразительных и выразительных средств. Эта гармония достигается путем передачи традиционно принятого в иконописи подобия во внешних формах и одновременно выражения сакральной сущности через цвет. Цвет выступает как мощное выразительное средство благодаря своему символически-образному языку.

    Такое же отношение к цвету является характерным и для Андрея Рублева в его «Троице». Для творчества этого автора характерен созерцательный образ — это сложение особой интонации светлой печали, противопоставление земной жизни сиянию грядущего небесного блаженства. Иконописец стремился к достижению гармонии. Поэтому он взял за основу Троицу Ветхозаветную, а не Новозаветную, хотя связь между ними, безусловно, прослеживается. Символические атрибуты иконы: престол для трапезы, находящаяся в центре престола жертвенная чаша, а также Мамврийский дуб, храм и гора — суть выражение философских понятий, соответственно.

    В творчестве современных российских иконописцев, таких, например, как отец Сергий (в миру — Сергей Симаков), надо отметить цветовые решения, которые придают своеобразие его иконам, но в то же время обнаруживается ряд общих, родственных художественных решений с иконами XIV–XV вв.

    Живопись И. Кислицына, другого заметного современного художника, можно назвать музыкой в красках и образах. В его полотнах все символично, лишено случайного: святые, ангелы, плывущие старцы, крылатые кони, вещие птицы и вестники — свидетели его сокровенного духовного бытия. Крылатые кони, вещие птицы прослеживаются в таких произведениях И. Кислицына как «Красный конь» из цикла «Апокалипсис» (1989 г.), «Рождество» из цикла «Праздники» (1988 г.). В мироощущении этого художника цвет занимает особое место. Цвет для И. Кислицына — это язык умных чувств, на котором он обращается к зрителю и несет в мир невыразимое.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что искусство использования цветовых символов, мастерство цветового мышления служат великому делу возрождения русской духовности.

    Примечания

    [1] Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1997. № 7. С. 36.
    Назад

    [2] См.: Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург, 1993. С. 41.
    Назад

    [3] См.: Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. М., 1990. С. 376; Т. 2. М., 1990. С. 554-556.
    Назад

    [4] Флоренский П.А. Иконостас. М., 1993. С. 139.
    Назад

    [5] Там же. С. 69.
    Назад

     

     

    Текст приводится по изданию:

    Исаева М. В. Цветовая символизация священных объектов в иконописи // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Серия "Мыслители". Вып. 8. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского о-ва, 2001, с. 136-139.

     

    Первоначальный файл с сайта: web-кафедра философской антропологии.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659