НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Черняева С. А. Психологическая помощь в процессе христианской самореализации личности

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Черняева С. А.

    Психологическая помощь в процессе христианской самореализации личности

     

    Христианский путь развития личности может быть плодотворно осмыслен в терминах самореализации [Черняева С.А.‚ 2000]. Напомним‚ что под христианской самореализацией мы понимаем становление личности христианина как реализацию Божьего замысла именно об этом человеке. Такое становление – проявление сотрудничества самого человека с посылаемой ему Благодатной помощью. Оно включает в себя: понимание человеком своего христианского призвания‚ принятие его и поиск путей его реализации в конкретных условиях и обстоятельствах собственной жизни. Для иллюстрации правомерности такого подхода с христианской точки зрения приведём текст Григория Богослова (IV в.) о трёх видах рождения (первое рождение‚ подразумеваемое в цитируемом здесь тексте‚ – рождение по плоти): “После же рождения от Духа Святого на омытых водою при Крещении приходит свыше просвещение. Третье же рождение через слёзы покаяния и болезни очищает в нас образ Божий‚ омрачённый непотребностью греха. Если первое рождение от отца‚ второе – от Бога‚ а в третьем человек – сам себе родитель‚ чтобы явиться миру благим светом“ [Пестов Н.Е.‚ 1998‚ с. 5-6].

     

    Современная религиозная ситуация в России‚ вызванная насильственным прерыванием христианской традиции‚ имеет целый ряд особенностей‚ осложняющих самореализацию христиан. Доля людей‚ получивших религиозное воспитание‚ с детства ощущающих себя членами Церкви‚ среди современных христиан невелика. Люди‚ ощущающие религиозные потребности‚ переживающие религиозное обращение‚ с большим трудом осознают свой опыт именно как религиозный‚ что препятствует их воцерковлению. Люди‚ приходящие в Церковь взрослыми‚ несут в себе последствия пережитых психологических травм‚ негативный опыт прошлого. Иногда к христианству обращаются люди‚ занимавшиеся другими духовными практиками. Обретя веру‚ они стремятся перестроить своё поведение‚ заново осмыслить свои ценности. Часто этому препятствует окружение‚ в котором находится человек‚ переживающий религиозное обращение‚ а порой и та церковная среда‚ куда неофит пытается войти. В этой ситуации для людей‚ осознающих свои взгляды и происходящие в них изменения‚ замечающих изменения в себе‚ становится актуальной проблема психологической помощи. При этом для большинства христиан не христианская психологическая помощь чаще всего неприемлема. К сожалению‚ в нашей стране многие христиане предубеждены и против психологии‚ особенно практической. Н. Ф. Калина приводит в пример объявление у церковной ограды: “Не допускаются к причастию люди‚ имевшие общение со знахарями‚ колдунами‚ экстрасенсами и психотерапевтами“ [Калина Н.Ф.‚ 1997‚ с. 45].

     

    Во многих других странах словосочетание “христианская психология“ обычно. В США теологические семинарии имеют специальность “пастырское консультирование“ и готовят специалистов для психологической помощи при церковных общинах. В Италии‚ Испании‚ Польше‚ ряде других стран существуют Центры Призваний‚ объединяющие психологическое и духовное консультирование‚ а также курс подготовки к браку‚ организуемый и проводимый Церковью‚ но обязательно включающий в себя психологическую подготовку. В настоящее время в российской психологии можно наблюдать тенденцию к осмыслению как западного христианского психологического опыта [Начала...‚ 1995; Бондаренко А.Ф.‚ 1998]‚ так и святоотеческого психологического наследия [Ничипоров Б.В.‚ 1994; Начала...‚ 1995; Дворецкая М.Я.‚ 2000; Психотерапевтическая...‚ 2000; Шеховцева Л.Ф.‚ 2000; Авдеев Д.А.‚ Невярович В.К.‚ 2001]. Вышел целый ряд переводных книг по христианской психотерапии [Сейла Х.‚ 1995; Кильпяляйнен И.‚ 1998; Мюллер Й.‚ 1998; Брандт Г.Р.‚ 1999; Эвальдс Э.‚ 2000 и др.].

     

    Для освоения имеющегося опыта и дальнейшего развития христианской практической психологии представляется важным концептуальное осмысление методических основ христианской психологической помощи‚ сочетания в ней научно-профессионально-психологического и христианского. На наш взгляд‚ христианская психологическая помощь не есть новая психологическая техника‚ школа или направление в психологии‚ это прежде всего концептуальная система‚ базирующаяся на понимании психологии человека‚ отличающемся и от материалистического‚ основанного на теории отражения‚ и от материалистического‚ основанного на концепции З. Фрейда‚ и от юнгианского‚ и от бихевиористского‚ и от гуманистического‚ и от многих других. Здесь речь идёт не только об особенностях взаимоотношений с “клиентом“‚ но в первую очередь о концепции человеческой личности‚ о понимании мотивов‚ ценностей‚ динамики её развития. Такая концепция личности может быть построена на основе христианской антропологии‚ и её адекватное психологическое формулирование‚ вероятно‚ дело ближайшего будущего‚ предпринимаемые попытки [Дворецкая М.Я.‚ 2000; Шеховцева Л.Ф.‚ 2000] дают серьёзные основания на это надеяться.

     

    Отметим‚ что христианская психология мыслима главным образом как практическая‚ хотя и требует определённого уровня теоретического осмысления. Цель христианской практической психологии – поиск и апробация методов работы с христианами разной степени воцерковлённости‚ обращающимися за помощью. методов поддержки готовности к помощи у психолога‚ т.е. методов работы со всеми субъектами психологической помощи. Предметом христианской практической психологии является человек как образ и подобие Божие [Начала...‚ 1995].

     

    Конкретные методики помощи – одна из наименее разработанных проблем христианской практической психологии. Ведущей методикой‚ на наш взгляд‚ является психотерапевтическая беседа в русле когнитивного или когнитивно-эмотивного подхода‚ по возможности модификация других недирективных техник: психодрамы‚ социодрамы‚ некоторых арттерапевтических процедур‚ позитивной психотерапии‚ сказкотерапии и др.

     

    Для того чтобы острее выявились отличительные особенности христианской психологической помощи‚ сопоставим христианский и гуманистический (один из наиболее распространённых в настоящее время) подходы к психологической помощи.

     

    Их объединяют:

    1. Совместная работа консультируемого и консультанта и совместная ответственность за результат;

    2. Равенство позиций в диалоге;

    3. Безусловное принятие другого человека как личности;

    4. Уважение свободы консультируемого;

    5. Эмпатия к переживаниям консультируемого;

    6. Ориентирование преимущественно на сознание.

     

    Различия между этими подходами более значимы‚ чем их сходство:

     

    Христианский подход: Гуманистический подход:
    1. Христианская этика‚ ориентация на заповеди.
    2. Возможность оценки мыслей‚ ценностей‚ поступков‚ обсуждающихся в диалоге.
    3. Целью является помощь в преодолении страстных состояний. (В терминологии‚ принятой в христианской антропологии‚ “страсти“ – не синоним эмоций или чувств‚ а обозначение состояний‚ когда разум и воля не управляют поведением человека. На языке психологических терминов это могут быть аффективные проявления‚ акцентуации‚ актуализация комплексов‚ невротические состояния и т.п.)
    4. Источник изменений – помощь от Бога‚ но человек‚ переживающий проблему‚ должен иметь возможность эту помощь принять.
    1. Гуманистическая этика.
    2. Безоценочность‚ которая может привести к этическому релятивизму.
    3. Целью является самотождественность клиента.
    4. Источник изменений – в самом клиенте.

     

    Если говорить собственно о принципах христианской психологической помощи‚ то‚ не претендуя на полноту‚ назовём следующие:

    1. Авторитет Библии и христианской духовной литературы. (В сущности‚ любая психологическая школа в значительной мере опирается на авторитеты‚ верифицируемость которых проблематична.) Авторитет здесь понимается в онтологическом плане‚ чем обусловлено и ценностное‚ и этическое‚ и методическое следование этому субъектами взаимодействия. Авторитет Библии позволяет психологу-христианину и человеку‚ обратившемуся за помощью‚ иметь одинаковый подход к проблемной ситуации‚ совместно участвовать в поиске решений на основе христианских ценностей.

    2. Кросс-культурный‚ точнее‚ внекультурный характер [Сейла Х.‚ 1995]. Писание говорит: “Всякий верующий в Него не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином‚ потому‚ что один господь у всех‚ богатый для всех‚ призывающий Его“ (Рим. 10. 11-12). (Все цитаты из Библии приводятся по общепринятой схеме: сокращённое название книги‚ глава‚ стих.) Принадлежность к христианству‚ как правило‚ является более важной при осмыслении проблем‚ чем национальное самоопределение или общественные нормы. Христианская психологическая помощь до известной степени и внеконфессиональна‚ что требует от психолога знания особенностей духовной практики и вероучения основных христианских исповеданий.

    3. Христоцентричность. Целью взаимодействия в христианской помощи является близость субъектов взаимодействия к Богу‚ установление более близких‚ личных отношений с Христом‚ новое понимание этих отношений. Решение проблемы‚ выступившей в качестве запроса‚ является следствием этой близости. Первоначальный запрос может быть и вовсе снят в ходе общения. Вообще говоря‚ более нравственное поведение‚ улучшение самоконтроля‚ укрепление семьи и т.п.‚ часто называемые целью и результатом христианства‚ являются только его видимым следствием. Основная цель и смысл христианской жизни открываются христианину на его духовном пути. Выражение этого духовного опыта в понятийной форме не всегда возможно и не всегда полезно. Здесь этот аспект проблемы затрагивается в связи с проблемой христианской психологической помощи. Воспользуемся моделью‚ данной одним из христианских писателей‚ жившим в VI – VII вв.‚ Аввой Дорофеем. Бог есть центр‚ а люди мыслятся как радиусы‚ исходящие из центра. Чем ближе они подходят к центру‚ тем ближе становятся к другим радиусам. Близость к Богу‚ любовь соединяет человека и с ближними‚ так же как любовь к ближнему приближает к Богу.

    4. Разделение ответственности. Отказ от воздействия и управления [Начала...‚ 1995; Флоренская Г.А.‚ 1999]. Диалог христианского психолога с обратившимся за помощью всегда предполагает участие Третьего. “Где двое или трое собраны во имя Моё‚ там Я посреди них“ (Мф. 18‚ 20). Это в значительной мере снимает проблему ответственности за результат такого диалога по сравнению с другими видами психотерапевтических отношений. Если в директивных видах психотерапии ответственность лежит на психотерапевте‚ в гуманистической психотерапии некоторая часть ответственности – на клиенте‚ то в христианской психологической помощи ответственность за результат берёт на себя Помогающий‚ психолог является Его служителем‚ а ответственность за принятие помощи берёт на себя человек‚ за помощью обратившийся. Ответственность психолога-христианина – это ответственность не за результат‚ а за собственную компетентность и добросовестность. Ответственность обратившегося за помощью – это ответственность за желание и готовность измениться.

    5. Символичность. Многие виды психотерапии используют метафоры. Христианский психолог может привлекать христианские символы‚ что позволяет пользоваться энергией символа для помощи человеку. В практической деятельности автор данной работы применяет наработки многолетнего семинара по онтологическому символизму‚ руководимого психологом по образованию‚ протоиереем В. Цветковым.

    6. Обращение к духовному Я [Начала...‚ 1995; Флоренская Г.А.‚ 1999]. Речь идёт об обращении к образу Божию в человеке‚ к его совести в интуиции‚ которая позволяет человеку осознать духовное Я. При этом психологическая консультация не должна выполнять функцию проповеди или катехизационной беседы‚ но иногда принимает форму со-радования Благой Вести.

    7. Благодатная помощь таинств и молитвы. Христианская психологическая помощь предполагает совместную молитву или‚ по крайней мере‚ молитву психолога-христианина за своего клиента‚ а также участие субъектов помощи в Таинствах Церкви. Консультация у христианского психолога может помочь подготовиться к исповеди‚ но её не заменяет. Христианская психологическая помощь служит человеческой душе‚ помогая ей принять‚ вместить Благодать‚ подаваемую в Таинствах‚ прежде всего в Евхаристии.

    8. Понимание греховности человеческой природы и учёт состояния человека [Начала...‚ 1995]. “Нет праведного ни одного“ (Рим. 3‚ 10)‚ “Потому что все согрешили и лишены славы Божией‚ получая оправдание даром по благодати Его‚ искуплением во Христе Иисусе“ (Рим. 3‚ 23-24). Понимание греховности человеческой природы помогает психологу-христианину не становиться в позицию осуждения по отношению к наличному Я‚ принимать человека‚ сочувствуя его духовному состоянию. Старинное изречение “ненавидь грех‚ но люби грешника“ является хорошей подсказкой для психолога-христианина.

     

    На основе данных принципов может быть предложена модель взаимодействия и изменений в христианской психологической помощи. Особенности взаимодействия между психологом-христианином и клиентом на различных стадиях психологической помощи представлены в таблице.

     

    Содержание взаимодействия и изменений
    на различных стадиях психологической помощи

     

    Стадия помощи Содержание взаимодействия
    1. Установление контакта Взаимопонимание‚ взаимное принятие
    2. Формулирование первоначального запроса Формулировка проблемы и принятие запроса
    3. Ориентировка в проблеме Осмысление проблемы как состояния взаимоотношений с Христом
    4. Совместный труд Принятие воли Божьей о себе и выработка конкретных решений
    5. Возможные изменения и их развитие Воцерковление‚ борьба со страстями‚ построение христианских отношений с ближними

     

     

    Первоначально поставленная проблема чаще всего является частной‚ производной от более значительной. Христианский психолог может помочь новому видению проблемы. Помощь в выработке конкретных решений на 4-й стадии заключается в совместном труде с применением заповедей к конкретным обстоятельствам человека‚ обратившегося за помощью. Изменения‚ происходящие в людях‚ различны‚ но чаще всего они сопровождаются переживаниями освобождения и защищённости.

     

    В христианской практической психологии все личностные изменения рассматриваются не только в “пространстве“ человеческого взаимодействия‚ но и в диалоге‚ связи человеческих личностей с Богом. (Собственно слово “религия“ трактуется как связь‚ восстановление связи.) Результатом изменений является исцеление (восстановление целостности)‚ посылаемое от Бога и принимаемое в совместном труде. “Отложив всякую нечистоту и остаток злобы‚ в кротости примите насаждаемое слово‚ могущее спасти ваши души“ (Иак. 1‚ 21). Исцеление происходит прежде всего как восстановление целостности личности‚ устранение диссоциаций между духом‚ душой и телом в личностной тримерии. На уровне духа осуществляется действие христианской любви‚ на уровне души – принятие человека как образа и подобия Божия и психологическая помощь. Всё взаимодействие происходит в “пространстве“ Благодатной помощи и молитвы.

     

    На рисунке диссоциация между частями личностной тримерии клиента представлена разделением тела‚ души и духа‚ что изменяется при исцелении. Взаимодействие психолога-христианина и клиента происходит при воздействии на обоих субъектов Благодатной помощи.

    В христианской психологической практике могут встречаться запросы клиентов‚ не осмысленные как проблемы христианской жизни‚ где специфичным является только обращение именно к христианскому психологу и готовность к решению на основе христианского мировоззрения. Существует и специфическая проблематика обращения христиан к психологу. Наиболее часто в нашей практике встречались такие проблемы‚ как:

     

    • самореализация и осознание и реализация христианского призвания;
    • сложности синтеза мировоззрения и поведения (у новообращённых христиан‚ либо в юношеском возрасте);
    • сложности взаимоотношений‚ взаимопонимания с нехристианами‚ обоюдный “культурный шок“.

     

    Интересно‚ что некоторые проблемы‚ часто возникающие в обращении к психологу у нехристиан‚ значительно реже встречаются (или совсем не встречаются) у воцерковлённых христиан того же возраста и уровня образования. Прежде всего это проблемы страха смерти‚ трудности принятия смерти близкого человека‚ одиночество‚ переживания “ненужности“‚ неконтролируемая агрессивность‚ непонимание смысла жизни. Исследование‚ проведённое на студентах одного из санкт-петербургских педагогических колледжей и богословских курсов‚ показало‚ в частности‚ что углубление веры отрицательно коррелирует с переживаниями одиночества‚ даже у людей‚ не имеющих близких. По нашему опыту‚ наблюдается значительно более быстрое продвижение в решении проблем у воцерковлённых христиан по сравнению с нехристианами.

     

    Границы применимости христианской психологической помощи устанавливаются‚ с одной стороны‚ между психологической и психиатрической проблематикой‚ желательно с ведением больного-христианина врачом-христианином; с другой стороны‚ между психологической и духовной проблематикой‚ где обязательны духовное руководство‚ духовная помощь‚ осуществляемые уже не психологом‚ а священником.

     

    В России постсоветского периода психолог приобрёл значение некоего морального лидера. Человек‚ обращающийся к психологу‚ часто ожидает ответа на вопросы‚ связанные с пониманием смысла жизни‚ не осознавая‚ что требуемый ответ исходит не от “психологической науки“‚ а является производным от мировоззренческой позиции психолога. (Имеется в виду только работа дипломированных специалистов‚ так как иногда “психологами“ в силу авторитетности этого звания называют себя знахари‚ шарлатаны‚ экстрасенсы‚ лица‚ практикующие магию‚ и т.п.) Психология‚ осмыслившая себя как позитивная наука [Начала...‚ 1995]‚ отделившись от философии‚ отделилась и от этики‚ в связи с чем потеряла одно из своих важных оснований. Приведём несколько примеров проблемных ситуаций‚ требующих от психолога этического анализа‚ а от клиента – нравственного выбора:

    • нежелательная беременность;
    • состояние постабортного синдрома;
    • семейный конфликт‚ особенно связанный с супружеской изменой;
    • осознание влечения к лицу своего пола и т.п.

    В любой из этих ситуаций имманентно присутствует компонент нравственной оценки – у клиента‚ у его близких и у психолога. Наивно думать‚ что система моральных ценностей и оценок психолога абсолютно не влияет на анализ ситуации‚ который он производит с клиентом.

     

    Христианская психология не устраняется от нравственной оценки проблемы‚ тем самым позволяя вернуть в психологическую практику этическое измерение. При этом христианская психологическая практика предполагает сходство мировоззренческих позиций психолога и обращающихся к нему людей. Специалист‚ намеревающийся работать как христианский психолог-практик‚ должен быть обязательно практикующим (воцерковлённым) христианином. Контингент обращающихся за консультацией может быть шире: это и христиане разной степени воцерковлённости‚ и любой человек‚ до заключения психологического контракта осведомлённый‚ что имеет дело с психологом‚ работающим на основе христианских ценностей (возможно‚ в ходе первичной консультации такой клиент откажется от контракта). Если психологический контракт состоится‚ то результат психологической помощи может привести не только к решению первоначально заявленной проблемы‚ но и к более целостному (не обязательно христианскому) мировоззрению клиента.

     

     

    УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Авдеев Д.А.‚ Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. М.‚ 2001.
    2. Бондаренко А.Ф. Христианская психотерапия в США и англоязычном мире// Психологическое консультирование и психотерапия/ Под ред. А.Б. Фенько. М.‚ 1998.
    3. Брандт Г.Р. Корень проблемы. СПб.‚ 1999.
    4. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб.‚ 2000.
    5. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.‚ 1997.
    6. Кильпяляйнен И. Умеем ли мы слушать и помогать? СПб.‚ 1998.
    7. Мюллер Й. Бог – он иной. М.‚ 1998.
    8. Начала христианской психологии/ Под ред. Б.С. Братуся. М.‚ 1995.
    9. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.‚ 1994.
    10. Пестов Н.Е. Зарождение внутреннего‚ “духовного“‚ человека// Обновление человеческой души. М.‚ 1998.
    11. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.‚ 2000.
    12. Сейла Х. Совет за чашкой чая. Кобрин‚ 1995.
    13. Флоренская Г.А. Мир дома твоего. М.‚ 1999.
    14. Черняева С.А. Христианская самореализация личности: предмет и основные принципы// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4./ Под ред. Е.Ф. Рыбалко‚ Л.А. Коростылёвой. СПб.‚ 2000.
    15. Шеховцева Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб.‚ 2000.
    16. Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. СПб.‚ 2000.

     

     

    Издание:

    Черняева С. А. Психологическая помощь в процессе христианской самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. Под ред. Г.С. Никифорова‚ Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та‚ 2001. с. 150-160.

     

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

    Последнее обновление файла: 20.11.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659