ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Петр Дамаскин преп. Творения (текст по главам)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Петр Дамаскин преп.

    ТВОРЕНИЯ

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие к изданию в русском переводе I

    Предисловие подлинника V

    КНИГА ПЕРВАЯ

    Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина 1

    Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий 28

    О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть 34

    О второй заповеди и о том, что страх рождает плач 36

    О четырех добродетелях души 47

    О деятельном знании 49

    О том, что телесные добродетели суть орудия душевных 51

    О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума 53

    О том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями 55

    О восьми мысленных ведениях 59

    Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное 61

    О втором ведении 64

    О третьем ведении 68

    О четвертом ведении 82

    О пятом познании 100

    О шестом познании 101

    О седьмом познании 113

    О восьмом познании 114

    О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия 116

    Разделение молитвы всех познаний 119

    О смиренномудрии 121

    О бесстрастии 122

    Наилучшее распознание семи телесных деланий 127

    О рассуждении 130

    О чтении по Богу 134

    Об истинном рассуждении 140

    О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил 142

    Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей 145

    О том, как может кто-либо приобрести истинную веру 149

    О том, что страстным наиболее полезно безмолвие 155

    О том, что истинное покаяние есть великое благо 159

    Об общих и особенных благодеяниях Божиих 162

    О том, что Бог сотворил все к пользе нашей 164

    О том, что слово Божие не есть многословие 167

    О том, что без смиренномудрия невозможно спастись 169

    О назидании души добродетелями 177

    О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо 182

    О том, что частое напоминание Божественного Писания не есть многословие 187

    Изъяснение о лжеименном знании 191

    Исчисление добродетелей 210

    Исчисление страстей 213

    О различии помыслов и прилогов 217

    КНИГА ВТОРАЯ

    Слово 1. О духовной мудрости 227

    Слово 2. О вере 230

    Слово 3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном 235

    Слово 4. О благочестии 239

    Слово 5. О терпении 244

    Слово 6. О надежде (будущего) 249

    Слово 7. О беспристрастии 255

    Слово 8. Об умерщвлении страстей 260

    Слово 9. О честных страданиях Христовых 266

    Слово 10. О смирении 274

    Слово 11. О рассуждении 280

    Слово 12. О ведении чувственных творений 287

    Слово 13. О ведении мысленного 291

    Слово 14. Об истинном бесстрастии 294

    Слово 15. О Любви 296

    Слово 16. О ведении Бога 300

    Слово 17. О мудрости 302

    Слово 18. О целомудрии 304

    Слово 19. О мужестве 305

    Слово 20. О правде 306

    Слово 21. О совершенном мире помыслов 308

    Слово 22. О духовной радости 309

    Слово 23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия 315

    Слово 24. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное 323

     

     

    /В печатном издании Оглавление находится после "Предисловия к изданию в русском переводе", здесь же для удобства работы оно перенесено в начало – Прим. электр. Ред./

     

     



     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ
    В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ

    В предисловии к творению святого Петра Дамаскина, изданному в 1782 году в Венеции на греческом языке вместе с другими писаниями святых отцов и составившему большую книгу in folio, названную φιλοκαλία των ιερων νηωτικων, с которой сделан настоящий перевод, жизнь преподобного писателя отнесена к VIII веку, и сам он называется священномучеником и епископом Дамасским.

    В греческом же Синаксарнике 1), изданном в прошедшем столетии известным своими учеными трудами Святогорцем Никодимом 2), последний говорит, что было два священномученика Петра Дамасских. Первый – упоминаемый в приведенном

    _______

    1) См.: Συναξαριστής των δωδεκα μηνων. Τόμος έκτος. Εν Κονσταντινουπολει. 1842. Стран. 38 и 39.

    2) См.: О жизни и трудах Никодима Святогорца. Москва., 1865. Стран. 28

     

    – I –




    нами предисловии φιλοκαλία, и другой, скончавшийся от меча. Некоторые, продолжает Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни первому, а другие противоречат этому на основании того, что писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в Х столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил второй, священномученик Петр, живший позднее. Преосвященный Филарет Черниговский в своем "Историческом учении об Отцах Церкви" говорит также, что Петр Дамасский, сочинитель книги о духовной жизни, жил позднее VIII века 1).

    На основании всех сведений, имеющихся о святом Петре Дамаскине, писателе предлагаемой ныне в русском переводе книги, можно с достоверностью сказать, что он был инок, удостоенный священного сана, и впоследствии мученик. Время, в какое он жил, неизвестно достоверно, но достоверно то, что память его, по греческому Синаксарнику и древнему славянскому месяцеслову, упоминаемому преосвященным Филаретом, почитается 9 февраля.

    В подобном сочинении, конечно, важно не время жизни писателя и не иерархическая степень,

    _______

    1) См.: Историческое учение об Отцах Церкви. Том III. § 310. Стран. 436. С. П. Б. 1859.

     

    – II –




    которую он занимал, а нравственная польза, доставляемая его творением. В этом великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра. Предлагаемая теперь благочестивому вниманию читателей первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или "напоминание душе своей", как говорит сам святой в начале ее. Вероятно, потому она и не имеет особенного перечисления глав (как вторая часть); между отделами, надписания которых сделаны, может быть, впоследствии, существует тесная связь, и вся книга образует одно целое. Только прочитав всю ее со вниманием, можно составить себе должное понятие о глубокой духовной мудрости и практической пользе, которыми преисполнено это "напоминание святого Петра". В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно дознавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться.

    При переводе имелось в виду: держаться как можно ближе греческого подлинника, не оставляя без внимания и славянский перевод, сделанный,

     

    – III –




    впрочем, ранее 1), нежели книга святого Петра Дамаскина была напечатана на греческом языке. Наиболее замечательные различия выставлены в подстрочных примечаниях. Местами оказалось нужным жертвовать чистотою слога – точности перевода и терминологии, усвоенной постоянными читателями творений святых отцов, подвижников, обращающими прочитанное в самое дело.

    Повторяя это предисловие, написанное нами в 1874 году, считаем нужным прибавить, что в него вкралась неточность. На странице 4, после различных мнений о времени жизни писателя Петра Дамаскина сказано, что "время, в какое он жил, неизвестно достоверно". В ответ на это в "Братском Слове" за 1876 год, книга 3, стр. 196, было упомянуто и удостоверено тремя греческими рукописями, что писатель Петр Дамаскин жил в XII веке. С этим соглашаемся и нимало сему не противоречим.

     

    Ювеналий, Архиепископ
    Литовский и Виленский.

     

    25 Августа 1901 г.

           Вильна.

     

    _______

    1) См. Житие и писания старца Паисия. Москва. 1847. Стр. 221.

     

    – IV –




     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ ПОДЛИННИКА

    Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и ночь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это – не так, но во всякое время непрестанно,

     

    – V –




    пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси Манихеев и Арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался). Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную,– общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце:

     

    – VI –




    краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою (Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо – круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов,– собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.

    Если же кто желает получить два крыла духовного голубя, которых Давид искал, но не нашел, тот пусть трудолюбиво прочитывает эту книгу. Чудесно найдет он в ней одно крыло деяний, все посеребренное, и другое ведений, все златовидное; возвышаясь, с помощью обоих, от

     

    – VII –




    всего земного, возлетит он к небесной высоте и, как добрая голубица, поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве.

     

     

    __________

     

     

     

     

     

     

     

    – VIII –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.02.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659