ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 37.
    О тех, которые говорят, что избрание 1) того, что следует делать, находится в нашей власти, а осуществление (исход) избранного – во власти рока.

    Те, которые говорят, что выбор действий 2) находится в нашей власти, а исход (успех) избранного – во власти рока [а таковы – мудрейшие из Греков 3)], с одной стороны, отчасти правы, с другой стороны – ошибаются. Так, поскольку они полагают в нашей власти выбор действий, но не всецело и исход их, рассуждают правильно, а поскольку приписывают этот исход року, неправильно. В самом деле, они изобличаются, прежде всего, в том, что делают фатум несовершенным, если одно он может, другое – нет; затем, они ставят его в

    _______

    1) Так мы переводим греч. αίρεσίς, в отличие от προαιρεσις (выбор) как специально волевого акта, по Немезию. Впрочем, Немезий нередко отождествляет по значению оба эти термина. – Con. начинает здесь 3-ю гл. 6-й книги с таким же по смыслу заглавием. – В настоящей главе Немезий подвергает критической оценке учение умеренных фаталистов, которые утверждали, что воля наша свободна в области выбора, но что осуществление и исход наших решений и намерений всегда зависят от роковой необходимости.

    2) Των πραχτων – точнее: "того, что следует делать".

    3) Скобки подлинника.

     

    – 166 –




    зависимость от нашей воли 4): ведь они говорят, что дела рока следуют за ней (волей), и таким образом фатум оказывается, скорее, движимым нами, чем движущим нас, – и человек является господином рока 5), раз он образует (определяет) его своим выбором. Поэтому, должно (лучше 6)) полагать причину исхода (успеха) дел в Провидении. Ведь, это скорее – дело Провидения, чем рока. Действительно, Провидению свойственно сообщать (уделять) каждому по мере его надобности (пользы). И вследствие этого результат (успех) избранных (нами) действий, сообразно с (нашей) пользой, иногда наступает, иногда – нет 7). Если же фатум, который есть своего рода непрерывный ряд причин, – так именно определяют его стоики, – т.е., неизменный порядок и связь 8), приносит результаты, не соответствующие пользе (каждого 9)), но – по собственному движению и необходимости, то что они могут сказать о совершенно безумных и глупых, и потому – неспособных к выбору? В силу ли рока им присуще быть такими, или нет? Если не по воле рока, то, значит, они избежали рока, а если в силу рока, то с необходимостью, следует, что и выбор не в нашей власти. Ведь, если то, что лишено способности выбора, подлежит року, то, необходимо, также и то, что имеет способность выбора 10); и таким образом – возвращаются к тенденции первых фаталистов 11), утверждающих, что все происходит в силу рока. Излишня и борьба между рассудком и вожделением (которая бывает) у воздержанного и неумеренного. Ведь, если определено

    _______

    4) Буквально: "делают его следствием (результатом – παρακολούθημα) нашего решения", т. е., определения воля, γνώμης.

    5) Буквально: "человек сильнее (κυριώτερος) рока"...

    6) См. чтение Ant. ( Var. lect. Matth p. 300).

    7) Буквально: "иногда бывает (собственно, будет), иногда – не бывает".

    8) Это пояснительное определение в Ant. заключено для удобства в скобки, причем, и последняя фраза отнесена к определению стоиков. Определения "фатума" см. у Plutarch De placit. pbilosopb. I, 27 и 28. Matth. приводит еще другое стоическое определение по Diog. Laert, (Var. lect. p. 301). У Gall.: ή ειμαρμένη ειρμς τις αιτιών απαράβατος. Cicero: "(fatum est) ordo seriesque causarum, cum causa causae nexa, rem ex se gignit" (Annot. ed Oxon. p. 397).

    9) Добавлено для ясности в лат. перев. Ant.

    10) Подразумевается – зависит от него же (т. е. – от рока).

    11) См. латин. перевод; с греч. буквально: "к первым (фаталистам), утверждающим"... и т. д.

     

    – 167 –




    необходимостью это делать, а того не делать, то какая нужда в проявляющейся при этом 12) стойкости или борьбе? Но если 13) вместе с этим определено роком не только действовать, но даже – так именно действовать 14), то что иное утверждает говорящий это, как не то, что и выбор фатален? Ведь, именно выбор сражается с вожделением и в воздержанных побеждает, а в неумеренных 15) побеждается. Таким образом, разрушается первоначальное их положение 16), так как выбор уже не в нашей власти.

    _______

    12) Ευ αύτω мы переводит так на основании пояснений Matth. (p. 302); буквально же: "в нем", т. е., воздержном человеке.

    13) На основании Ant. издания.

    14) Подразумевается: "а не иначе"; т. е., поступать в известном определенном направлении.

    15) Т. е., натурах.

    16) Т. е., выставленное вначале этой главы положение умеренных фаталистов, что выбор действий – зависит от нас, а исход их – от фатума.

     

    – 168 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659