НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 35.
    О роке (судьбе) 1).

    Те, которые считают причиной всего происходящего круговращение звезд, не только противоречат общим понятиям, но представляют бесполезным и все государственное устройство. В самом деле, бессмысленны законы, излишни

    _______

    1) Общее заглавие: Περί άμαρμένης – De fato. Con. начинает книгу 6-ю: "De Fato. Caput I: Disputat contra fatum Stoicorum". Cp. Philopon. De opificio mundi, ed. by Reichardt, lib. IV, cap. 19, pag. 198.

     

    – 161 –




    судилища, наказывающие совершенно неповинных, несообразны порицание и похвала, бесполезны и молитвы, – если все управляется 2) роком. Исключается также Промысел вместе с религией, помимо того уже, что и человек оказывается только орудием происходящего вверху (лат. – небесного) круговращения, которым возбуждаются к деятельности не только члены тела, но и душевные помыслы. Вообще, рассуждающие таким образом наряду с свободной волей 3) выставляют также и природу случайного и, таким образом, делают не что иное, как ниспровергают вселенную. Несправедливы, затем, и сами звезды, одних делающие прелюбодеями, других – убийцами, – и, прежде всего, – Творец их, Бог, снимает с них вину если (раз) Он сотворил их такими, что они по необходимости прогрессивно причиняют нам зла, – так что безрассудность их не только сказывается в государственном устройстве, но являет Бога виновником гораздо больших зол, – да к тому же и нет возможности оправдать их предположение. Впрочем, нет нужды даже выслушивать это, раз оно заключает в себя очевидное богохульство и несообразность. А говорящие, что существует и то, что в нашей власти, и то, что в силу рока 4), [ведь всему происходящему сообщено нечто фатальное, – как например: воде – охлаждаться, каждому растению – приносить известный плод, камню – устремляться вниз, огню – вверх, – так же точно и животному – соглашаться и стремиться 5): и когда этому стремлению (желанию) ничто не противодействует из внешних вещей (обстоятельств) или по причине рока, тогда совершенно в нашей власти перейти (к действию) и мы во всяком случае переходим 6)], – так говорящие это, – каковы – из стоиков: Хризипп и Филопатор, и многие другие, даже знаменитые, – собственно утверждают 7), что все происходит по причине рока. Ведь, если даже

    _______

    2) Буквально с греч.: "раз все происходят сообразно (κατά) року"; в лат. вм. γινομένων стоит administrantur.

    3) В греч.: "с тем, что в нашей власти"; лат. Ant. – una cum libera voluntate.

    4) В лат. Ant. полнее и яснее: "а признающие и то, и другое, т. е., что и в нашей власти находится нечто, и что все происходит силой рока (судьбы)"... и т. д. Ср. Alex. Aphrod. De Fato, cap. 13.

    5) Лат. "желать" (appetere).

    6) Скобки подлинника.

    7) Буквально: "утверждают (доказывают) не иное что, как то, что все происходит по причине (в силу) рока".

     

    – 162 –




    желания (стремления), по их мнению, даются нам роком – причем, они иногда препятствуются (задерживаются) роком, а иногда – нет, – то очевидно, что все происходит силой рока, – даже то, что представляется находящимся в нашей власти; и мы снова воспользуемся теми же самыми соображениями против них, чтобы показать нелепость 8) этого мнения.

    В самом деле, если с установлением одних и тех же причин, как говорят они сами, совершенно необходимо, чтобы и происходило одно и то же, и невозможно, чтобы иногда было так, иногда иначе, вследствие того, – что от вечности так распределено это 9), – то необходимо, чтобы и желание (стремление) животного во всех отношениях и всецело, при существовании (сцеплении) одних и тех же причин, происходило так же 10). А если и желание (стремление) вытекает из необходимости 1), то что остается в нашей власти? 12)... Ведь то, что в нашей власти, должно быть свободным. А оно было бы свободным в том случае, если бы в обстановке одних и тех же причин 13) от нас зависело – иногда желать, а иногда не желать; если же и желание следует необходимости, то, очевидно, силой рока будет происходить и то, что относится к желанию, – хотя и от нас это происходит, сообразно нашей природе, стремлению и решению. А если бы было возможно, чтобы желание и не происходило так 14), то оказалось бы ложным положение, гласящее, что когда установлены одинаковые причины, необходимо, чтобы следовало одно и то же. Это же может быть открыто и в бессловесных (существах), и в бездушных (вещах). Ведь, если они (фаталисты) полагают желание в нашей власти – на том основании, что мы имеем его

    _______

    8) Буквально: "доказывая неосновательность"... – Издатель Оксфордский в своих примечаниях к настоящей главе, между прочим, замечает, что "против учения о fatum'e восставали не только некоторые философы, в особенности: Plutarchus, Ammonius, Luciantus, Cicero, – но и многие св. отцы Церкви: Justinus. Martyr, Apolog. 1, Irenaeus lib. 2 et alili passim, Tertullianus in Apol., Eusebius De prep. Evang. lib. 6, Epiphan. Haeres. 5, Greg. Nyssen. lib. Contra fatum, Chrysostom. etiam passim, и многие др." (см. Annotationes edit. Oxon. pag. 369).

    9) Вм. αύτά в некоторых код. ταύτας и ταύτα (Ant. A 1 и 2), т. е. – причины ("от вечности так установлены").

    10) Т. е неизменно одинаково.

    11) Лат.: "следует необходимости".

    12) Буквально.: "то где остается то, что в нашей власти"

    13) В лат. переводе добавлено – causis.

    14) Т. е., так, как указано выше, – в силу необходимости.

     

    – 163 –




    от природы, – то что мешает сказать, что и во власти огня находится – жечь, так как огонь жжет по природе?... Это, кажется, как-то и высказывает Филопатор в сочинении "О роке". Итак, производимое через нас роком не находится в нашей власти. Ведь, в таком же точно смысле будет находиться нечто и во власти лиры, и флейты, и других инструментов, и всего, лишенного разума и души, когда кто-либо действует посредством их; а это – абсурд.

     

    – 164 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659