ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 35.
    О роке (судьбе) 1).

    Те, которые считают причиной всего происходящего круговращение звезд, не только противоречат общим понятиям, но представляют бесполезным и все государственное устройство. В самом деле, бессмысленны законы, излишни

    _______

    1) Общее заглавие: Περί άμαρμένης – De fato. Con. начинает книгу 6-ю: "De Fato. Caput I: Disputat contra fatum Stoicorum". Cp. Philopon. De opificio mundi, ed. by Reichardt, lib. IV, cap. 19, pag. 198.

     

    – 161 –




    судилища, наказывающие совершенно неповинных, несообразны порицание и похвала, бесполезны и молитвы, – если все управляется 2) роком. Исключается также Промысел вместе с религией, помимо того уже, что и человек оказывается только орудием происходящего вверху (лат. – небесного) круговращения, которым возбуждаются к деятельности не только члены тела, но и душевные помыслы. Вообще, рассуждающие таким образом наряду с свободной волей 3) выставляют также и природу случайного и, таким образом, делают не что иное, как ниспровергают вселенную. Несправедливы, затем, и сами звезды, одних делающие прелюбодеями, других – убийцами, – и, прежде всего, – Творец их, Бог, снимает с них вину если (раз) Он сотворил их такими, что они по необходимости прогрессивно причиняют нам зла, – так что безрассудность их не только сказывается в государственном устройстве, но являет Бога виновником гораздо больших зол, – да к тому же и нет возможности оправдать их предположение. Впрочем, нет нужды даже выслушивать это, раз оно заключает в себя очевидное богохульство и несообразность. А говорящие, что существует и то, что в нашей власти, и то, что в силу рока 4), [ведь всему происходящему сообщено нечто фатальное, – как например: воде – охлаждаться, каждому растению – приносить известный плод, камню – устремляться вниз, огню – вверх, – так же точно и животному – соглашаться и стремиться 5): и когда этому стремлению (желанию) ничто не противодействует из внешних вещей (обстоятельств) или по причине рока, тогда совершенно в нашей власти перейти (к действию) и мы во всяком случае переходим 6)], – так говорящие это, – каковы – из стоиков: Хризипп и Филопатор, и многие другие, даже знаменитые, – собственно утверждают 7), что все происходит по причине рока. Ведь, если даже

    _______

    2) Буквально с греч.: "раз все происходят сообразно (κατά) року"; в лат. вм. γινομένων стоит administrantur.

    3) В греч.: "с тем, что в нашей власти"; лат. Ant. – una cum libera voluntate.

    4) В лат. Ant. полнее и яснее: "а признающие и то, и другое, т. е., что и в нашей власти находится нечто, и что все происходит силой рока (судьбы)"... и т. д. Ср. Alex. Aphrod. De Fato, cap. 13.

    5) Лат. "желать" (appetere).

    6) Скобки подлинника.

    7) Буквально: "утверждают (доказывают) не иное что, как то, что все происходит по причине (в силу) рока".

     

    – 162 –




    желания (стремления), по их мнению, даются нам роком – причем, они иногда препятствуются (задерживаются) роком, а иногда – нет, – то очевидно, что все происходит силой рока, – даже то, что представляется находящимся в нашей власти; и мы снова воспользуемся теми же самыми соображениями против них, чтобы показать нелепость 8) этого мнения.

    В самом деле, если с установлением одних и тех же причин, как говорят они сами, совершенно необходимо, чтобы и происходило одно и то же, и невозможно, чтобы иногда было так, иногда иначе, вследствие того, – что от вечности так распределено это 9), – то необходимо, чтобы и желание (стремление) животного во всех отношениях и всецело, при существовании (сцеплении) одних и тех же причин, происходило так же 10). А если и желание (стремление) вытекает из необходимости 1), то что остается в нашей власти? 12)... Ведь то, что в нашей власти, должно быть свободным. А оно было бы свободным в том случае, если бы в обстановке одних и тех же причин 13) от нас зависело – иногда желать, а иногда не желать; если же и желание следует необходимости, то, очевидно, силой рока будет происходить и то, что относится к желанию, – хотя и от нас это происходит, сообразно нашей природе, стремлению и решению. А если бы было возможно, чтобы желание и не происходило так 14), то оказалось бы ложным положение, гласящее, что когда установлены одинаковые причины, необходимо, чтобы следовало одно и то же. Это же может быть открыто и в бессловесных (существах), и в бездушных (вещах). Ведь, если они (фаталисты) полагают желание в нашей власти – на том основании, что мы имеем его

    _______

    8) Буквально: "доказывая неосновательность"... – Издатель Оксфордский в своих примечаниях к настоящей главе, между прочим, замечает, что "против учения о fatum'e восставали не только некоторые философы, в особенности: Plutarchus, Ammonius, Luciantus, Cicero, – но и многие св. отцы Церкви: Justinus. Martyr, Apolog. 1, Irenaeus lib. 2 et alili passim, Tertullianus in Apol., Eusebius De prep. Evang. lib. 6, Epiphan. Haeres. 5, Greg. Nyssen. lib. Contra fatum, Chrysostom. etiam passim, и многие др." (см. Annotationes edit. Oxon. pag. 369).

    9) Вм. αύτά в некоторых код. ταύτας и ταύτα (Ant. A 1 и 2), т. е. – причины ("от вечности так установлены").

    10) Т. е неизменно одинаково.

    11) Лат.: "следует необходимости".

    12) Буквально.: "то где остается то, что в нашей власти"

    13) В лат. переводе добавлено – causis.

    14) Т. е., так, как указано выше, – в силу необходимости.

     

    – 163 –




    от природы, – то что мешает сказать, что и во власти огня находится – жечь, так как огонь жжет по природе?... Это, кажется, как-то и высказывает Филопатор в сочинении "О роке". Итак, производимое через нас роком не находится в нашей власти. Ведь, в таком же точно смысле будет находиться нечто и во власти лиры, и флейты, и других инструментов, и всего, лишенного разума и души, когда кто-либо действует посредством их; а это – абсурд.

     

    – 164 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659